ЗЕ́ЛЕНКА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕ́ЛЕНКА (Zelenka) Ян Дисмас (крещён 16.10.1679, Луновиче, близ Бланика – 22.12.1745, Дрезден), чеш. композитор. В сер. 1720-х гг. совершил путешествие в Италию, где предположительно брал уроки у А. Лотти, в 1717–19 учился в Вене у И. Й. Фукса. С 1711 работал (с перерывами) в придворной капелле в Дрездене: числился «контрабасистом», однако фактически был помощником капельмейстера И. Д. Хайнихена, а после смерти последнего в 1729 – капельмейстером. Творч. активность и карьера З. пошли на спад после 1733, когда капельмейстером был назначен И. А. Хассе. Знаменитые современники композитора Г. Ф. Телеман, И. Маттезон и, возможно, И. С. Бах знали сочинения З., восторженно отзывались о нём как о мастере контрапункта. В дальнейшем музыка З. была забыта (по-видимому, в связи с тем, что Саксония стала протестантской, а З. был ревностным католиком) и только во 2-й пол. 20 в. начала исполняться.
Яркий представитель эпохи барокко, З. широко использовал принципы риторики музыкальной, обращался к программности. Его эксперименты в области ритма исследователи связывают с чеш. фольклором. Оркестровка предвосхищает приёмы, типичные для венской классич. школы. Расцвет композиторской деятельности З. пришёлся на 1720-е и нач. 1730-х гг., когда были закончены наиболее известные его инструментальные сочинения – 5 каприччио для оркестра (с виртуозными валторновыми партиями), 6 трио-сонат для 2 гобоев, фагота и бассо континуо и пьеса «Ипохондрия, для 7 солистов», а также шедевры его духовной музыки – Реквием d-moll, многоголосные обработки псалмов «Miserere», «De profundis» и гимна «Te Deum», масштабный хоровой цикл «Респонсории Страстной недели» и оратория «Sub olea pacis et palma virtutis» («Под оливой мира и пальмой добродетели»; с подзаголовком «мелодрама о св. Венцеславе»). З. также принадлежат более 20 месс, среди которых выделяются мессы Бога Сына и Бога Отца, Месса всех святых, Вотивная месса.