Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЛЮЗ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 616

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дубинец

БЛЮЗ (англ. blues, от blue devils – уныние, хан­д­ра), вид аф­роа­ме­ри­кан­ской свет­ской, пре­им. во­каль­ной, му­зы­ки. За­ро­дил­ся в США в сре­де нег­ров-ра­бов. Его ис­то­ки – соль­ные тру­до­вые и ре­ли­ги­оз­ные пес­ни, по­этич. со­дер­жа­ние и ме­лан­хо­лич. на­строе­ние ко­то­рых от­ра­жа­ло ис­то­рич. судь­бу их соз­да­те­лей.

Для Б. ха­рак­тер­ны осо­бые ме­ло­дич. ин­то­на­ции («блю­зо­вые но­ты»: по­ни­же­ние III, V, VII сту­пе­ней в ма­жо­ре, V сту­пе­ни в ми­но­ре, в т. ч. с ис­поль­зо­ва­ни­ем мик­ро­хро­ма­тич. ин­тер­ва­лов), рез­кие мет­рич. ак­цен­ты у банд­жо или ги­тары, по­вто­ряю­щая­ся фор­му­ла в ба­су («бу­ги-ву­ги») в со­че­та­нии с ти­по­вой ак­кор­до­вой по­сле­до­ва­тель­но­стью, др. сти­ли­стич. и ис­пол­ни­тель­ские при­ёмы. По­лу­чил из­вест­ность по­сле пер­вых пуб­ли­ка­ций и за­пи­сей (1910-е гг.), в 1920-х гг. во­шёл в ре­пер­ту­ар ка­ба­ре и мю­зик-хол­лов, час­то в ви­де ак­ком­па­не­мен­та («блю­зо­вый квад­рат») пев­цам (сре­ди них – «им­пе­рат­ри­ца блю­за» Бес­си Смит).

Ока­зал су­ще­ст­вен­ное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние джа­за; счи­тал­ся од­ной из его форм, хо­тя про­дол­жал раз­ви­вать­ся па­рал­лель­но. В 1920–30-х гг. в Чи­ка­го поя­вил­ся бо­лее гру­бый и аг­рес­сив­ный по ма­не­ре «го­род­ской» Б., в ко­то­ром объ­е­ди­ни­лись муж­ская блю­зо­вая во­каль­ная тра­ди­ция и ин­ст­ру­мен­таль­ные им­про­ви­за­ции но­во­ор­ле­ан­ско­го джа­за. В кон. 1940-х гг. Б. на­чал терять свою принадлежность ис­клю­чи­тель­но аф­ро­аме­ри­кан­ской куль­ту­ре. На ос­но­ве сме­ше­ния Б. и лёг­кой раз­вле­ка­тель­ной му­зы­ки воз­ник ритм-энд-блюз, став­ший про­то­ти­пом сти­ля со­ул (осн. пред­ста­ви­тель – Рей Чарлз) и рок-н-рол­ла (Джи­ми Хен­д­рикс, Эрик Клэп­тон, «Рол­линг сто­унз» и др.). С 1960-х гг. Б. влия­ет на раз­ви­тие поп-му­зы­ки, в т. ч. на стиль блюз-ро­ка. Эле­мен­ты Б. ис­поль­зо­ва­ли Дж. Гер­швин, М. Ра­вель, Д. Мийо и др. ком­по­зи­то­ры.

Лит.: Ко­нен В. Ро­ж­де­ние джа­за. М., 1984; Oliver P. Blues off the record: thirty years of blues commentary. Tunbridge Wells, 1984.

Вернуться к началу