Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЗА́ХСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 414

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Измайлова
Казахский театр оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. Фото М. А. Гольбрайхта

КАЗА́ХСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА го­су­дар­ст­вен­ный ака­де­ми­че­ский име­ни Абая. Соз­дан в 1934 в Ал­ма-Ате как Ка­зах­ский муз. те­атр на ба­зе муз. сту­дии [ос­но­ва­на в 1933, в 1934 здесь по­став­ле­на муз. ко­ме­дия «Ай­ман и Шол­пан» на либр. М. Ау­эзо­ва с му­зы­кой в об­ра­бот­ке И. В. Ко­цы­ка; в спек­так­лях ба­лет­ной труп­пы под рук. А. А. Алек­сан­д­ро­ва (Мар­ти­рось­ян­ца) при­ни­ма­ла уча­стие груп­па уче­ни­ков ба­лет­но­го пе­да­го­га М. Ар­ци­ба­ше­вой]. С 1941 ака­де­ми­че­ский, с 1945 им. Абая. С 1935 в те­ат­ре ра­бо­та­ла рус. опер­ная труп­па (пер­вая по­ста­нов­ка – «Кар­мен» Ж. Би­зе). В 1936 муз. те­атр пре­об­ра­зо­ван в Объ­е­ди­нён­ный те­атр ка­зах­ской и рус. опе­ры, с 1937 Ка­зах­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та. Зда­ние те­ат­ра по­строе­но в 1941 (ар­хи­тек­то­ры Н. А. Про­ста­ков, Т. Ба­се­нов). Сре­ди по­став­лен­ных здесь нац. опер – «Кыз-Жи­бек» (пер­вая ка­зах. опе­ра, 1934), «Жал­быр» (1935), «Ер-Тар­гын» (1936) Е. Г. Бру­си­лов­ско­го; «Абай» А. Жу­ба­но­ва и Л. Ха­ми­ди (1944), «Бир­жан и Са­ра» М. Ту­ле­бае­ва (1946, 2-я ред. – 1957), «Ду­да­рай» Бру­си­лов­ско­го (1953), «На­зу­гум» К. Ку­жамь­я­ро­ва (пер­вая уй­гур­ская опе­ра, 1956); «Ка­мар-су­лу» (1963, 2-я ред. – 1982) и «Ал­па­мыс» (1973) Е. Рах­ма­дие­ва; «Ай­су­лу» С. Му­ха­ме­джа­но­ва (1964, 2-я ред. – 1973), «Ен­лик и Ке­бек» Г. Жу­ба­но­вой (1975), «Кур­ман­га­зы» Жу­ба­но­ва и Жу­ба­но­вой (1987), «То­ми­рис» А. Сер­ке­бае­ва (2007); сре­ди нац. ба­ле­тов – «Кал­ка­ман и Ма­мыр» (пер­вый ка­зах. ба­лет, 1938), «Кам­бар и На­зым» (1950) В. В. Ве­ли­ка­но­ва; «Ле­ген­да о бе­лой пти­це» и «Хи­ро­си­ма» Г. Жу­ба­но­вой (оба 1966); «Чин-То­мур» Ку­жамь­я­ро­ва (пер­вый уй­гур­ский ба­лет, 1969), «Ак­сак-ку­лан» Сер­ке­бае­ва (1975), «Фре­ски» Т. Мын­бае­ва (1981). Зна­чит. ме­сто в ре­пер­туа­ре за­ни­ма­ла опер­ная и ба­лет­ная клас­си­ка: про­из­ве­де­ния Дж. Вер­ди, Дж. Пуч­чи­ни, П. И. Чай­ков­ско­го, И. Ф. Стра­вин­ско­го и др.; на ка­зах. яз. бы­ли по­став­ле­ны «Ев­ге­ний Оне­гин» Чай­ков­ско­го, «Чио-Чио-сан» Пуч­чи­ни и др. опе­ры. Зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие нац. муз.-те­ат­раль­но­го иск-ва ока­за­ли: ди­ри­жё­ры Ф. Ман­су­ров, Г. Ду­га­шев, Т. Ос­ма­нов, В. Рут­тер; хор­мей­сте­ры Б. Жа­ман­ба­ев, Л. Ай­дар­бе­ко­ва; ре­жис­сё­ры К. Джан­дар­бе­ков, Б. Ря­би­кин, А. Мам­бе­тов; худож­ни­ки Г. Ис­маи­ло­ва, Е. Си­дор­кин, Э. Гей­деб­рехт, А. В. Не­на­шев; пев­цы К. Бай­сеи­то­ва, К. Бай­сеи­тов, К. Джан­дар­бе­ков, Г. Кур­ман­га­ли­ев, Р. Джа­ма­но­ва, Б. Ту­ле­ге­но­ва, Э. Эпо­неш­ни­ко­ва, Б. До­сым­жа­нов, Е. Сер­ке­ба­ев, А. Дни­шев, К. Кен­же­та­ев, М. Му­са­ба­ев, Н. Ка­ра­жи­ги­тов, Х. Ка­ли­лан­бе­ко­ва; хо­рео­гра­фы и ар­ти­сты ба­ле­та Д. Аби­ров, Б. Аю­ха­нов, З. Рай­ба­ев, Ш. Жи­ен­ку­ло­ва, Р. Байсеи­то­ва, З. Кас­тее­ва, Л. Ман­жи­кее­ва.

Лит.: Ку­зем­бае­ва С. А. Вос­петь пре­крас­ное. А.-А., 1982.

Вернуться к началу