Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИКТО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 309

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВИКТО́РИЯ (Victoria) То­мас Лу­ис де (1548, Ави­ла – 20.8.1611, Мад­рид), исп. ком­по­зи­тор и ор­га­нист. В 1565–87 жил в Ри­ме, окон­чил Герм. ие­зу­ит­ский кол­ледж, там же пре­по­да­вал и был ка­пель­мей­сте­ром (до 1576). Пред­по­ло­жи­тель­но учил­ся так­же у Дж. П. да Па­ле­ст­ри­ны. В 1575 ру­ко­по­ло­жен, в 1578–85 слу­жил в ц. Сан-Джи­ро­ла­мо-дел­ла-Ка­ри­та. С 1587 и до кон­ца дней слу­жил ка­пел­ла­ном и ор­га­ни­стом в мо­на­сты­ре кла­рис­сок в Мад­ри­де; бла­го­да­ря обес­пе­чен­но­му по­ло­же­нию осу­ще­ст­в­лял рос­кош­ные пуб­ли­ка­ции сво­их мно­го­числ. со­чи­не­ний. В 1594 ез­дил в Рим на по­хо­ро­ны Па­ле­ст­ри­ны. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель исп. по­ли­фо­ни­че­ской шко­лы, про­зван­ный «ис­пан­ским Па­ле­ст­ри­ной», В. пи­сал ду­хов­ную хо­ро­вую (в т. ч. для 2 и 3 хо­ров) му­зы­ку на лат. тек­сты: мес­сы, мо­те­ты, маг­ни­фи­ка­ты, се­к­вен­ции и др. Не­смот­ря на ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние ими­та­ци­он­ной тех­ни­ки и пре­об­ла­даю­щий по­ли­фо­ни­че­ский склад, гар­мо­ния В. боль­ше то­наль­но-функ­цио­наль­ная, чем мо­даль­ная (в т. ч. в «Мес­се чет­вёр­то­го то­на»). Не­обыч­ны для цер­ков­ной му­зы­ки то­го вре­ме­ни сме­ны 3- и 2-доль­но­го мет­ра, ме­ло­дич. изо­бре­та­тель­ность, в т. ч. ис­поль­зо­ва­ние хро­ма­ти­ки: так, му­зы­ка се­к­вен­ции «Victimae pasca­li» – «Пас­халь­ной жерт­ве» с пе­ре­ме­на­ми мет­ра вы­зы­ва­ет ас­со­циа­ции с виль­ян­си­ко; не­ко­то­рые мо­те­ты на­по­ми­на­ют по зву­ча­нию мад­ри­га­лы и др. Сре­ди са­мых из­вест­ных со­чи­не­ний В.: за­упо­кой­ная мес­са (на смерть имп. Ма­рии, 1605), оф­фи­ций Стра­ст­ной не­де­ли (вклю­ча­ет Плач про­ро­ка Ие­ре­мии, 18 рес­пон­со­ри­ев, «Стра­сти» по Мат­фею и Ио­ан­ну, 1585), мо­те­ты «O mag­num mysterium» («О, ве­ли­кое та­ин­ст­во», 1572; так­же од­но­им. мес­са, 1592) и «O vos omnes» («О, все вы», 1572), ан­ти­фо­ны на текст «Alma Re­demptoris ma­ter» («Мать-кор­ми­ли­ца Спа­си­те­ля»).

Лит.: Stevenson R. T. L. de Victoria. L.; N. Y., 1980; Cramer E. C. T. L. de Victoria: a guide to research. N. Y.; L., 1998.

Вернуться к началу