Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗО́ННАЯ ТЕО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 551

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЗО́ННАЯ ТЕО́РИЯ му­зы­каль­но­го слу­ха, муз.-пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ция, объ­яс­няю­щая с еди­ной точ­ки зре­ния разл. сто­ро­ны му­зы­ки, гл. обр. в свя­зи с её ис­пол­не­ни­ем и вос­при­яти­ем. В ос­но­ве З. т. – вве­дён­ное Н. А. Гар­бу­зо­вым по­ня­тие зо­ны как ко­ли­че­ст­вен­ной ха­рак­те­ри­сти­ки сту­пе­не­вых ка­честв муз. зву­ков (см. Звук му­зы­каль­ный, Сту­пень). Со­глас­но этой кон­цеп­ции, ис­поль­зуе­мые в прак­ти­ке ху­дож. ка­че­ст­ва муз. зву­ка (вы­со­та, гром­кость, тембр, дли­тель­ность) со­хра­ня­ют­ся в от­но­си­тель­но ши­ро­ком диа­па­зо­не его фи­зич. ха­рак­те­ри­стик (час­то­та, ин­тен­сив­ность, обер­то­но­вый со­став, про­дол­жи­тель­ность). Ме­то­да­ми экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии до­ка­за­но, напр., что сту­пе­не­вое ка­че­ст­во зву­ка «ля» пер­вой ок­та­вы не пе­ре­хо­дит в со­сед­ние ка­че­ст­ва (по вы­со­те) в до­воль­но ши­ро­кой зо­не – при­мер­но от 430 до 450 Гц. Зо­на аб­со­лют­ных вы­сот (для лиц, об­ла­даю­щих аб­со­лют­ным слу­хом) со­став­ля­ет при­мер­но 80 цен­тов (0,8 тем­пе­ри­ро­ван­но­го по­лу­то­на), в край­них (пре­дель­но низ­ком и пре­дель­но вы­со­ком) ре­ги­ст­рах она рас­ши­ря­ет­ся до 200 цен­тов (т. е. дос­ти­га­ет це­ло­го то­на); для ин­тер­валь­но­го, от­но­си­тель­но­го, слу­ха зна­че­ние зо­ны у́же – 60–70 цен­тов. Внут­ри зо­ны тре­ни­ро­ван­ный слух раз­ли­ча­ет боль­шое ко­ли­че­ст­во ин­то­на­ци­он­ных от­тен­ков; это по­зво­ля­ет ис­пол­ни­те­лям на не­тем­пе­ри­ро­ван­ных ин­ст­ру­мен­тах (с не­фик­си­ро­ван­ным или час­тич­но фик­си­ро­ван­ным стро­ем) вно­сить ин­ди­ви­ду­аль­ные, не­от­ра­жае­мые в нот­ном тек­сте зву­ко­вы­сот­ные ню­ан­сы в про­цесс ис­пол­не­ния. По­ня­тие зо­ны рас­про­стра­не­но так­же на вос­при­ятие тем­па и рит­ма, ди­на­ми­че­ский (гром­ко­ст­ный) и тем­бро­вый слух, что от­кры­ло но­вые воз­мож­но­сти для изу­че­ния ху­дож. ин­тер­пре­та­ции муз. про­из­ве­де­ний.

Лит.: Н. А. Гар­бу­зов – му­зы­кант, ис­сле­до­ва­тель, пе­да­гог. М., 1980. См. так­же лит. при стать­ях Му­зы­каль­ная аку­сти­ка, Слух му­зы­каль­ный.

Вернуться к началу