Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИ́СКАНТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 54

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДИ́СКАНТ (ср.-век. лат. discantus, от дис... и лат. cantus – пе­ние, на­пев), 1) тех­ни­ка мно­го­го­лос­ной ком­по­зи­ции в му­зы­ке 12–15 вв. От ор­га­ну­ма нач. 12 в. от­ли­чал­ся гл. обр. точ­ной мет­рич. вы­ве­рен­но­стью (мен­зу­ра­ци­ей) всех го­ло­сов и со­зву­чий. Пер­во­на­чаль­но тер­мин обо­зна­чал двух­го­ло­сие в син­хрон­ном рит­ме («но­та про­тив но­ты») и пре­им. с про­ти­во­по­лож­ным дви­же­ни­ем го­ло­сов. В 14 в. (у уче­ни­ков Фи­лип­па де Вит­ри и Ио­ан­на де Му­ри­са) тех­ни­ка Д. вклю­ча­ет­ся в по­ня­тие кон­тра­пункт. В нач. 15 в. воз­ник т. н. англ. Д. (с па­рал­лель­ны­ми тер­ция­ми, сек­ста­ми; см. Ги­мель, Фо­бур­дон). 2) Вы­со­кий дет­ский пев­че­ский го­лос, а так­же ис­пол­няе­мая им пар­тия (в хо­ре ли­бо со­ло). Диа­па­зон от «до» пер­вой до «ля» вто­рой ок­та­вы. 3) Верх­ний го­лос мно­го­го­лос­ной муз. фак­ту­ры (в 4-го­лос­ном из­ло­же­нии обыч­но на­зы­ва­ет­ся со­пра­но). 4) В му­зы­ке 16–17 вв. на­име­но­ва­ние са­мо­го вы­со­ко­го ин­ст­ру­мен­та в се­мей­ст­ве (напр., Д.-вио­ла, Д.-тром­бон). 5) Один из ре­ги­ст­ров ор­га­на.

Лит.: Flotzinger R. Der Discantussatz im Mag­nus liber und seiner Nachfolge. W. u. a., 1969. См. так­же лит. при ст. По­ли­фо­ния.

Вернуться к началу