Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ДУНАЕ́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 407-408

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

ДУНАЕ́ВСКИЙ Иса­ак Оси­по­вич [18(30).1.1900, г. Лох­ви­ца Пол­тав­ской губ. – 25.7.1955, Мо­ск­ва], рос. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, нар. арт. РСФСР (1950). Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков сов. опе­рет­ты, му­зы­кальной ки­но­ко­ме­дии, массо­вой пес­ни. Из се­мьи бан­ков­ско­го слу­жа­щего; дед ком­по­зи­то­ра, Си­мон Бе­ца­лев Ду­на­ев­ский, был из­вест­ным одес­ским кан­то­ром. Окон­чил музыкальное уч-ще, в 1919 – кон­сер­ва­то­рию в Харь­ко­ве по клас­сам скрип­ки И. Ю. Ахро­на и ком­по­зи­ции С. С. Бо­га­ты­рё­ва. В 1920–1924 зав. муз. ча­стью, ком­по­зи­тор и ди­ри­жёр Харь­ков­ско­го рус. дра­ма­тич. те­ат­ра (ком­по­зи­тор­ский де­бют – му­зы­ка к спек­так­лю «Же­нить­ба Фи­га­ро», 1920; ди­ри­жёр­ский – «Пе­ри­ко­ла» Ж. Оф­фен­ба­ха, 1921). С 1924 жил в Мо­ск­ве, зав. муз. ча­стью т. н. Фа­нер­но­го те­ат­ра (сад «Эр­ми­таж»), в 1926–28 – Те­ат­ра са­ти­ры (на­пи­сал му­зы­ку к 13 спек­так­лям), а так­же муз. рук. те­ат­ров им. МГСПС (в даль­ней­шем Те­атр им. Мос­со­ве­та) и Моск. дра­ма­ти­че­ско­го (быв. Те­атр Кор­ша), со­труд­ни­чал с Моск. те­ат­ром опе­рет­ты. В 1929–34 муз. ру­ко­во­ди­тель и гл. ди­ри­жёр Ле­нингр. мю­зик-хол­ла, для ко­то­ро­го совм. с Л. О. Утё­со­вым соз­дал ряд эс­т­рад­ных про­грамм. В эти го­ды Д. на­пи­сал му­зы­ку к 62 дра­ма­тич. спек­так­лям, 23 эс­т­рад­ным обо­зре­ни­ям, 6 во­де­ви­лям, со­чи­нил 2 ба­ле­та, опе­рет­ты «Жен­щи­ны в аду», «Пас­са­жир с "Океа­ни­ка"», «И на­шим и ва­шим», «Со­ло­мен­ная шляп­ка» и др. С сер. 1930-х гг. осн. об­ласть твор­че­ст­ва – пес­ни и ки­но­му­зы­ка. При­зна­ние и ус­пех ком­по­зи­то­ру при­нес­ла му­зы­ка к ки­но­ко­ме­дии «Ве­сё­лые ре­бя­та» реж. Г. В. Алек­сан­д­ро­ва (1934), творч. со­дру­же­ст­во с ко­то­рым реа­ли­зо­ва­лось в даль­ней­шем в ря­де по­пу­ляр­ней­ших филь­мов. В 1937–41 пред. Ле­нингр. от­де­ле­ния СК СССР, в 1938–41 ру­ко­во­ди­тель Ан­самб­ля пес­ни и пля­ски ле­нингр. Двор­ца пио­не­ров. Жи­вя в Ле­нин­гра­де, со­хра­нял творч. свя­зи с Мо­ск­вой: в 1938–1948 ру­ко­во­дил Ан­самб­лем ЦДКЖ (Центр. дом куль­ту­ры же­лез­но­до­рож­ни­ков), в 1938–39 со­труд­ни­чал с М. А. Бул­га­ко­вым (для Д. пи­са­тель со­чи­нил либр. опе­ры «Ра­шель» по рас­ска­зу Г. де Мо­пас­са­на «Ма­де­муа­зель Фи­фи»; не окон­че­на). В 1943 вер­нул­ся в Мо­ск­ву. Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны во гла­ве Ан­самб­ля ЦДКЖ со­вер­шал кон­церт­ные по­езд­ки по стра­не, вы­сту­пал в во­ин­ских час­тях, гос­пи­та­лях, на обо­рон­ных за­во­дах; соз­дал бо­лее 70 про­из­ве­де­ний на во­ен. те­му.

Д. – ав­тор св. 10 опе­ретт, в луч­ших из них – «Же­ни­хи» (1927), «Зо­ло­тая до­ли­на» (1937), «Воль­ный ве­тер» (1947), «Сын кло­уна» (1950), «Бе­лая ака­ция» (1955; все пост. в Моск. те­ат­ре опе­рет­ты) – клас­сич. тра­ди­ции жан­ра (Ж. Оф­фен­бах, И. Каль­ман, Ф. Ле­гар) свя­зал со сти­ли­сти­кой сов. мас­со­вой пес­ни и гор. фольк­ло­ра, ввёл боль­шие ан­самб­ли, раз­вёр­ну­тые фи­на­лы, сим­фо­нич. эпи­зо­ды. Ра­бо­тая в ки­но, од­ним из пер­вых отеч. ком­по­зи­то­ров на­де­лил му­зы­ку ка­че­ст­ва­ми ве­ду­ще­го эле­мен­та ки­но­дра­ма­тур­гии; при его уча­стии соз­да­но бо­лее 40 ху­дож. и до­ку­мен­таль­ных филь­мов. На­пи­сан­ная в ус­ло­ви­ях ста­лин­ско­го тер­ро­ра, му­зы­ка Д., од­на­ко, из­лу­ча­ла оп­ти­мизм и ра­дость; все­на­род­ную лю­бовь за­вое­ва­ла му­зы­ка к филь­мам «Ве­сё­лые ре­бя­та», «Три то­ва­ри­ща», «Вра­тарь», «Де­ти ка­пи­та­на Гран­та», «Цирк» и «Вол­га-Вол­га» (оба – Гос. пр. СССР, 1941), «Кон­церт Бет­хо­ве­на», «Свет­лый путь», «Вес­на»; «Ку­бан­ские ка­за­ки» (Гос. пр. СССР, 1951) и др. Пес­ни Д., мно­гие из ко­то­рых при­об­ре­ли ши­ро­кую из­вест­ность бла­го­да­ря ис­пол­не­нию Л. П. Ор­ло­вой, М. О. Рей­зе­ном, Утё­со­вым, К. И. Шуль­жен­ко, вы­ра­зи­ли ми­ро­ощу­ще­ние по­ко­ле­ния 1930-х гг. и ста­ли сим­во­ла­ми сов. об­раза жиз­ни. Ком­по­зи­тор соз­дал но­вый тип мас­со­вой пес­ни-мар­ша («Марш ве­сё­лых ре­бят», «Пес­ня о Ка­хов­ке», «Спор­тив­ный марш», «Пес­ня о ве­сё­лом вет­ре», «Марш эн­ту­зиа­стов»); сти­ли­сти­че­ски близ­ки к ним «по­пут­ные» пес­ни («Пу­ти-до­ро­ги», «До­рож­ная пес­ня»). Об­раз­цы ли­рич. про­из­ве­де­ний Д. – пес­ни из филь­мов «Вра­тарь», «Ис­ка­те­ли сча­стья», «Вол­га-Вол­га», пес­ни-валь­сы «Ве­чер валь­са», «Школь­ный вальс», «Мол­ча­ние», «Не за­бы­вай». Пе­сен­ные те­мы ор­га­нич­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся по за­ко­нам клас­си­ко-ро­ман­тич. сим­фо­низ­ма; увер­тю­ра к ф. «Де­ти ка­пи­та­на Гран­та», ор­ке­ст­ро­вый фи­нал ф. «Цирк», ин­тер­лю­дии в ф. «Вес­на» по­строе­ны на са­мо­сто­ят. те­ма­тич. ма­те­риа­ле и мог­ли бы быть час­тя­ми сим­фо­ний.

Осн. чер­та муз. сти­ля Д. – ме­ло­дич. рель­еф­ность и изо­бре­та­тель­ность; сам Д. оп­ре­де­лял ме­ло­дию как «жи­вое, ды­ша­щее су­ще­ст­во, у ко­то­ро­го свои ор­га­ны чувств, свои по­вад­ки, при­выч­ки, ка­при­зы». Ис­то­ки ме­ло­диз­ма Д. – в рус. гор. ро­ман­се, при­чуд­ли­во сме­шан­ном с ин­то­на­ция­ми му­зы­ки клез­ме­ров (евр. ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лей) и си­на­го­галь­но­го пе­ния, пе­сен и тан­цев Лат. Аме­ри­ки, джа­за (с ко­то­рым ком­по­зи­тор был зна­ком гл. обр. по му­зы­ке Дж. Гер­шви­на); фольк­лор­ные ин­то­на­ции пре­тво­ре­ны в пес­не «Ев­рей­ская ком­со­моль­ская» (из ф. «Ис­ка­те­ли сча­стья», 1936) и др. Д. умел мас­тер­ски ими­ти­ро­вать лю­бой стиль (об­ра­зец об­ра­бот­ки од­ной ме­ло­дии в укр., груз., тадж., евр. фольк­лор­ных сти­лях – ко­лы­бель­ная из ф. «Цирк»).

Пес­ня «Ле­ти­те, го­лу­би!» (из до­ку­мен­таль­но­го ф. «Мы за мир!», 1950) ста­ла сим­во­лом борь­бы за мир. На­ча­ло «Пес­ни о Ро­ди­не» из ф. «Цирк» ис­поль­зо­ва­лось в ка­че­ст­ве по­зыв­ных Все­со­юз­но­го ра­дио (с 1938). Пес­ня «Моя Мо­ск­ва» (сти­хи М. С. Ли­сян­ско­го и С. Аг­ра­ня­на, 1942) – Гимн Мо­ск­вы (с 1995).

Бра­тья Д.: Се­мён Оси­по­вич (Ио­си­фо­вич) (1906–86), ди­ри­жёр, хор­мей­стер, нар. арт. РСФСР (1969); Зи­но­вий Ио­си­фо­вич (1908–81), ком­по­зи­тор, засл. де­ят. ис­кусств УССР (1954).

Сы­но­вья Д.: Ев­ге­ний Исаа­ко­вич (1932–2000), ху­дож­ник; Мак­сим Исаа­ко­вич (р. 15.1.1945), ком­по­зи­тор, нар. арт. РФ (2006). В 1970 окон­чил Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции Т. Н. Хрен­ни­ко­ва. Ав­тор мю­зик­лов «Ти­ли-ти­ли-тес­то…» (1968, Мо­ск­ва), «Еме­ли­но сча­стье» (1975, Но­во­си­бирск), «Де­ти ка­пи­та­на Гран­та» (1987, Сверд­ловск), поп-опе­ры «Пло­вец» (1989, Моск. те­атр «Со­вре­мен­ник»), рок-опе­ры «Са­ло­мея» (1992, Мо­ск­ва), кан­тат «Ста­рые ко­раб­ли» (для хо­ра а ка­пел­ла, 1970) и «Ра­дуй­ся солн­цу, ра­дуй­ся жиз­ни!» (к 1100-ле­тию Пско­ва, 2003), кон­цер­та для ор­ке­ст­ра (1970), во­каль­ных цик­лов, ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лей, со­нат, му­зы­ки к спек­так­лям дра­матич. те­ат­ра, филь­мам (в т. ч. «Д’Ар­тань­ян и три муш­ке­тё­ра», 1978, «Ах, во­де­виль, во­де­виль…», 1979, «Кар­на­вал», 1981, «Ме­ри Поп­пинс, до сви­да­нья!», 1983, «В по­ис­ках ка­пи­та­на Гран­та», 1985, «Ло­вуш­ка для оди­но­ко­го муж­чи­ны», 1990, «Гра­ни­ца. Та­ёж­ный ро­ман», 2001), пе­сен (в т. ч. «Го­род­ские цве­ты», «Всё прой­дёт – и пе­чаль, и ра­дость», «Ли­стья жгут») и др.

Соч.: Вы­сту­п­ле­ния, ста­тьи, пись­ма. – Вос­по­ми­на­ния. М., 1961; Избр. пись­ма. Л., 1971; «Ко­гда ду­ша го­рит твор­че­ст­вом…»: Пись­ма к Р. Рысь­ки­ной. Ас­та­на, 2000; Поч­то­вый ро­ман: Пе­ре­пис­ка И. О. Ду­на­ев­ско­го и Л. С. Райнль. М., 2001; «Ес­ли Вам нуж­ны мои пись­ма…»: Пись­ма к Л. Г. Выт­чи­ко­вой. Пав­ло­дар, 2005.

Лит.: Ян­ков­ский М. И. О. Ду­на­ев­ский. Л.; М., 1940; Пэн А. И. Ду­на­ев­ский. М., 1956; Чер­нов А. И. О. Ду­на­ев­ский. М., 1961; Ми­хее­ва Л. И. О. Ду­на­ев­ский. Л., 1963; Са­рае­ва-Бон­дарь А. М. Ду­на­ев­ский в Ле­нин­гра­де. Л., 1985; Ша­фер Н. Г. Ду­на­ев­ский се­го­дня. М., 1988; он же. Ев­рей­ская судь­ба И. Ду­на­ев­ско­го // Кор­ни. 2005. № 26; Мин­че­нок Д. А. И. Ду­на­ев­ский. Боль­шой кон­церт. М.; Смо­ленск, 1998; он же. Ду­на­ев­ский: Крас­ный Мо­царт. М., 2006; И. О. Ду­на­ев­ский. Но­то-биб­лио­гра­фи­че­ский спра­воч­ник. М., 1971.

Вернуться к началу