Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИ́ЛЛАРТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 319

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ВИ́ЛЛАРТ (Willaert) Ад­ри­ан (ок. 1490, Брюг­ге – 7.12.1562, Ве­не­ция), ни­дерл. ком­по­зи­тор. Уче­ник Ж. Му­то­на. Ра­бо­тал пре­им. в Ита­лии, ку­да пе­ре­ехал пред­по­ло­жи­тель­но в 1514. С 1515 пев­чий на служ­бе у кар­ди­на­ла Ип­по­ли­та д’Эс­те в Фер­ра­ре, в 1518 по­се­тил с ним Венг­рию (воз­мож­но, так­же Поль­шу). С 1527 ру­ко­во­дил ка­пел­лой со­бо­ра Св. Мар­ка в Ве­не­ции. Ос­но­во­по­лож­ник ве­не­ци­ан­ской шко­лы по­ли­фо­ни­чес­кой му­зы­ки, сре­ди уче­ни­ков – К. де Ро­ре, А. Габ­рие­ли, Дж. Цар­ли­но. Пи­сал ду­хов­ную (мес­сы, мо­те­ты, гим­ны, мно­го­хор­ные псал­мы) и свет­скую (мад­ри­га­лы, вил­ла­нел­лы, шан­сон, ри­чер­ка­ры) му­зы­ку. Осн. часть на­сле­дия со­став­ля­ют 175 мо­те­тов на ка­но­нич. и сво­бод­но со­чи­нён­ные лат. тек­сты, боль­шая часть из них – че­ты­рёх-, пя­ти- и шес­ти­го­лос­ные, 5 – се­ми- и вось­ми­го­лос­ные. В ран­них мо­те­тах, сре­ди ко­то­рых са­мые из­вест­ные – «Christi virgo» («Де­ва Хри­сто­ва»), «Sa­luto te sancta virgo» («Ра­дуй­ся, Свя­тая Де­ва»), «Mag­num hereditatis myste­ri­um» («Ве­ли­кое та­ин­ст­во за­ча­тия»), В. осо­бен­но мно­го экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал в об­лас­ти кон­тра­пунк­та, гар­мо­нии, муз. дек­ла­ма­ции и рит­ма. Так, в мо­те­те на юмо­ри­стич. текст из по­сла­ния Го­ра­ция «Quid ebrietas non dis­signat» («К че­му толь­ко ни при­во­дит опь­я­не­ние») В. по­сле­до­ва­тель­но об­хо­дит то­наль­но­сти квин­то­во­го кру­га (в т. ч. не­обыч­ные для сво­его вре­ме­ни то­наль­но­сти да­лё­ких сте­пеней род­ст­ва), ру­ко­во­д­ству­ясь чёт­кой ди­дак­ти­че­ской за­да­чей – обу­чить му­зы­кан­тов пе­нию в чис­том строе (см. Строй му­зы­каль­ный). Вер­ши­на твор­че­ст­ва В. – мас­штаб­ные позд­ние мо­те­ты, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой об­раз­цы слож­ней­шей го­мо­фон­ной и по­ли­фо­ни­че­ской тех­ни­ки (опубл. в сб. «Но­вая му­зы­ка», 1559). Шес­ти- и се­ми­го­лос­ные мад­ри­га­лы (из то­го же сбор­ни­ка), на­пи­сан­ные на тек­сты со­не­тов Ф. Пет­рар­ки из кн. сти­хов «Кан­цонь­е­ре», – при­ме­ры раз­но­об­раз­ной и де­та­ли­зи­ро­ван­ной трак­тов­ки по­этич. тек­ста. По муз. сти­ли­сти­ке мад­ри­га­лы близ­ки мо­те­там, и обиль­ное ис­поль­зо­ва­ние в них приё­мов ими­та­ци­он­ной по­ли­фо­нии за­труд­ня­ет не­по­сред­ст­вен­ное вос­при­ятие рас­пе­вае­мо­го тек­ста.

Соч.: Opera omnia. Rome, 1950–1987–. Vol. 2, 4, 7, 8, 13 –. (Corpus mensurabilis musicae; 3).

Лит. см. при ст. Возрождение.

Вернуться к началу