Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́НДА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 309-310

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. С. Бочаров

БЕ́НДА (Benda) Йир­жи Ан­то­нин (Ге­орг Ан­тон) (кре­щён 30.6.1722, Ста­ре-Бе­нат­ки, ны­не Бе­нат­ки-на-Йи­зе­ре под Пра­гой  6.11.1795, Кё­ст­риц), чеш. ком­по­зи­тор и скри­пач. Брат Ф. Бен­ды. Ис­пы­тав воз­дей­ст­вие идей «Бу­ри и на­тис­ка», в сво­ей му­зы­ке при­дер­жи­вал­ся ран­не­клас­сич. сти­ля. С 1742 скри­пач ор­ке­ст­ра Фрид­ри­ха II, в 175078 при­двор­ный ка­пель­мей­стер в Го­те (с 1770 «ди­рек­тор ка­пел­лы»). От­дав дань итал. тра­ди­ции (опе­ра-се­риа «Уз­нан­ный Кси­ний», 1765; сце­нич. ин­тер­ме­дии «До­б­рый муж» и «Капель­мей­стер»), впо­след­ст­вии ока­зы­вал пред­поч­те­ние нем. тек­стам. От­стаи­вал в пе­ча­ти пре­иму­ще­ст­во раз­го­вор­ных диа­ло­гов пе­ред ре­чи­та­ти­вом сек­ко в нем. опе­ре. Ав­тор неск. зинг­шпи­лей (в т. ч. «Яр­мар­ка», 1775; «Ро­мео и Юлия», 1776; «Дро­во­сек», 1778). Один из соз­да­те­лей муз.-дра­ма­тич. жан­ра ме­ло­дра­мы: «Ари­ад­на на На­ксо­се», «Ме­дея» (обе 1775; их му­зы­ку вы­со­ко це­нил В. А. Мо­царт) и «Пиг­ма­ли­он» (1779) поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью в Ев­ро­пе, в т. ч. в Рос­сии (где ис­пол­ня­лись с 1779 и, ве­ро­ят­но, ока­за­ли влия­ние на Е. И. Фо­ми­на). Со­чи­нял так­же ду­хов­ные кан­та­ты, сим­фо­нии, кла­вир­ные кон­цер­ты, со­на­ты и со­на­ти­ны.

Соч.: Über das einfache Recitativ // Magazin der Musik. 1783. Bd I. Nachdruck: Hildesheim, 1967.

Лит.: Hnillička A. Aus G. Bendas Jugend. Praha, 1911; Pilková Z. Dramatická tvorba J. Bendy. Praha, 1960; Garrett E. G. Benda, the pioneer of the melodrama // Studies in eighteenth-century music. N. Y., 1970; Lo­renz F. Die Musikerfamilie Benda. G. A. Benda. B., 1971; Untersuchungen zu Musikbeziehungen zwischen Mannheim, Böhmen und Mähren im späten 18. und frühen 19. Jahrhundert / Hrsg. von C. Heyter-Rauland und C.-H. Mahling. Mainz, 1993.

Вернуться к началу