Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́НСКАЯ КЛАССИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 133

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. О. Чехович

ВЕ́НСКАЯ КЛАССИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, вен­ская клас­си­ка (нем. Wiener Klassik), сти­ле­вое на­прав­ле­ние в ев­роп. му­зы­ке, по­ло­жив­шее на­ча­ло клас­си­ко-ро­ман­тич. эпо­хе 2-й пол. 18 – 19 вв. Пред­ста­ви­те­ли – Й. Гайдн, В. А. Мо­царт, Л. ван Бет­хо­вен, ра­бо­тав­шие в Ве­не. В. к. ш. пре­ем­ст­вен­но свя­за­на с бер­лин­ской шко­лой, ман­гейм­ской шко­лой, а так­же ран­ней вен­ской шко­лой (Г. К. Ва­ген­зейль, М. Г. Монн, И. Г. Рой­тер, Й. Стар­цер), со­ста­вив­ши­ми эпо­ху, пе­ре­ход­ную от муз. ба­рок­ко к муз. клас­си­ке (см. так­же Га­лант­ный стиль). Во­бра­ла опыт итал. и франц. опе­ры 18 в., нем. и австр. зинг­шпи­ля. В раз­ное вре­мя и в раз­ной сте­пе­ни ис­пы­тав влия­ние И. С. Ба­ха и его сы­но­вей, Г. Ф. Ген­де­ля, Дж. Б. Сам­мар­ти­ни, К. В. Глю­ка (на­чав­ше­го свою опер­ную ре­фор­му в Ве­не в 1760-х гг. и за­вер­шивше­го её в Па­ри­же), Й. А. Бен­ды, И. Шо­бер­та, вен­ские клас­си­ки обоб­щи­ли весь пред­ше­ст­вую­щий опыт муз. иск-ва и сфор­ми­ро­ва­ли свой собств. стиль, от­ра­зив­ший подъ­ём нем. и австр. куль­ту­ры, идеи ев­роп. Про­све­ще­ния. В. к. ш. род­ст­вен­на вей­мар­ской клас­си­ке в лит-ре (И. В. Гё­те, Ф. Шил­лер; см. Вей­мар­ский клас­си­цизм), име­ет па­рал­ле­ли в ин­тел­лек­ту­аль­ной жиз­ни эпо­хи (клас­сич. нем. фи­ло­со­фия). От­час­ти со­гла­су­ясь со сти­ле­вой сис­те­мой клас­си­циз­ма, об­щей для раз­ных ви­дов иск-ва и ори­ен­ти­ро­ван­ной на ка­но­ны ан­тич­ной ху­дож. клас­си­ки, творч. дос­ти­же­ния В. к. ш. не­за­ви­си­мы от ан­тич­но­сти (муз. па­мят­ни­ков ко­то­рой поч­ти не ос­та­лось) и са­ми об­ра­зу­ют цен­но­ст­ную вер­ши­ну ев­ро­пей­ско­го муз.-ис­то­рич. про­цес­са.

В про­из­ве­де­ни­ях вен­ских клас­си­ков за­вер­шил­ся про­цесс ста­нов­ле­ния но­во­ев­ро­пей­ской т. н. ав­то­ном­ной му­зы­ки – свет­ской, сво­бод­ной от при­клад­ных за­дач об­слу­жи­ва­ния ри­туа­ла, бы­та, куль­та. Муз. ком­по­зи­ция, ра­нее счи­тав­шая­ся ре­мес­лом, ста­ла вы­со­ким ис­кус­ст­вом – са­мо­цен­ным, не­за­ви­си­мым от сло­ва и изо­бра­же­ния, нау­ки и ре­ли­гии. Бес­про­грамм­ная ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка при­об­ре­та­ет ста­тус уни­вер­саль­но­го «язы­ка чувств», до­пус­ка­ет и кон­крет­ные об­раз­ные ас­со­циа­ции (их по­рой под­ска­зы­ва­ет общ­ность ме­ло­ди­че­ско­го лек­си­ко­на опе­ры и сим­фо­нич. те­ма­тиз­ма), ста­но­вит­ся объ­ек­том при­сталь­но­го вслу­ши­ва­ния, по­ни­ма­ния и ис­тол­ко­ва­ния. В ней ста­ли ви­деть иде­аль­ное то­ж­де­ст­во эти­че­ско­го и эс­те­ти­че­ско­го («пре­крас­ное и доб­рое» – од­но из «об­щих мест» в пись­мах Л. ван Бет­хо­ве­на). Ос­во­бо­ж­де­ние му­зы­ки от вне­ху­до­же­ст­вен­ных це­лей, об­ре­те­ние ею но­вых смы­слов сов­па­ло с по­яв­ле­ни­ем в муз. жиз­ни Ве­ны пуб­лич­ных кон­цер­тов, уде­шев­ле­ни­ем но­топе­ча­та­ния, фор­ми­ро­ва­ни­ем но­во­го ти­па му­зыкан­та – сво­бод­но­го ху­дож­ни­ка, ста­новле­ни­ем ис­пол­ни­тель­ских спе­циа­ли­за­ций (в ча­ст­но­сти, про­фес­сии пиа­ни­ста). Ста­ли по­пу­ляр­ны­ми «ака­де­мии» – кон­цер­ты-бе­не­фи­сы по под­пис­ке в поль­зу ком­по­зи­то­ров. Рас­цвет до­маш­не­го (соль­но­го и ан­самб­ле­во­го) му­зи­ци­ро­ва­ния по­ро­дил по­вы­шен­ный спрос на ин­ст­ру­мен­таль­ную му­зы­ку. Важ­ная ис­то­рич. за­слу­га вен­ских клас­си­ков – окон­чат. кри­стал­ли­за­ция 4-ча­ст­но­го со­нат­но-сим­фо­нич. цик­ла (см. Цик­ли­че­ские фор­мы), со­нат­ной фор­мы, клас­сич. ва­риа­ци­он­ной фор­мы и жан­ров сим­фо­нии, со­на­ты, кон­цер­та и ка­мер­но­го ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля. В их пар­ти­ту­рах ста­би­ли­зи­ро­вал­ся со­став ма­ло­го сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра, груп­пы ин­ст­ру­мен­тов при­об­ре­ли функ­цио­наль­ную оп­ре­де­лён­ность. Ла­бо­ра­то­ри­ей ин­ст­ру­мен­таль­но­го пись­ма слу­жи­ли жан­ры при­клад­ной му­зы­ки (ди­вер­тис­мен­ты, се­ре­на­ды, ан­самб­ли для ду­хо­вых); бла­го­да­ря им В. А. Мо­царт стал пер­во­от­кры­ва­те­лем под­лин­но ор­ке­ст­ро­вой звуч­но­сти (ком­би­ни­руя на­ту­раль­ные мед­ные ду­хо­вые ин­ст­ру­мен­ты с де­ре­вян­ны­ми, ком­по­зи­тор до­бил­ся пол­но­ты и ров­но­сти зву­ча­ния ак­кор­дов во всех ре­ги­ст­рах). При пре­об­ла­даю­щем го­мо­фон­ном ти­пе пись­ма ка­мер­ные ан­самб­ли (фп. трио, струн­ный квар­тет и др.) обо­га­ти­лись по­ли­фо­ни­ей. Хо­ро­вая по­ли­фо­ния по тра­ди­ции за­ни­ма­ла зна­чит. ме­сто в жан­рах цер­ков­ной му­зы­ки (мес­са, мо­тет и др.), но в со­от­вет­ст­вии с об­щей тен­ден­ци­ей к се­ку­ля­ри­за­ции иск-ва бы­ла вре­мен­но по­тес­не­на го­мо­фо­ни­ей соль­ных арий и ан­самб­лей, пре­им. в сти­ле итал. опер­но­го бель­кан­то; её воз­ро­ж­де­ние свя­за­но с Мес­сой c-moll и Ре­к­вие­мом Мо­цар­та.

Про­све­ти­тель­ский иде­ал че­ло­ве­ка как сво­бод­ной, ра­зум­ной и ак­тив­ной лич­но­сти ска­зал­ся в муз. мыш­ле­нии, ко­то­рое у ком­по­зи­то­ров В. к. ш. ста­ло осо­бен­но ди­на­мич­ным. Клас­сич. чёт­кость и энер­гию, спо­соб­ность ох­ва­тить мно­го­об­раз­ные ти­пы муз. дви­же­ния при­об­ре­ла так­то­вая рит­ми­ка; важ­ней­шим смыс­ло­об­ра­зую­щим на­ча­лом ста­ла раз­ветв­лён­ная сис­те­ма тем­пов (их итал. на­име­но­ва­ния – сле­ды ба­роч­ной аф­фек­тов тео­рии). Ра­цио­наль­ная вы­ве­рен­ность зву­ко­от­но­ше­ний, ло­гич. цен­тра­ли­зо­ван­ность то­наль­но-мо­ду­ля­ци­он­ной сис­те­мы, ба­зи­рую­щей­ся на тем­пе­ра­ции, по­влек­ли за со­бой вы­тес­не­ние всех из­вест­ных в то вре­мя ла­дов дву­мя – ма­жо­ром и мино­ром. На об­ще­ев­ро­пей­ской поч­ве ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти стал воз­мож­ным ин­тер­на­цио­наль­ный син­тез, дос­тиг­ну­тый ком­по­зи­то­ра­ми В. к. ш.: пре­тво­ре­ние ин­то­на­ций мно­го­на­цио­наль­но­го австр. фольк­ло­ра в ин­ст­ру­мен­таль­ных цик­лах Й. Гайд­на; стиль В. А. Мо­цар­та, под­лин­но­го «гра­ж­да­ни­на ми­ра», впи­тав­ший во всех жан­рах (опе­ры, сим­фонии, кон­цер­ты для ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром, ан­самб­ли для разл. со­ста­вов, со­на­ты) наи­бо­лее цен­ные муз. дос­ти­же­ния куль­тур­ных сто­лиц Ев­ро­пы 18 в.; сплав нем.-австр., франц. (гл. обр. ге­рои­че­ской, свя­зан­ной с эпо­хой на­по­ле­о­нов­ских войн) и слав. ин­то­на­ци­он­но­сти в му­зы­ке Л. ван Бет­хо­ве­на.

В. к. ш. сти­ли­сти­че­ски близ­ки ком­по­зи­то­ры «вто­ро­го пла­на»: И. Г. Альб­рехт­сбер­гер (был из­вес­тен и как тео­ре­тик), К. Дит­терс­дорф, уче­ни­ки Мо­цар­та Ф. К. Зюс­майр и И. Н. Гум­мель, а так­же Й. Вёльфль (ав­тор сим­фо­ний, счи­тав­ший­ся гл. со­пер­ни­ком Бет­хо­ве­на в Ве­не). Не­по­сред­ст­вен­ное влия­ние В. к. ш. ис­пы­та­ли ран­ние ро­ман­ти­ки (Ф. Шу­берт, Ф. Мен­дель­сон); её воз­дей­ст­вие ска­за­лось на хо­де всей ев­роп. ис­то­рии му­зы­ки 19 в. (гл. обр. в об­ла­сти сим­фо­нич. твор­че­ст­ва, осо­бен­но за­мет­но – у И. Брам­са).

Лит.: Adler G. Die Wiener klassische Schule // Adler G. Handbuch der Musikgeschichte. 2. Aufl. B., 1930. Tl 2. B., 1961; Яло­вец Г. Юно­ше­ские про­из­ве­де­ния Бет­хо­ве­на и их ме­ло­ди­че­ская связь с Мо­цар­том, Гайд­ном и Ф. Э. Ба­хом // Про­бле­мы бет­хо­вен­ско­го сти­ля. М., 1932; Бю­кен Э. Му­зы­ка эпо­хи ро­ко­ко и клас­си­циз­ма. М., 1934; Ко­нен В. Те­атр и сим­фо­ния. Роль опе­ры в фор­ми­ро­ва­нии клас­си­че­ской сим­фо­нии. 2-е изд. М., 1975; Ratner L. G. Classic music: Expression, form, and style. N. Y.; L., 1985; Аберт Г. В. А. Мо­царт. 2-е изд. М., 1987–1990. Ч. 1–2. Кн. 1–4; Рол­лан Р. Му­зы­каль­но-ис­то­ри­че­ское на­сле­дие. М., 1988. Вып. 3; Eggebrecht H. H. Musik im Abendland. Münch.; W., 1991; Blume F. Klassik // Epochen der Musikgeschichte in Ein­zeldarstellungen. [Kassel, 1992]; Ки­рил­ли­на Л. Клас­си­че­ский стиль в му­зы­ке XVIII – нач. XIX вв.: са­мо­соз­на­ние эпо­хи и му­зы­каль­ная прак­ти­ка. М., 1996; Rosen Ch. The classical style. 2nd ed. N. Y.; L., 1997; Чи­га­ре­ва Е. И. Опе­ры Мо­цар­та в кон­тек­сте куль­ту­ры его вре­ме­ни. М., 2000; Фор­ту­на­тов Ю. А. Лек­ции по ис­то­рии ор­ке­ст­ро­вых сти­лей. М., 2004.

Вернуться к началу