Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИРЕЛЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 368

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ВИРЕЛЕ́, ви­ре­лэ (франц. virelai, ста­ро­франц. vireli, от virer – по­во­ра­чи­вать­ся, кру­тить­ся), пе­сен­ная фор­ма во франц. по­эзии и му­зы­ке 13–15 вв., воз­мож­но, тан­це­валь­но­го про­ис­хо­ж­де­ния. В ос­но­ве струк­ту­ры – че­ре­до­ва­ние окайм­ляю­щей стро­фы-реф­ре­на (сло­вес­но­го и му­зы­каль­но­го; на схе­ме – A) и двух строф, из них пер­вая ме­ло­ди­че­ски са­мо­стоя­тель­на, вто­рая по­вто­ря­ет ме­ло­дию реф­ре­на с но­вым тек­стом: A bb1a A bb1a A… (му­зы­каль­но-тек­сто­вая по­лу­стро­фа b за­вер­ша­ет­ся от­кры­той, b1 – за­кры­той ме­ло­дич. ка­ден­ци­ей, ана­ло­гич­но мо­жет стро­ить­ся и реф­рен). Объ­ё­мы реф­ре­на и строф не рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны, риф­ма час­то, но не­обя­за­тель­но еди­ная. При­ме­ча­те­лен изы­скан­ный кон­траст длин­ных (6–7-слож­ных) и ко­рот­ких (2–3-слож­ных) строк. Те­ма­ти­ка сти­хов, как пра­ви­ло, ог­ра­ни­че­на тра­ди­ци­ей кур­ту­аз­ной ли­ри­ки. Вы­даю­щие­ся об­раз­цы – од­но­го­лос­ные ви­ре­ле Г. де Ма­шо «Douce dame jolie» («О, неж­ная ми­лая да­ма») и «Foy por­ter» («Ос­та­нусь пре­дан Вам»). Род­ст­вен­ная В. фор­ма в Ита­лии 2-й пол. 14 в. – бал­ла­та, встре­ча­ют­ся под­ра­жа­ния франц. об­раз­цам, напр. зна­ме­ни­тое 3-го­лос­ное ви­ре­ле Ф. Лан­ди­ни «Adiu, adiu, dous dame jolie» («Про­щай­те, про­щай­те, неж­ная ми­лая да­ма»), на­пи­сан­ное на смерть Ма­шо. См. так­же Ле, Твёр­дые фор­мы.

Вернуться к началу