Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРУ́КНЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 241-242

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. В. Мукосей

БРУ́КНЕР (Bruckner) Ан­тон (4.9.1824, Анс­фель­ден, близ Лин­ца – 11.10.1896, Ве­на; похоронен в мон. Св. Флориана близ Линца), австр. ком­по­зи­тор, ор­га­нист. Ро­дил­ся в се­мье сель­ско­го учи­те­ля. Пер­вые муз. на­вы­ки при­об­рёл под рук. от­ца. С 1837 пел в хо­ре, обу­чал­ся иг­ре на ор­га­не и скрип­ке в мон. Св. Фло­риа­на. В 1841–45 по­мощ­ник сель­ско­го учи­те­ля; в эти го­ды соз­дал пер­вые муз. со­чи­не­ния. В 1845–55 школь­ный учи­тель, с 1848 так­же ор­га­нист в мо­н. Св. Фло­ри­а­на. С 1855 со­бор­ный ор­га­нист г. Линц. В 1855–61 про­шёл (за­оч­но) курс гар­мо­нии и кон­тра­пунк­та у вен­ско­го муз. тео­ре­ти­ка С. Зех­те­ра, в 1861–63 за­ни­мал­ся фор­мой и ин­ст­ру­мен­тов­кой с ди­ри­жё­ром опер­но­го те­ат­ра в Лин­це О. Киц­ле­ром, под влия­ни­ем ко­то­ро­го на­чал изу­чать опе­ры Р. Ваг­не­ра. В 1865 в Мюн­хе­не со­стоя­лось его лич­ное зна­ком­ст­во с Ваг­не­ром. В 1864 Б. окон­чил Мес­су № 1 d-moll – пер­вое своё зре­лое со­чи­не­ние (ис­пол­не­на в том же го­ду в Линц­ском со­бо­ре), в 1866 – 1-ю сим­фо­нию (c-moll, ис­пол­не­на в 1868 в Лин­це под упр. ав­то­ра). С 1868 жил в Ве­не, пре­по­да­вал гар­мо­нию, кон­тра­пункт и иг­ру на ор­га­не в кон­сер­ва­то­рии Об-ва дру­зей му­зы­ки. С 1875 до­цент Вен­ско­го ун-та, с 1878 ор­га­нист При­двор­ной ка­пел­лы. Один из ве­ли­чай­ших ор­га­ни­стов-им­про­ви­за­то­ров сво­его вре­ме­ни, он с ус­пе­хом га­ст­ро­ли­ро­вал во Фран­ции (1869, иг­рал в т. ч. в со­бо­ре Нотр-Дам в Па­ри­же) и Ве­ли­ко­бри­та­нии (1871; уча­ст­во­вал в от­кры­тии «Аль­берт-хол­ла» в Лон­до­не). Му­зы­ка Б. в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни ма­ло ис­пол­ня­лась, встре­ча­ла не­по­ни­ма­ние пуб­ли­ки и рез­кое не­при­ятие кри­ти­ки (во гла­ве с Э. Ганс­ли­ком). Лишь по­сле пре­мье­ры 7-й сим­фо­нии в 1884 в Лейп­ци­ге, ко­то­рую с не­обы­чай­ным ус­пе­хом про­вёл А. фон Ни­киш, Б. стал ши­ро­ко из­вес­тен, его сим­фо­нии во­шли в ре­пер­ту­ар круп­ней­ших ди­ри­жёров – Х. Рих­те­ра, Ни­ки­ша, Ф. Вейн­гарт­не­ра.

Осн. часть на­сле­дия – сим­фо­нич. и ду­хов­ная му­зы­ка. На­ря­ду с И. Брам­сом и Г. Ма­ле­ром Б. – круп­ней­ший ав­ст­ро-нем. сим­фо­нист 2-й пол. 19 в. Его ком­по­зи­тор­ский стиль фор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем разл. тра­ди­ций ав­ст­ро-нем. му­зы­ки. В те­че­ние многих лет Б. за­ни­мал­ся поч­ти ис­клю­чи­тель­но цер­ков­ной му­зы­кой (соз­дал 3 «боль­шие» мес­сы, маг­ни­фи­кат, ре­к­ви­ем, ряд мо­те­тов и др. со­чи­не­ния на ду­хов­ные тек­сты) и толь­ко в 40 лет об­ра­тил­ся к ин­ст­ру­мен­таль­ным жан­рам, со­сре­до­то­чив­шись на сим­фо­нии (един­ст­вен­ное из­вест­ное ка­мер­ное про­изв. – струн­ный квин­тет F-dur, 1879). Он опи­рал­ся на тип 4-ча­ст­ной сим­фо­нии бет­хо­вен­ско­го об­раз­ца (пре­ж­де все­го на 9-ю сим­фо­нию Л. ван Бет­хо­ве­на, став­шую для Б. сво­его ро­да творч. мо­де­лью); идея про­грамм­но­сти, по­лу­чив­шая боль­шое рас­про­стра­не­ние в му­зы­ке позд­не­го ро­ман­тиз­ма, ему бы­ла чу­ж­да. Од­но­вре­мен­но в те­ма­тиз­ме и фор­мо­об­ра­зо­ва­нии его сим­фо­ний об­на­ру­жи­ва­ет­ся влия­ние ба­роч­ной тра­ди­ции. При­да­вая боль­шое зна­че­ние тео­ре­тич. зна­нию, Б. в со­вер­шен­ст­ве ов­ла­дел тех­ни­кой ком­по­зи­ции, в т. ч. по­ли­фо­ни­че­ской (его кон­тра­пунк­тич. мас­тер­ст­во наи­бо­лее на­гляд­но в 5-й сим­фо­нии B-dur, 1877). Б. не­ред­ко при­да­вал ор­ке­ст­ру ор­ган­ную звучность, ис­поль­зуя при ин­ст­ру­мен­тов­ке сим­фо­ний ха­рак­тер­ные для ор­га­на ти­пы фак­ту­ры, прин­ци­пы рас­пре­де­ле­ния тем­бров. Его глу­бо­кая и вос­тор­жен­ная ре­ли­ги­оз­ность («Te De­um», 1884, и 9-я сим­фо­ния по­свя­ще­ны «ми­ло­сти­во­му Бо­гу») на­шла вы­ра­же­ние в мис­тич. со­зер­ца­тель­но­сти мед­лен­ных час­тей и в экс­та­тич. куль­ми­на­ци­ях его сим­фо­ний; она про­яви­лась и в час­том об­ра­ще­нии к гри­го­ри­ан­ско­му хо­ра­лу. Б. глу­бо­ко по­чи­тал Р. Ваг­не­ра, пре­кло­нял­ся пе­ред его му­зы­кой (при этом муз.- эс­те­тич. идей Ваг­не­ра он не раз­де­лял), по­свя­тил ему 3-ю сим­фо­нию (d-moll, 1873), под впе­чат­ле­ни­ем его смер­ти на­пи­сал мед­лен­ную часть 7-й сим­фо­нии – од­но из луч­ших сво­их со­чи­не­ний. Влия­ние муз. язы­ка Ваг­не­ра от­ме­ча­ет­ся в гар­мо­нии и ор­ке­ст­ров­ке (в ча­ст­но­сти, в ис­поль­зо­ва­нии т. н. ваг­не­ров­ских туб). Ваг­нер, в свою оче­редь, вы­со­ко це­нил Б. и вы­ска­зы­вал­ся о нём как о «ве­ли­чай­шем сим­фо­ни­сте по­сле Бет­хо­ве­на». Боль­шие мас­шта­бы час­тей, тя­го­те­ние к мас­сив­но­му и мощ­но­му ор­ке­ст­ру, про­тя­жён­ное раз­вёр­ты­ва­ние – всё это про­яв­ле­ние эпи­чес­ких черт в его сти­ле. В ка­ж­дой сим­фо­нии Б. сле­до­вал раз и на­все­гда из­бран­ной мо­де­ли, ут­вер­ждаю­щей иде­ал гар­мо­нии как итог дли­тель­ной, по-бет­хо­вен­ски на­пря­жён­ной ин­ст­ру­мен­таль­ной дра­мы. Обо­ст­ре­ни­ем тра­гич. кон­флик­тов, ин­тен­сив­ным раз­ви­ти­ем от­ме­че­ны 3 по­след­ние сим­фо­нии – 7-я (E-dur, 1883), 8-я (c-moll, 1887, 2-я ред. 1890, ис­пол­не­на в 1892 под упр. Х. Рих­те­ра) и 9-я (d-moll, не окон­че­на, впер­вые ис­пол­не­на в ре­дак­ции Ф. Лё­ве в 1903).

Стрем­ле­ние ком­по­зи­то­ра сде­лать свои со­чи­не­ния бо­лее дос­туп­ны­ми для пуб­ли­ки при­ве­ло к то­му, что бо́ль­шая их часть име­ет по неск. ре­дак­ций, су­ще­ст­вен­но от­ли­чаю­щих­ся друг от дру­га. Дру­зья и уче­ни­ки Б. так­же вно­си­ли из­ме­не­ния в пар­ти­ту­ры (час­то без со­гла­сия ав­то­ра), пред­на­зна­чав­шие­ся для ис­пол­не­ния и пе­ча­ти. Вслед­ст­вие та­ко­го вме­ша­тель­ст­ва му­зы­ка Б. мно­гие го­ды пред­ста­ва­ла пе­ред пуб­ли­кой в из­ме­нён­ном ви­де. Под­лин­ные пар­ти­ту­ры Б. впер­вые опуб­ли­ко­ва­ны в 1930–40-х гг. и во­шли в Со­б­ра­ние со­чи­не­ний.

В 1928 в Ве­не об­ра­зо­ва­но Ме­ж­ду­нар. об-во Б. В Лин­це с 1974 ре­гу­ляр­но про­во­дит­ся фес­ти­валь, по­свя­щён­ный его му­зы­ке.

Соч.: Sämtliche Werke / Unter der Leitung von R. Haas und A. Orel. W.; Lpz., 1935–1944. Bd 1–15; Sämtliche Werke: kritische Gesamtausgabe / Unter der Leitung von L. No­wak. W., 1951–2004. Bd 1–24.

Лит.: Göllerich A. A. Bruckner: ein Lebens- und Schaffensbild. Regensburg, 1922–1937. Bd 1–4; Kurth E. Bruckner. B., 1925. Bd 1–2; Haas R. A. Bruckner. Potsdam, 1934; Сол­лер­тин­ский И. Седь­мая сим­фо­ния Брук­не­ра // Сол­лер­тин­ский И. Му­зы­каль­но-ис­то­ри­че­ские этю­ды. Л., 1956; Рап­по­порт Л. А. Брук­нер. М., 1963; Schönzeler Н. H. Bruckner. N. Y., 1970; Бе­лец­кий И. В. Брук­нер. Л., 1979; A. Bruckner: Dokumente und Studien / Hrsg. von F. Grasberger u. a. Graz; W., 1980–2004. [Bd 1–13]; Дру­скин М. А. Брук­нер // Ис­то­рия за­ру­беж­ной му­зы­ки. 6-е изд. М., 1983. Вып. 4; Nowak L. Über A. Bruckner: gesam­melte Aufsätze. 1936–1984. W., 1985; idem. A. Bruckner. Musik und Leben. 3. Aufl. Linz, 1995; Gras­berger R. Werkverzeichnis A. Bruck­ner. Tut­zing, 1986; Wagner M. Bruckner: Leben – Werke – Dokumente. Mainz; Münch., 1989; Simpson R. The essence of Bruckner. 2nd ed. L., 1992; Crawford H. A. Bruckner. A documentary biography. Lewiston, 2002. Vol. 1–2; Фи­ли­мо­но­ва М. Н. А. Брук­нер // Му­зы­ка Ав­ст­рии и Гер­ма­нии XIX в. М., 2003. Кн. 3; Grasberger R. Bruckner – Bib­lio­graphie. W., 2002.

Вернуться к началу