Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАСИЛЕ́НКО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 625

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВАСИЛЕ́НКО Сер­гей Ни­ки­фо­ро­вич [18(30).3.1872, Мо­ск­ва – 11.3.1956, там же], рос. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пе­да­гог, нар. арт. Узб. ССР (1939), нар. арт. РСФСР (1940); д-р ис­кус­ст­во­ве­де­ния (1943). В 1895 окон­чил юри­дич. ф-т Мо­с­ков­ско­го ун-та, в 1901 – Моск. конс. (тео­рии му­зы­ки учил­ся у С. И. Та­нее­ва, ин­ст­ру­мен­тов­ке и ком­по­зи­ции – у М. М. Ип­по­ли­то­ва-Ива­но­ва). Под рук. С. В. Смо­лен­ско­го изу­чал др.-рус. крю­ко­вое пе­ние, об­раз­цы ко­то­ро­го ис­поль­зо­вал в опе­ре-кан­та­те «Ска­за­ние о гра­де ве­ли­ком Ки­те­же и ти­хом озе­ре Све­то­яре» (на сю­жет ста­ро­об­рядч. ле­ген­ды, 1901; пост. 1903, Мо­ск­ва). В 1907–17 ди­ри­жи­ро­вал ор­га­ни­зо­ван­ны­ми им об­ще­дос­туп­ны­ми «Ис­то­ри­че­ски­ми кон­цер­та­ми». С 1907 проф. Моск. конс., в 1932–41 и с 1943 зав. ка­фед­рой ин­ст­ру­мен­тов­ки (сре­ди уче­ни­ков: А. В. Алек­сан­д­ров, А. Н. Алек­сан­д­ров, Н. С. Го­ло­ва­нов, А. Ме­ри­кан­то, Л. А. По­ло­вин­кин, Д. Р. Ро­галь-Ле­виц­кий, Н. А. Ро­сла­вец). В твор­че­ст­ве опи­рал­ся на тра­ди­ции рус. му­зы­ки 19 в. и ко­ло­ри­стич. за­вое­ва­ния муз. им­прес­сио­низ­ма. В сим­фо­нич. по­эме «Сад смер­ти» (по «Кен­тер­виль­ско­му при­ви­де­нию» О. Уай­ль­да, 1908) об­ра­тил­ся к лит. сим­во­лиз­му. По­сле 1917 ак­тив­но уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве сов. муз. куль­ту­ры; один из ор­га­ни­за­то­ров муз. ра­дио­ве­ща­ния (1925). Уде­лял боль­шое вни­ма­ние иск-ву на­ро­дов СССР, был ав­то­ром пер­вых узб. муз.-сце­нич. про­из­ве­де­ний: опе­ры «Бу­ран» (совм. с М. А. Аш­ра­фи; 1939, Таш­кент), ба­ле­та «Ак­би­ляк» (1943, там же; 2-я ред. под назв. «Озо­да­чех­ра» – 1951, там же). Сре­ди муз. со­чинений: опе­ры «Сын Солн­ца» (1929, Мо­ск­ва), «Хри­сто­фор Ко­лумб» (1933, от­рыв­ки ис­пол­ня­лись в кон­цер­тах), «Су­во­ров» (1941; пост. 1942, Сверд­ловск); ба­ле­ты «Нойя» (1923), «Ио­сиф Пре­крас­ный» (1925, Мо­ск­ва), «В сол­неч­ных лу­чах» (1926, Одес­са), «Ло­ла» (1926; 2-я ред. – 1943, Мо­ск­ва), «Ка­ру­сель» (1933, там же), «Цы­га­ны» (по А. С. Пуш­ки­ну, 1937, Ле­нин­град), «Ми­ран­до­ли­на» (по ко­ме­дии «Хо­зяй­ка гос­ти­ни­цы» К. Голь­до­ни, 1949, Мо­ск­ва); 5 сим­фо­ний (1906–1934), сим­фо­нич. сюи­ты (в т. ч. «В сол­неч­ных лу­чах», 1911), кон­цер­ты с ор­ке­ст­ром для фп. (1949), для скрип­ки (1913, 1952) и др.; ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные про­из­ве­де­ния; ро­ман­сы (св. 200), об­ра­бот­ки нар. пе­сен, му­зы­ка к спек­так­лям драм. те­ат­ра и филь­мам. Гос. пр. СССР (1947). На­граж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Соч.: Ин­ст­ру­мен­тов­ка для сим­фо­ни­че­ско­го ор­ке­ст­ра. М., 1952–1959. Т. 1–2; Вос­по­ми­на­ния. М., 1979.

Лит.: По­ля­нов­ский Г. С. Н. Ва­си­лен­ко. Жизнь и твор­че­ст­во. [М.], 1964; Фор­ту­на­тов Ю. А. С. Н. Ва­си­лен­ко // Вы­даю­щие­ся дея­те­ли тео­ре­ти­ко-ком­по­зи­тор­ско­го фа­куль­те­та Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии. М., 1966; Ива­нов Г. К. С. Н. Ва­си­лен­ко. Но­то­гра­фи­че­ский спра­воч­ник. М., 1973; Кел­дыш Ю. В. С. Н. Ва­си­лен­ко // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1997. Т. 10А.

Вернуться к началу