Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЛЬФ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 691-692

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Х. Вольф. Портрет работы А. Катцера (по фото Х. Хайда). 1889. Городской музей (Грац).

ВОЛЬФ (Wolf) Ху­го (13.3.1860, Вин­диш­грац, Юж. Шти­рия, ны­не Сло­вень­гра­дец, Сло­ве­ния – 22.2.1903, Ве­на), австр. ком­по­зи­тор, пиа­нист и муз. кри­тик. Один их круп­ней­ших мас­те­ров ка­мер­но-во­каль­ной ли­ри­ки кон. 19 в. С 1875 учил­ся в Вен­ской конс. (ис­клю­чён «за не­дис­ци­п­ли­ни­ро­ван­ность»), с 1877 – са­мо­стоя­тель­но. В 1875 по­зна­ко­мил­ся с Р. Ваг­не­ром, ко­то­ро­го бо­го­тво­рил, в 1879 – с И. Брам­сом. В 1881–82 ди­ри­жи­ро­вал в гор. те­ат­ре в Зальц­бур­ге. В 1884–87 со­труд­ни­чал в еже­не­дель­ной газ. «Wiе­ner Sa­lonb­latt», где по­ле­ми­зи­ро­вал с кри­ти­ка­ми-брам­си­ан­ца­ми (Э. Ганс­ли­ком, М. Каль­бе­ком), стра­ст­но за­щи­щал «но­ва­то­ров» (Ф. Лис­та, Ваг­не­ра и А. Брук­не­ра), про­ти­во­пос­тав­ляя их «кон­сер­ва­то­ру» Брам­су. Пер­вые круп­ные про­из­ве­де­ния: струн­ный квар­тет (d-moll, 1884) и сим­фо­нич. по­эма «Пен­те­си­лея» (по Г. фон Клей­сту, 1885). Пе­ре­лом­ным го­дом для В. стал 1888, ко­гда он соз­дал пер­вый боль­шой цикл пе­сен для го­ло­са с фп. «Сти­хо­тво­ре­ния Э. Мё­ри­ке» (вы­де­ля­ет­ся яр­ко д­ра­ма­тич. пес­ня «Ог­нен­ный всад­ник»). В 1889 за­кон­че­ны цик­лы «Сти­хо­тво­ре­ния Й. Эй­хен­дор­фа» и «Сти­хо­тво­ре­ния И. В. Гё­те», в 1890 – «Ста­рин­ные на­пе­вы. Шесть сти­хо­тво­ре­ний Г. Кел­ле­ра». В ря­де пе­сен об­ра­щал­ся к нем. пе­ре­во­дам исп. и итал. ли­ри­ки: Ис­пан­ская (по П. Хай­зе и Э. Гей­бе­лю, 1890) и Италь­ян­ская (по Хай­зе, 1896) кни­ги пе­сен, «Три сти­хо­тво­ре­ния Ми­кел­анд­же­ло» (1897). Вы­сту­пая в ан­самб­ле с пев­цом Ф. Йе­ге­ром, до­бил­ся при­зна­ния в Гер­ма­нии. Пе­ре­жив творч. кри­зис 1892–94, в 1895 В. соз­дал ко­мич. опе­ру «Кор­ре­хи­дор» (либр. Р. Май­ре­дер по но­вел­ле П. А. де Алар­ко­на «Тре­уголь­ная шля­па», пост. в 1896, Ман­гейм; 2-я ред. – 1898, Страс­бург; ред. Г. Ма­ле­ра – 1904, Ве­на, Гам­бург, Штут­гарт). В 1897–98 ра­бо­тал над тра­гич. опе­рой «Ма­ну­эль Ве­не­гас» (текст М. Хёр­не­са по ро­ма­ну «Мла­де­нец с ша­ром» Алар­ко­на; кон­церт­ное ис­пол­не­ние 5 за­вер­шён­ных сцен – 1903, Ман­гейм). С 1897 ком­по­зи­тор стра­дал ду­шев­ным рас­строй­ством; по­сле по­пыт­ки са­мо­убий­ст­ва в 1898 В. по­ме­щён в кли­ни­ку для ду­шев­но­боль­ных, где и умер.

Ав­тор ок. 300 пе­сен, В. на­сле­до­вал тра­ди­цию во­каль­ных цик­лов Ф. Шу­бер­та и Р. Шу­ма­на, их тен­ден­цию к фи­лос. уг­луб­ле­нию и обоб­ще­нию ро­ман­тич. тем и об­ра­зов, уме­ние в ла­ко­нич­ной фор­ме не­мно­ги­ми штри­ха­ми пе­ре­дать мно­го­гран­ное по­этич. со­дер­жа­ние; стре­мил­ся вы­явить ин­ди­ви­ду­аль­ную ма­не­ру каж­до­го по­эта. Воз­дей­ст­вие Р. Ваг­не­ра (гл. обр. изы­скан­но­го гар­мо­нич. сти­ля опе­ры «Три­стан и Изоль­да») ощу­ти­мо на про­тя­же­нии все­го творч. пу­ти В. («Пе­ре­гри­на», «Вздох» из «Сти­хо­тво­ре­ний Э. Мё­ри­ке», Исп. кни­га пе­сен, «Три сти­хо­тво­ре­ния Ми­ке­ланд­же­ло»). Ряд пе­сен пред­став­ля­ют со­бой мо­но­ло­гич. и ус­лов­но-диа­ло­гич. сцен­ки, от­ра­жаю­щие ин­те­рес ком­по­зи­то­ра к муз. те­ат­ру (боль­шин­ст­во «Сти­хо­тво­ре­ний Й. Эй­хен­дор­фа», «Нет, юно­ша», «Воз­люб­лен­но­го в Пен­не я имею» из Итал. кни­ги пе­сен); мет­кость об­ри­сов­ки дей­ст­вия, ха­рак­тер­ность ре­че­вых ин­то­на­ций род­нят их с реа­листич. ис­ка­ния­ми рус. ком­по­зи­то­ров – А. С. Дар­го­мыж­ско­го, М. П. Му­сорг­ско­го, С. С. Про­кофь­е­ва. Ра­ди со­хра­не­ния в му­зы­ке смы­сло­вых и син­так­сич. ак­цен­тов сти­ха В. за­час­тую от­ка­зы­вал­ся от фор­маль­ной сим­мет­рии муз. по­строе­ний; важ­ней­ший те­ма­тич. ма­те­ри­ал пес­ни не­ред­ко со­сре­до­то­чен в фп. пар­тии, обоб­щаю­щей и тон­ко де­та­ли­зи­рую­щей осн. об­раз сред­ст­ва­ми гар­мо­нии и фак­ту­ры.

Сре­ди ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний из­вест­но­стью поль­зу­ет­ся Италь­ян­ская се­ре­на­да для струн­но­го квар­те­та (1887) и её ав­тор­ская аран­жи­ров­ка для ор­ке­стра (1892). Не­ко­то­рые пес­ни пе­ре­ло­же­ны ав­то­ром для го­ло­са с ор­ке­ст­ром (2 ду­хов­ные пес­ни из Исп. кни­ги пе­сен пе­ре­ло­же­ны И. Ф. Стра­вин­ским), а так­же для хо­ра.

Нот­ные изд.: Sämtliche Werke / Hrsg. von H. Jancik u. a. W., 1960–. Bd 1–.

Соч.: Musikalische Kritiken. Lpz., 1911.

Лит.: Decsey E. H. Wolf. Lpz.; B., 1903–1906. Bd 1–4; Newman E. H. Wolf. L., 1907; Bieri G. Die Lieder von H. Wolf. Bern; Lpz., 1935; Sams E. The songs of H. Wolf. N. Y., 1962; Вуль­фи­ус П. А. Г. Вольф и его «Сти­хо­тво­ре­ния Эй­хен­дор­фа». М., 1970; он же. Г. Вольф: От ис­то­ков до за­ка­та ро­ман­ти­че­ской пес­ни // он же. Ста­тьи. Вос­по­ми­на­ния. Пуб­ли­ци­сти­ка. Л., 1980; Carner M. H. Wolf songs. L., 1982; Werba E. H. Wolf und seine Lieder. W., 1984; Ossenkop D. H. Wolf: a guide to research. N. Y., 1988; Кон­нов В. Пес­ни Г. Воль­фа. М., 1988; он же. Г. Вольф // Му­зы­ка Ав­ст­рии и Гер­ма­нии XIX в. М., 2003. Кн. 3; Youens S. H. Wolf: the vocal music. Princeton, 1992; H. Wolf / Hrsg. von H. C. Metzger, R. Rien. Münch., 1992 (Mu­sik-Konzepte. Bd 75).

Вернуться к началу