Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОНИЦЕ́ТТИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 266-267

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Булычёва
Г. Доницетти.

ДОНИЦЕ́ТТИ (Donizetti) Га­эта­но (До­ме­ни­ко Га­эта­но Ма­рия) (29.11.1797, Бер­га­мо – 8.4.1848, там же), итал. ком­по­зи­тор. Из бед­ной се­мьи (отец ра­бо­тал швей­ца­ром). Изу­чал гар­мо­нию и кон­тра­пункт у С. Май­ра, в 1815–17 учил­ся в Бо­лон­ской конс. (фи­лар­мо­нич. ли­цее) у С. Мат­теи (ком­по­зи­ция). Ран­ние опе­ры («Пиг­ма­ли­он», 1816; «Эн­ри­ко, граф Бур­гунд­ский», пост. в 1818; «Пётр Ве­ли­кий», пост. в 1819; обе – в Ве­не­ции) на­пи­са­ны в сти­ле Май­ра, в даль­ней­шем Д. ис­пы­тал влия­ние Дж. Рос­си­ни. Ус­пе­хом поль­зо­ва­лись его опе­ры «Зо­раи­да Гра­над­ская» (пост. в 1822, Рим), «Цы­ган­ка» (пост. в 1822, Не­аполь). В 1822 Д. пе­ре­ехал в Не­аполь, в 1828–38 был ди­рек­то­ром ко­ро­лев­ских те­ат­ров, с 1834 проф. кон­сер­ва­то­рии. К нач. 1830-х гг. ком­по­зи­тор вы­ра­бо­тал свой ори­ги­наль­ный стиль. Об­ра­зец «не­ис­то­во­го» ро­ман­тиз­ма Д. – опе­ра «Ан­на Бо­лейн» (либр. Ф. Ро­ма­ни по од­но­им. тра­ге­дии А. Э. Пе­по­ли и дра­ме «Ген­рих VIII» М. Ж. Ше­нье, пост. в 1830, Ми­лан, те­атр «Кар­ка­но»; в гл. ро­лях вы­сту­пи­ли Дж. Пас­та и Дж. Б. Ру­би­ни), от­ме­чен­ная не­пре­рыв­но­стью муз. раз­ви­тия; в ме­ло­дич. сти­ле опе­ры ска­за­лось влия­ние кан­ти­ле­ны В. Бел­ли­ни. В опе­ре «Лук­ре­ция Борд­жиа» (либр. Ро­ма­ни по В. Гю­го, пост. в 1833, Ми­лан, «Ла Ска­ла») за­мет­но пре­об­ла­да­ние ан­самб­лей над соль­ны­ми но­ме­ра­ми.

В наи­бо­лее по­пу­ляр­ной опе­ре Д. «Лю­чия ди Лам­мер­мур» (либр. С. Кам­ма­ра­но по В. Скот­ту, пост. в 1835, Не­аполь, «Сан-Кар­ло») вос­про­из­ве­дён шотл. муз. ко­ло­рит. В куль­ми­на­ции опе­ры (сце­на су­ма­сше­ст­вия Лю­чии) для соз­да­ния фан­та­стич. эф­фек­та ис­поль­зо­ва­на стек­лян­ная гар­мо­ни­ка. «Ан­не Бо­лейн» и «Лю­чии» дра­ма­тур­ги­че­ски близ­ка опе­ра «Ро­бер­то Де­ве­рё» (либр. С. Кам­ма­ра­но по «Ели­за­ве­те Анг­лий­ской» Ф. Лан­се­ло, пост. в 1837, Не­аполь, «Сан-Кар­ло»), вен­чае­мая чрез­вы­чай­но слож­ной для ис­пол­не­ния соль­ной сце­ной гл. ге­рои­ни – ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты I Тю­дор.

Опе­рой «Ма­ри­но Фаль­е­ро» (1835) на­ча­лось со­труд­ни­че­ст­во ком­по­зи­то­ра с «Те­атр Италь­ен» в Па­ри­же, ку­да Д. пе­ре­ехал в 1838. В том же го­ду Д. соз­дал опе­ру «По­ли­евкт» (либр. Кам­ма­ра­но по П. Кор­не­лю), ко­то­рая бы­ла впер­вые по­став­ле­на в но­вой ре­дак­ции на франц. яз. под назв. «Му­че­ни­ки» (либр. Э. Скри­ба, пост. в 1840, Па­риж­ская опе­ра). Франц. и итал. тра­ди­ции спле­лись в ко­мич. опе­ре «Дочь пол­ка» (либр. Ж. А. Вер­нуа де Сен-Жор­жа и Ж. Ф. А. Бай­я­ра, пост. в 1840, Па­риж, «Опе­ра-Ко­мик») и в серь­ёз­ной «боль­шой опе­ре» «Фа­во­рит­ка» (либр. А. Ру­айе и Г. Ва­эза, пост. в 1840, Па­риж­ская опе­ра).

С 1842 Д. – ка­пель­мей­стер австр. дво­ра. Для Ве­ны на­пи­са­ны опе­ры «Лин­да ди Ша­му­ни» (в жан­ре се­ми­се­риа, либр. Г. Рос­си, пост. в 1842) и «Ма­рия ди Ро­ган» (либр. С. Кам­ма­ра­но, пост. в 1843, обе – «Керн­т­нер­тор­те­атер»). По­след­ние опе­ры Д. – «Дон Се­ба­сть­ян Пор­ту­галь­ский» (пост. в 1843, Па­риж­ская опе­ра) и «Ка­те­ри­на Кор­на­ро» (пост. в 1844, «Сан-­Кар­ло»). Все­го им на­пи­са­но ок. 70 опер, бо­лее 30 кан­тат, ду­хов­ные про­из­ве­де­ния (в т. ч. Ре­к­ви­ем), бо­лее 200 ро­ман­сов и пе­сен, ари­ет­ты, сим­фо­нии и др. ор­ке­ст­ро­вые пье­сы, во­каль­ные и ин­ст­ру­мен­таль­ные ан­самб­ли (в т. ч. 18 струн­ных квар­те­тов).

Твор­че­ст­во Д. зна­ме­ну­ет куль­ми­на­цию раз­ви­тия итал. ро­ман­тич. бель­кан­то. Тра­гич. кол­ли­зии, дей­ст­вен­ные, кон­флик­т­ные ан­самб­ли и гран­ди­оз­ные мас­со­вые сце­ны его опер ока­за­ли влия­ние на Дж. Вер­ди. Д. рав­но уда­ва­лись серь­ёз­ные и ко­мич. опе­ры; сре­ди по­след­них осо­бым ост­ро­уми­ем и в то же вре­мя по­этич­но­стью вы­де­ля­ют­ся «Лю­бов­ный на­пи­ток» (либр. Ф. Ро­ма­ни по Э. Скри­бу, пост. в 1832, Ми­лан, те­атр «Ка­ноб­бь­я­на»), в ко­то­рой тра­ди­ции опе­ры-­буф­фа со­еди­ня­ют­ся с ро­ман­тич. ли­риз­мом (по­пу­ля­рен ро­манс Не­мо­ри­но), и «Дон Пас­куа­ле» (либр. Дж. Руф­фи­ни и Д., пост. в 1843, Па­риж, «Те­атр Италь­ен»).

Его брат Джу­зеп­пе До­ни­цет­ти (1788–1856) – ди­ри­жёр и ком­по­зи­тор, с 1828 ру­ко­во­ди­тель во­ен. ор­кест­ров От­то­ман­ской им­пе­рии.

Лит.: Zavadini G. Donizetti: vita, musiche, epistolario. Bergamo, 1948; Weinstock H. Do­ni­zetti and the world of opera in Italy, Paris and Vienna in the 1st half of the 19th century. N. Y., 1963; «Donizetti Society Journal». 1974–; Allitt J. Donizetti and the tradition of romantic love. L., 1975; До­на­ти-Пет­те­ни Дж. Г. До­ни­цет­ти. Л., 1980; Ashbrook W. Donizetti and his operas. Camb., 1982; G. Donizetti / Ed. G. Tintori. Mil., 1983; Gossett P. Anna Bolena and the artistic maturity of G. Donizetti. Oxf., 1985; Fayad S. Donizetti a Napoli (1822–1838). Napoli, 1987; Studi su G. Donizetti nel bi­cen­te­na­rio della nascita (1797–1997) / Ed. M. Eynard. Bergamo, 1997; Фран­кка­рол­ли А. Г. До­ни­цет­ти. СПб., 2003.

Вернуться к началу