Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОРТНЯ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 67

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Д. С. Бортнянский. Портрет работы М. И. Бельского. 1788.Третьяковская галерея (Москва).

БОРТНЯ́НСКИЙ Дмит­рий Сте­па­но­вич [1751, Глу­хов – 28.9(10.10).1825, С.-Пе­тер­бург], рос. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пе­вец. Его отец, ка­зак, слу­жил гет­ма­ну К. Г. Ра­зу­мов­ско­му. С 6 лет обу­чал­ся в Пев­че­ской шко­ле г. Глу­хов, в 1758 взят «ма­лым пев­чим» в При­двор­ную пев­че­скую ка­пел­лу в С.-Пе­тер­бур­ге, где на­ря­ду с пе­ни­ем и муз. тео­ри­ей (пред­по­ло­жи­тель­но под рук. М. Ф. Пол­то­рац­ко­го, Г. Ф. Рау­па­ха, Й. Штар­це­ра) обу­чал­ся ак­тёр­ско­му иск-ву (у И. А. Дмит­рев­ско­го). Б. был бла­го­склон­но при­нят при дво­ре, уча­ст­во­вал в при­двор­ном му­зи­ци­ро­ва­нии, в 1764 вы­сту­пил в гл. ро­ли в опе­ре «Аль­це­ста» Рау­па­ха (рус. либ­рет­то А. П. Су­ма­ро­ко­ва). С 1765 за­ни­мал­ся ком­по­зи­ци­ей под рук. при­быв­ше­го в С.-Пе­тер­бург Б. Га­луп­пи. В 1768 от­прав­лен со­вер­шен­ст­во­вать­ся в Ита­лию, там про­дол­жал учить­ся у Га­луп­пи, на­пи­сал 3 опе­ры-се­риа – «Кре­онт» (1776), «Ал­кид» (1778; обе пост. в Ве­не­ции), «Квинт Фа­бий» (1779, пост. в Мо­де­не). Вер­нув­шись в С.-Пе­тер­бург в 1779, пре­под­нёс имп. Ека­те­ри­не II свои итал. со­чи­не­ния и по­лу­чил долж­ность ка­пель­мей­сте­ра При­двор­ной ка­пел­лы. 1780-е – 1-я пол. 1790-х гг. – вре­мя рас­цве­та хо­ро­во­го твор­че­ст­ва Б. В этот пе­ри­од он соз­дал бóльшую часть (св. 30) сво­их хо­ро­вых кон­цер­тов. В 1784 – сер. 1790-х гг. Б. был так­же ка­пель­мей­сте­ром «ма­ло­го дво­ра» в Пав­лов­ске и Гат­чи­не, со­чи­нял ка­мер­ную ин­ст­ру­мен­таль­ную му­зы­ку, уст­раи­вал кон­цер­ты. Был учи­те­лем му­зы­ки вел. кн. Ма­рии Фё­до­ров­ны, на­пи­сал для неё аль­бом пьес (сохра­ни­лось 3 со­на­ты для кла­ве­си­на). Сре­ди со­чи­не­ний тех лет: Квин­тет для фп., ар­фы, скрип­ки, вио­лы да гам­ба и вио­лон­че­ли (1787); Кон­церт­ная сим­фо­ния для кла­ви­ор­га­на (fortepiano organi­sé), 2 скри­пок, ар­фы, вио­лы да гам­ба, фа­го­та и вио­лон­че­ли (1790); пес­ни и ро­ман­сы (на франц. яз.; опубл. в 1793). В 1786–87 на­пи­сал 3 опе­ры, ори­ен­ти­ро­ван­ные на стиль франц. ко­мич. опе­ры: «Празд­не­ст­во сень­о­ра», «Со­кол», «Сын-со­пер­ник» (по­став­ле­ны в Пав­лов­ске и Гат­чи­не при не­по­средств. уча­стии ав­то­ра). С сер. 1790-х гг. уде­лял мно­го вни­ма­ния об­ществ. дея­тель­но­сти, по­се­щал со­б­ра­ния пе­терб. Му­зы­каль­но­го клу­ба (его чле­на­ми бы­ли Д. И. Фон­ви­зин, А. С. Стро­га­нов, Дмит­рев­ский). Пред­по­ло­жи­тель­но со­сто­ял в ма­сон­ской ло­же: на­пи­сал гимн на сти­хи М. М. Хе­ра­ско­ва «Коль сла­вен наш Гос­подь в Сио­не», ко­то­рым со­про­во­ж­да­лись тор­жеств. ма­сон­ские ри­туа­лы. В 1796, с во­ца­ре­ни­ем Пав­ла I, на­зна­чен «ди­рек­то­ром во­каль­ной му­зы­ки» и управ­ляю­щим При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лы (ос­та­вал­ся на этом по­сту до 1825). С 1806 д. стат. сов. Сре­ди позд­них со­чи­не­ний: 2 ли­тур­гии («Про­стое пе­ние», 1814, и «Обед­ня», 1815), пат­рио­тич. пес­ня «Пе­вец во ста­не рус­ских вои­нов» на текст В. А. Жу­ков­ско­го (опубл. в 1813), ду­хов­ные гим­ны.

Б. во­шёл в ис­то­рию пре­ж­де все­го как ав­тор хо­ро­вых кон­цер­тов (35 че­ты­рёх­го­лос­ных и 10 для двух хо­ров), са­мый из­вест­ный из ко­то­рых – «Вскую при­скорб­на еси» (№ 33). Он в со­вер­шен­ст­ве вла­дел все­ми свет­ски­ми и ду­хов­ны­ми жан­ра­ми и муз. фор­ма­ми (в т. ч. по­ли­фо­ни­че­ски­ми) сво­его вре­ме­ни. Га­лант­ная и изящ­ная ин­стру­мен­таль­ная му­зы­ка Б. ори­ен­ти­ро­ва­на на мо­де­ли зап.-ев­роп. клас­си­циз­ма. В во­каль­ных со­чи­не­ни­ях Б. при­су­щие рус. му­зы­ке кон. 18 в. чер­ты сен­ти­мен­таль­но­сти и пас­то­раль­но­сти со­че­та­ют­ся с ме­ло­дич. ин­то­на­ция­ми, вос­хо­дя­щи­ми к укр. го­род­ской пес­не.

Лит.: Ры­ца­ре­ва М. Ком­по­зи­тор Борт­нян­ский. Л., 1979; Kuzma M. Bortniansky à la Bortni­ansky // Journal of Musicology. 1996. Vol. 14. № 2; Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII век. СПб., 2000. Т. 1.

Вернуться к началу