Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНСТРУМЕНТОВЕ́ДЕНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 414

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Есипова
«Театр инструментов». Приложение к трактату «Об органографии» М. Преториуса. Вольфенбюттель, 1620. Архив БРЭ

ИНСТРУМЕНТОВЕ́ДЕНИЕ (ор­га­но­ло­гия), от­расль му­зы­ко­ве­де­ния, изу­чаю­щая муз. ин­ст­ру­мен­ты, их кон­ст­рук­цию, аку­стич. и ху­дож. свой­ст­ва. Свя­за­но с прак­ти­кой ин­ст­ру­мен­тов­ки и муз. ис­пол­ни­тель­ст­вом, из­го­тов­ле­ни­ем и рес­тав­ра­ци­ей муз. ин­ст­ру­мен­тов. Од­но из гл. на­прав­ле­ний И. – сис­те­ма­ти­ка муз. ин­ст­ру­мен­тов. Наи­бо­лее ран­ней счи­та­ет­ся др.-кит. клас­си­фи­ка­ция ба­инь («во­семь зву­ков»; из­ло­же­на в кн. «И цзин», 1-я пол. 1-го тыс. до н. э.), ос­но­ван­ная на ко­ор­ди­на­ции ма­те­риа­лов, из ко­то­рых сде­ла­ны ин­ст­ру­мен­ты или их осн. час­ти (ка­мень, ме­талл, бам­бук и т. д.), со сто­ро­на­ми све­та, вре­ме­на­ми го­да и др.; рас­про­стра­не­на в тра­диц. куль­ту­ре Вост. Азии, Вьет­на­ма, Мон­го­лии. В др.-инд. сис­те­ма­ти­ке (из­ло­же­на в трак­та­те «Нать­я­ша­ст­ра») ин­ст­ру­мен­ты объ­е­ди­не­ны в 4 ка­те­го­рии по ис­точ­ни­ку зву­ка. Опи­са­ние ин­ст­ру­мен­тов и по­пыт­ки их сис­те­ма­ти­за­ции пред­при­ни­ма­лись зап.-ев­роп. учё­ны­ми Сред­не­ве­ко­вья, Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко, муз. ин­ст­ру­мен­там и ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке по­свя­ще­ны трак­та­ты (ли­бо их час­ти) Й. Тинк­то­ри­са (ок. 1480), С. Вир­дун­га (1511), М. Аг­ри­ко­лы (1529), Х. Бер­му­до (1549; 1555), М. Мер­сен­на (1636–1637), А. Кирхе­ра (1650), И. Мат­те­зо­на (1713) и др. Наи­бо­лее зна­чи­те­лен трак­тат «Об ор­га­но­гра­фии» (1618, 2-я кн. «Уче­ния о му­зы­ке» – «Syntagma mu­sicum») М. Пре­то­риу­са, со­дер­жа­щий де­таль­ный эн­цик­ло­пе­дич. об­зор муз. ин­ст­ру­мен­тов и ил­лю­ст­ра­ции.

Ос­но­ву совр. ев­роп. клас­си­фи­ка­ции (4 клас­са по ис­точ­ни­ку зву­ка: хор­до­фо­ны, аэ­ро­фо­ны, мем­бра­но­фо­ны, идио­фо­ны; под­роб­нее см. в ст. Ин­ст­ру­мен­ты му­зы­каль­ные) со­ста­ви­ли идеи Ф. О. Ге­вар­та, раз­ви­тые бельг. учё­ным В. Ш. Ма­ий­о­ном в кон. 19 в. («Catalogue de­scriptif et ana­litique du Musée instru­men­tal du Conservatoire royal de musi­que de Bruxelles», vol. 1–5, 1883–1912) и до­ра­бо­тан­ные Э. фон Хорн­бо­сте­лем и К. Зак­сом. Эта клас­си­фи­ка­ция в 1930-е гг. бы­ла до­пол­не­на клас­сом элек­тро­фо­нов. Для опи­са­ния не­ев­ро­пей­ских ин­ст­ру­мен­тов с 1930-х гг. ис­поль­зу­ют­ся ти­по­вые на­зва­ния (по пред­ло­же­нию А. Шефф­не­ра). С кон. 20 в. И. всё боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ет ис­то­рич., эт­но­гра­фич. про­бле­ма­ти­ке, дос­ти­же­ни­ям совр. зву­ко­тех­ни­ки.

Лит.: Рим­ский-Кор­са­ков А. В., Дья­ко­нов Н. А. Му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты. Ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния и рас­че­та. М., 1952; Модр А. Му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты. М., 1959; Marcuse S. Musical instruments: a comprehensive dictio­nary. N. Y., 1975; Верт­ков К., Бла­го­да­тов Г., Язо­виц­кая Э. Ат­лас му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов на­ро­дов СССР. М., 1975; Schaeffner A. Origine des instruments de musique. 2 éd. P., 1980; Чу­ла­ки М. Ин­ст­ру­мен­ты сим­фо­ни­че­ско­го ор­ке­ст­ра. М., 1983; Хорн­бо­стель Э., Закс К. Сис­те­ма­ти­ка му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов // На­род­ные му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты и ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка. М., 1987. Ч. 1; Kartomi M. J. On concept and classifi­cation of musical instruments. Chi.; L., 1990; Му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты ми­ра. Ил­лю­стри­ро­ван­ная эн­ци­кло­пе­дия. Минск, 2001.

Вернуться к началу