Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИ́БЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 449

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. С. Бочаров
Г. И. Ф. фон Бибер. Гравюра в издании «Сонаты для скрипки соло» (Зальцбург, 1681).

БИ́БЕР (Biber) Ген­рих Иг­нац Франц фон (кре­щён 12.8.1644, Вар­тен­берг, ны­не Страж-под-Раль­скем, близ г. Ли­бе­рец, Че­хия – 3.5.1704, Зальц­бург), австр. ком­по­зи­тор и скри­пач. Один из наи­более зна­чит. мас­те­ров ба­рок­ко. Крупнейший скри­пач-виртуоз своего времени. В 1660-х гг. слу­жил в Гра­це при кня­же­ском дво­ре, с 1668 в Оло­моу­це у ме­ст­но­го епи­ско­па. Со 2-й пол. 1670-х гг. ка­мер­ный му­зы­кант, с 1684 до кон­ца жиз­ни ка­пель­мей­стер при дво­ре ар­хи­еп. Зальц­бург­ско­го. По ука­зу имп. Ле­о­поль­да I в 1690 воз­ве­дён в ры­цар­ское зва­ние, по­лу­чив пра­во име­но­вать­ся Би­бер фон Би­берн. Цен­ная часть на­сле­дия – скри­пич­ная и ан­самб­ле­вая му­зы­ка (со­на­ты, пар­ти­ты и сюи­ты-bal­let­ti, см. Бал­лет­то). Цикл 15 со­нат-ми­сте­рий (т. н. Ро­зенк­ранц-со­на­ты) для скрип­ки и бас­со кон­ти­нуо (ок. 1674), по­свя­щён­ных разл. сю­же­там из Но­во­го За­ве­та, вен­ча­ет пас­са­ка­лия g-moll – ше­девр скри­пич­ной лит-ры (её срав­ни­ва­ют со зна­ме­ни­той ча­ко­ной из Пар­ти­ты d-moll И. С. Баха­). В со­на­тах-ми­сте­ри­ях, как и в сбор­ни­ке трио-со­нат «Har­mo­nia ar­ti­fi­cio­sa-ario­sa» (1696), Б. ши­ро­ко поль­зу­ет­ся приё­мом скор­да­ту­ры для до­сти­же­ния не­обыч­ных зву­ко­вых эф­фек­тов и со­зву­чий, извлечь ко­то­рые на скрип­ке с тра­диц. на­строй­кой не­воз­мож­но. Под­чёрк­ну­тая эк­спе­ри­мен­таль­ность от­ли­ча­ет и прог­рам­мную му­зы­ку Б., в осо­бен­но­сти по­пу­ляр­ные со­чи­не­ния «So­na­ta rep­re­sen­ta­ti­va» (1669; на­зва­ния час­тей: «Ку­куш­ка», «Ля­гуш­ка», «Ку­ри­ца и пе­тух», «Кош­ка» и т. п.) и «Бит­ва» (для струн­ных ин­стру­мен­тов и бас­со кон­ти­нуо, 1673), с остро­ум­ны­ми и за­по­ми­наю­щи­ми­ся зву­ко­изоб­ра­зи­тель­ны­ми эф­фек­та­ми. Ду­хов­ная му­зы­ка Б. [Рек­ви­ем A-dur, «Зальц­бург­с­кая» (1682) и «Брюс­сель­ская» (по­сле 1696) мес­сы, гимн (мо­тет) «Plau­di­te tym­pa­na» (1682, для 53 пар­тий), Ве­чер­ня (1693, для 32 пар­тий) и др.] де­мо­н­ст­ри­ру­ет сво­бод­ное вла­де­ние по­ли­фо­нич. тех­ни­кой, проч­ное зна­ние хо­ро­вой и ин­стру­мен­таль­ной спе­ци­фи­ки. Из те­ат­раль­ных со­чи­не­ний Б. со­хра­ни­лась опе­ра «Упор­ный по­беж­да­ет» (ок. 1690). Мн. его со­чи­не­ния опуб­ли­ко­ва­ны в се­рии «Па­мят­ни­ки му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва Авст­рии».

Лит.: Chafe E. T. The church music of H. Bi­ber. Ann Arbor, 1987; H. F. Biber: Musik und Kultur im hochbarocken Salzburg: Studien und Quellen. Salzburg, 1994; H. F. Biber: Kir­chen- und Instrumentalmusik / Hrsg. von G. Wal­terskirchen. Salzburg, 1997.

Вернуться к началу