Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИЧЕНТИ́НО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 413

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Зубов
Н. Вичентино. Гравюра 16 в.

ВИЧЕНТИ́НО (Vicentino) Ни­ко­ла (1511, Ви­чен­ца – ок. 1576, Ми­лан), итал. ком­по­зи­тор, муз. тео­ре­тик, изо­бре­та­тель. Уче­ник А. Вил­лар­та. Со­сто­ял на служ­бе у кар­ди­на­ла Ип­по­ли­та II д’Эсте в Фер­ра­ре и Ри­ме, обу­чал му­зы­ке се­мью гер­цо­га Эр­ко­ле II, ок. 1563–64 был ка­пель­мей­сте­ром ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Ви­чен­цы, за­тем жил в Ми­ла­не. На пуб­лич­ном дис­пу­те с пор­туг. тео­ре­ти­ком В. Лу­зи­та­но в Ри­ме (1551) от­стаи­вал взгляд на ан­тич­ные ро­ды ме­ло­са (диа­то­ни­ку, хро­ма­ти­ку, энар­мо­ни­ку) как ла­до­вую ос­но­ву со­вре­мен­ной ему му­зы­ки. Про­иг­рав дис­пут, раз­вил свою тео­рию ла­дов, кон­тра­пунк­та и муз. но­та­ции в трак­та­те «Древ­няя му­зы­ка, све­дён­ная к со­вре­мен­ной прак­ти­ке» («L’antica musica ri­dotta alla moderna prattica…», 1555). Син­те­зи­ро­вал муз. тео­рию свое­го вре­ме­ни с ан­тич­ной (в из­ло­же­нии Бо­эция). Прак­тич. во­пло­ще­ни­ем идей В. ста­ла по­строй­ка им ар­ки­чем­ба­ло и ар­ки­ор­га­на (1561) – экс­пе­рим. кла­виш­ных муз. ин­ст­ру­мен­тов, по­зво­ляю­щих из­вле­кать мик­ро­ин­тер­ва­лы. Ав­тор 2 сб-ков пя­ти­го­лос­ных мад­ри­га­лов (1546, 1572), мо­те­тов.

Соч.: Opera omnia / Ed. H. W. Kaufmann. Ro­ma, 1963 (Corpus mensurabilis musicae. T. 26).

Лит.: Kaufmann H. W. The life and works of N. Vicentino. S. l., 1966; Niedermüller P. La mu­sica cromatica ridotta alla pratica vi­cen­ti­niana... // Neues musikwissenschaftliches Jahr­buch. Augsburg, 1997. Jg. 6. См. так­же лит. при ст. Воз­ро­ж­де­ние, Мик­ро­хро­ма­ти­ка.

Вернуться к началу