Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИБРА́ТО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 249-250

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВИБРА́ТО (итал. vibrato, от лат. vibro – ко­ле­бать), не­боль­шие пе­рио­дич. ко­ле­ба­ния вы­со­ты (так­же гром­ко­сти) зву­ка, при­ме­няе­мые в пе­нии и иг­ре на муз. ин­ст­ру­мен­тах с не­фик­си­ро­ван­ной или час­тич­но фик­си­ро­ван­ной на­строй­кой. Звук с В. при­об­ре­та­ет до­пол­нит. тем­бро­вые ка­че­ст­ва, ста­но­вит­ся тё­п­лым, эмо­цио­наль­но на­пря­жён­ным, ди­на­мич­ным. Эти ка­че­ст­ва зву­ка мо­гут варь­и­ро­вать­ся пу­тём не­зна­чит. из­ме­не­ний час­то­ты и ам­пли­ту­ды В. В пе­нии нор­маль­ная час­то­та В. ок. 5–7 Гц; В. мень­шей час­то­ты вос­при­ни­ма­ет­ся как ка­ча­ние го­ло­са, боль­шей – как тре­мо­ли­ро­ва­ние (см. Тре­мо­ло). В. – не­пре­мен­ный ат­ри­бут ро­ман­тич. ис­пол­ни­тель­ст­ва на смыч­ко­вых ин­стру­мен­тах. В хо­ро­вом пе­нии и ау­тен­тич­ном ис­пол­ни­тель­ст­ве В. на­хо­дит лишь ог­ра­нич. при­ме­не­ние (или во­все из­бе­га­ет­ся).

Лит.: Агар­ков О. М. Виб­ра­то как сред­ст­во му­зы­каль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти в иг­ре на скрип­ке. М., 1956; Рагс Ю.  Виб­ра­то и вос­при­ятие вы­со­ты // При­ме­не­ние аку­сти­че­ских ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния в му­зы­коз­на­нии. М., 1964.

Вернуться к началу