Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДО́ЛМЕЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 223-224

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
А. Долмеч.

ДО́ЛМЕЧ (Dolmetsch) Ар­нольд (24.2.1858, Ле-Ман, деп-т Сар­та, Фран­ция – 28.2.1940, Хейз­лмир, граф­ст­во Сур­рей), англ. ин­ст­ру­мен­таль­ный мас­тер, скри­пач, кла­ве­си­нист, гам­бист, лют­нист, му­зы­ко­вед. В 1881–83 учил­ся иг­ре на скрип­ке у А. Вьё­та­на и в Брюс­сель­ской конс., в 1889 окон­чил Ко­ро­лев­ский муз. кол­ледж в Лон­до­не. Под­дер­жи­вае­мый Дж. Гро­вом, стал од­ним из пер­вых про­па­ган­ди­стов ста­рин­ной му­зы­ки и тра­ди­ций ин­ст­ру­мен­таль­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва (см. Ау­тен­тич­ное ис­пол­ни­тель­ст­во). С 1890-х гг. уст­раи­вал кон­цер­ты ба­роч­ной му­зы­ки, об­ществ. ре­зо­нанс вы­зва­ло ис­пол­не­ние им за­бы­тых со­чи­не­ний для вио­лы да гам­ба (Б. Шоу в 1894 с вос­тор­гом от­зы­вал­ся о сыг­ран­ных Д. англ. ви­оль­ных фан­та­зи­ях). В 1893 Д. из­го­то­вил свою пер­вую лют­ню, в 1894 – пер­вый кла­ви­корд, в 1896 – кла­ве­син. В 1905–11 ру­ко­во­дил про­из-вом по ста­рин­ным об­раз­цам кла­ве­си­нов, кла­ви­кор­дов, лют­ней и ви­ол на фаб­ри­ке «Чи­ке­ринг» в Бос­то­не. В 1911–1914 ра­бо­тал на ро­яль­ной фаб­ри­ке «Га­во» в Па­ри­же. С 1914 жил в Ве­ли­ко­бри­та­нии, ос­но­вал ин­ст­ру­мен­таль­ную мас­тер­скую в Хейз­лми­ре, ко­то­рый стал бла­го­да­ря Д. об­ще­при­знан­ным цен­тром ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва и круп­ней­шим в Ев­ро­пе цен­тром по про­из-ву ста­рин­ных ин­ст­ру­мен­тов. Все­об­щее при­зна­ние по­лу­чи­ли блок­флей­ты из мас­тер­ской Д., из­го­тов­лен­ные по ба­роч­ным мо­де­лям (пер­вую та­кую флей­ту Д. сде­лал в 1919). В 1925 Д. ос­но­вал фес­ти­валь ста­рин­ной му­зы­ки в Хейз­лми­ре, в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ли его де­ти: Элен (1878–1924), гам­би­ст­ка; На­та­ли (1905–89), гам­би­ст­ка, ос­но­ва­тель­ни­ца брит. Об-ва вио­лы да гам­ба; Ру­дольф (1906–42), кла­ве­си­нист, гам­бист; Карл (1911–97), флей­тист, ос­но­ва­тель брит. Об-ва блок­флей­ти­стов. По­сле смер­ти от­ца Карл воз­гла­вил мас­тер­скую и взял на се­бя ру­ко­во­дство фести­ва­лем (ны­не Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь ста­рин­ной му­зы­ки Дол­ме­ча, про­во­дит­ся еже­год­но).

Д. – ав­тор ис­сле­до­ва­ния «Ин­тер­пре­та­ция му­зы­ки 17 и 18 вв., по ма­те­риа­лам со­вре­мен­ни­ков», по­ло­жив­ше­го на­ча­ло прак­тич. ос­вое­нию ста­рин­ной му­зы­ки. Ре­дак­тор со­чи­не­ний для скрип­ки А. Ко­рел­ли, Г. Пёр­сел­ла, Г. Ф. Ген­де­ля, со­б­ра­ния франц. пе­сен 12–18 вв., англ. му­зы­ки для кон­сор­та ви­ол. Д. так­же при­над­ле­жит при­ори­тет в ау­дио­за­пи­си ста­рин­ной му­зы­ки: наи­бо­лее ран­ние за­пи­си от­но­сят­ся к 1920; ок. 1933 за­пи­сан «Хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­ный кла­вир» И. С. Ба­ха на кла­ви­кор­де.

Ка­ва­лер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1938).

Соч.: The interpretation of the music of the XVII and XVIII сenturies revealed by contemporary evidence. 2nd ed. L., 1946.

Лит.: Donington R. The work and ideas of A. Dol­metsch. Haslemere, 1932; Dolmetsch M. Personal recollections of A. Dolmetsch. L., 1958; Campbell M. Dolmetsch: the man and his work. Seattle, 1975.

Вернуться к началу