Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЛЬКА́НТО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 294

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БЕЛЬКА́НТО (итал. bel canto, букв. – пре­крас­ное пе­ние), стиль соль­но­го пе­ния. Пред­по­ла­га­ет на­ли­чие яр­ких го­ло­со­вых дан­ных и со­вер­шен­ное вла­де­ние тех­ни­кой пе­ния, пре­ж­де все­го кан­ти­ле­ной. Воз­ник­но­ве­ние Б. в Ита­лии в на­чале 17 в. свя­за­но с фор­ми­ро­ва­ни­ем опе­ры. В ран­них опе­рах (К. Мон­те­вер­ди, Ф. Ка­вал­ли, А. Чес­ти) ос­но­ва­но на вы­ра­зи­тель­ной кан­ти­ле­не, не­боль­шие ко­ло­ра­тур­ные ук­ра­ше­ния (см. Ко­ло­ра­ту­ра) вво­ди­лись для дос­ти­же­ния дра­ма­тич. эф­фек­та. В кон. 17 в. – 1-й четв. 19 в. гос­под­ст­во­ва­ло «бра­вур­ное» Б. – бле­стя­щий вир­ту­оз­ный стиль с пре­об­ла­да­ни­ем ко­ло­ра­ту­ры, ко­то­рый дос­тиг рас­цве­та в опе­ре-се­риа. Мн. опер­ные ком­по­зи­то­ры это­го пе­рио­да бы­ли во­каль­ны­ми пе­да­го­га­ми, напр. А. Скар­лат­ти, Л. Вин­чи, Дж. Пер­го­ле­зи, Н. Пор­по­ра. Пе­виц и пев­цов вос­пи­ты­ва­ли с дет­ст­ва, са­мые зна­чи­тель­ные во­каль­ные шко­лы на­хо­ди­лись в Бо­ло­нье (с 1700), Не­апо­ле, Ри­ме, Фло­рен­ции, Ве­не­ции, Ми­ла­не. Пре­им. с этим пе­рио­дом раз­ви­тия Б. свя­зано иск-во пев­цов-ка­ст­ра­тов. На­чи­ная с ли­ри­ко-дра­ма­тич. опер Дж. Рос­си­ни, Г. До­ни­цет­ти, В. Бел­ли­ни, Б. при­об­ре­та­ет ро­ман­тич. чер­ты, ста­но­вит­ся бо­лее раз­но­об­раз­ным в тем­бро­вом и ди­на­ми­че­ском от­но­ше­нии (ария Нор­мы в од­но­им. опе­ре Бел­ли­ни). В опе­рах Дж. Вер­ди и ком­по­зи­то­ров-ве­ри­стов роль ко­ло­ра­ту­ры за­мет­но умень­ша­ет­ся, и ос­но­вой сти­ля Б. ста­но­вит­ся эмо­цио­наль­но на­пол­нен­ная кан­ти­ле­на. Б. ока­за­ло влия­ние на все ев­роп. во­каль­ные шко­лы. Ле­жит в ос­но­ве иск-ва луч­ших опер­ных пев­цов ми­ра 19–21 вв.; среди мастеров Б. – М. Кал­лас, А. В. Неж­да­но­ва, Дж. Са­зер­ленд, Б. Ниль­сон, Р. Те­баль­ди, М. Фре­ни, Э. Ка­ру­зо, Ф. И. Ша­ля­пин, Л. В. Со­би­нов, Т. Гоб­би, М. Дель Мо­на­ко, Б. Хрис­тов, Н. Гяу­ров, П. До­мин­го, Х. Кар­ре­рас.

Вернуться к началу