Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́РТОК

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 75

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. О. Чехович

БА́РТОК (Bartók) Бе­ла (25.3.1881, На­дь­сен­тмик­лош, Тран­силь­ва­ния, ны­не Сын­ни­ко­лау-Ма­ре, Ру­мы­ния – 26.9.1945, Нью-Йорк; в 1988 пе­ре­за­хо­ро­нен в Бу­да­пеш­те), венг. ком­по­зи­тор, ис­сле­до­ва­тель муз. фольк­ло­ра, пиа­нист, пе­да­гог. Отец – ди­рек­тор с.-х. шко­лы, му­зы­кант-лю­би­тель. Б. учил­ся иг­ре на фп. у ма­тери (с 9 лет со­чи­нял), в 1893–95 – у Л. Эр­ке­ля (сын Ф. Эр­ке­ля) в По­жо­ни (ны­не Бра­ти­сла­ва). В 1898 вы­дер­жал эк­за­ме­ны в Вен­скую конс., но учил­ся (1899–1903) в Бу­да­пешт­ской ака­де­мии му­зы­ки у И. То­ма­на (фп.) и Я. Кёс­ле­ра (ком­по­зи­ция); там же на­ча­лась его друж­ба с З. Ко­да­ем. В 1907–34 профессор этой ака­де­мии по клас­су фп. (пе­да­го­гическую дея­тель­ность со­вме­щал с кон­цер­ти­ро­ва­ни­ем и изу­че­ни­ем кре­сть­ян­ско­го фольк­ло­ра), с 1934 ра­бо­тал в Вен­гер­ской АН.

Последний будапештский портрет Б. Бартока. Фото П. Анджело.

Как ком­по­зи­тор ис­пы­тал влия­ние позд­не­го ро­ман­тиз­ма (Ф. Лист, Р. Ваг­нер, И. Брамс) и ус­лов­но-венг. сти­ля вер­бун­кош. В сим­фо­нич. по­эме «Ко­шут», по­свя­щён­ной со­бы­ти­ям Ре­во­лю­ции 1848 в Венг­рии (ис­пол­не­на в 1904 в Бу­да­пеш­те и Ман­че­сте­ре), ска­за­лось его увле­че­ние про­грамм­ным сим­фо­низ­мом Р. Штрау­са (чью опе­ру «Элек­тра» он кри­ти­ко­вал в 1910 уже с ан­ти­ро­ман­тич. по­зи­ций). На­чи­ная с 1-го струн­но­го квар­те­та (1908) фор­ми­ру­ет­ся собств. ори­ги­наль­ный стиль Б. с ха­рак­тер­ным со­че­та­ни­ем мо­даль­ной гар­мо­нии и не­ре­гу­ляр­ной рит­ми­ки. Фольк­лор­ные изы­ска­ния ком­по­зи­то­ра спо­соб­ст­во­ва­ли обо­га­ще­нию его гар­мо­нич. язы­ка, сти­му­ли­ро­ва­ли по­иск не­при­выч­ных, ост­ро­ди­на­мич­ных совр. средств вы­ра­же­ния в 14 фп. Ба­га­те­лях и «Двух порт­ре­тах» для ор­ке­ст­ра (1908), фп. «Не­ни­ях» (4 пла­чах, 1910, ос­но­ван­ных на древ­них пе­сен­ных пла­стах и иг­но­ри­рую­щих «ти­ра­нию ма­жо­ра и ми­но­ра»), 3 фп. Бур­ле­сках и в «Allegro bar­baro» с его стихийной ритмикой (1911, сим­во­ли­зи­ро­ва­ло зре­лость но­во­го сти­ля). В од­но­акт­ной опе­ре «За­мок гер­цо­га Си­няя Бо­ро­да» (1911, либр. Б. Ба­ла­ша; пост. в 1918) Б. впер­вые му­зы­каль­но пре­тво­рил ес­теств. ин­то­на­ции венг. ре­чи. Бо­лез­нен­но вос­при­няв рос­пуск «Об-ва но­вой венг. му­зы­ки» (ос­но­ва­но Б. и З. Ко­да­ем в 1911), он с 1912 со­сре­до­то­чил­ся на ис­сле­до­ва­ни­ях фольк­ло­ра бал­кан­ских стран, Центр. Ев­ро­пы и Сев. Аф­ри­ки. Круп­ней­ший учё­ный-фольк­ло­рист, Б. в по­ис­ках ге­не­тич. свя­зей венг. муз. куль­ту­ры со­брал св. 30 тыс. венг., рум., сло­вац­ких, араб., ка­биль­ских, монг., фин., серб. и хорв. пе­сен. Ко вре­ме­ни 1-й ми­ро­вой вой­ны от­но­сит­ся на­пи­са­ние 2-го струн­но­го квар­те­та (1917) и на­ча­ло об­ществ. при­зна­ния Б. (ба­лет «Де­ре­вян­ный принц», 1916, пост. в 1917).

Б. Барток глазами американского карикатуриста. Рисунок А. Фрухауп.

В пе­ри­од Венг. сов. рес­пуб­ли­ки 1919 Б. уча­ст­во­вал в муз. ди­рек­то­рии, со­вме­ст­но с З. Ко­да­ем раз­ра­бо­тал план де­мокра­тич. ре­форм муз. жиз­ни. То­гда же со­чи­нён экс­прес­сио­ни­ст­ский, аван­гард­ный ба­лет-пан­то­ми­ма «Чу­дес­ный ман­да­рин» (о люб­ви и смер­ти по­лу­мис­тич. пер­со­на­жа в «ад­ском» кри­ми­наль­ном ми­ре совр. боль­шо­го го­ро­да) – один из луч­ших ба­ле­тов 20 в. (ор­кест­ро­ван в 1924, пре­мье­ра – 1926, Кёльн). С ус­та­нов­ле­ни­ем в 1920 хор­ти­ст­ской дик­та­туры уси­ли­лась трав­ля Б. шо­ви­ни­стич. кри­ти­кой. 1920–30-е гг. – пе­ри­од рас­цве­та га­ст­роль­но-кон­церт­ной дея­тель­но­сти Б.-пиа­ни­ста (вы­сту­пал в стра­нах Зап. Ев­ро­пы, США, в 1929 га­ст­ро­ли­ро­вал в СССР). Ос­во­ив и от­час­ти пред­ва­рив опыт К. Де­бюс­си, за­тем И. Ф. Стра­вин­ско­го, А. Шён­бер­га и др., Б. тя­го­тел к ост­ро­но­ва­тор­ским ху­дож. ре­ше­ни­ям [ди­на­ми­за­ция язы­ка во 2-й (1921) и 3-й (1922) со­на­тах для скрип­ки с фп., дерз­кие тем­бро­вые эф­фек­ты в 3-м (1927) и 4-м (1928) струн­ных квар­те­тах; трак­тов­ка фп. как удар­но­го ин­ст­ру­мен­та в рас­счи­тан­ных на собств. ис­пол­не­ние 1-м кон­цер­те с ор­кест­ром, цик­ле «На воз­ду­хе», со­на­те; все – 1926], од­на­ко и в 1920-х гг. про­дол­жал раз­ви­вать фольк­лор­ные эле­мен­ты. 1930-е гг. – вре­мя по­во­ро­та в сто­ро­ну боль­шей про­сто­ты и клас­сич­но­сти сти­ля [«Cantata profana», 1930; 2-й фп. кон­церт, 1931; 5-й (1934) и 6-й (1939) струн­ные квар­те­ты; «Му­зы­ка для струн­ных, удар­ных и че­ле­сты», 1936]. Не­при­ми­ри­мый ан­ти­фа­шист, Б. в 1937 за­пре­тил пе­ре­да­вать свои со­чи­не­ния по ра­дио в Ита­лии и Гер­ма­нии, в 1938 рас­торг от­но­ше­ния с австр. изд-вом «Universal Edition». Од­но­вре­мен­но соз­да­вал про­из­ве­де­ния, в ко­то­рых яр­ко нац. те­ма­тизм со­че­та­ет­ся с ди­на­мич. на­пря­жён­но­стью, пе­ре­даю­щей тре­вож­ную ат­мо­сфе­ру пред­во­ен. лет (Со­на­та для 2 фп. и удар­ных, 1937; 2-й кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром, 1938; Ди­вер­тис­мент для струн­но­го ор­ке­ст­ра, 1939). Тен­ден­ция к де­мо­кра­ти­за­ции твор­че­ст­ва на­шла вы­ход в об­ра­бот­ках венг. нар. пе­сен, кан­та­те «Из про­шло­го» (1935), пье­сах пе­да­го­гич. ре­пер­туа­ра (44 скри­пич­ных ду­эта, 1931; фп. цикл «Мик­ро­кос­мос», 1937). С уже­сто­че­ни­ем по­ли­тич. си­туа­ции в Венг­рии Б. час­то гос­тил в Швей­ца­рии у П. Захе­ра (за­ка­зав­ше­го ему «Му­зы­ку для струн­ных, удар­ных и че­ле­сты» и Ди­вер­тис­мент для струн­но­го ор­ке­ст­ра), а в 1939 при­нял ре­ше­ние эмиг­ри­ро­вать в США (осу­щест­вил его по­сле кон­церт­ной по­езд­ки с Й. Си­ге­ти в 1940 и смер­ти ма­те­ри). По­след­ний кон­церт на ро­ди­не Б. дал 8.10.1940 в Бу­да­пеш­те с ор­ке­ст­ром под упр. Я. Фе­рен­чи­ка.

С 1940 Б. чи­тал лек­ции и про­дол­жал ис­сле­до­ва­тель­скую ра­бо­ту в Ко­лум­бий­ском ун-те (Нью-Йорк). В по­след­ние го­ды жиз­ни со­труд­ни­чал с Б. Гуд­ме­ном, С. А. Ку­се­виц­ким, И. Ме­ну­хи­ным, соз­дал ряд вы­даю­щих­ся со­чи­не­ний, в т. ч. Кон­церт для ор­ке­ст­ра (1943), 3-й фп. кон­церт (1945; фи­нал до­ор­ке­ст­ро­ван Т. Шер­ли по ука­за­ни­ям Б.), кон­церт для аль­та с ор­ке­ст­ром (за­вер­шён Шер­ли по эс­ки­зам Б.).

Лич­ность и твор­че­ст­во Б. – классика музыки 20 в. – ока­за­ли влия­ние на всю совр. проф. му­зы­ку, в ча­ст­но­сти на фор­ми­ро­ва­ние ком­по­зи­тор­ских школ в стра­нах Вост. и Юго-Вост. Ев­ро­пы.

Соч.: За­чем и как со­би­рать на­род­ную му­зы­ку. М., 1959; Ав­то­био­гра­фия // Со­вет­ская му­зы­ка. 1965. № 2; Ethnomusikologische Schriften. Bdpst, 1965–1968. Bd 1–4; На­род­ная му­зы­ка Венг­рии и со­сед­них на­ро­дов. М., 1966; Rumanian folk music... The Hague, 1967–1975. Vol. 1–5; Про­бле­ма но­вой му­зы­ки // Му­зы­ка и вре­мя. М., 1970; Musiksprachen. Aufsätze und Vor­träge / Hrsg. von B. Szabolcsi. Lpz., 1972; Briefe / Hrsg. von J. Demény. Bdpst, 1973. Bd 1–2; Turkish folk music from Asia Minor. Princeton, 1976; Yugoslav folk music. Albany, 1978. Vol. 1–4; Избр. письма / Ред.-сост. Е. Чигарева. М., 1988; Studies in ethnomusicology. Lincoln, 1997.

Лит.: Moreaux S. Bartok. 2 éd. P., 1955; Са­боль­чи Б., Бо­ниш Ф. Жизнь Б. Бар­то­ка в ил­лю­ст­ра­ци­ях. Бу­да­пешт, 1963; Stevens H. The life and music of B. Bartok. N. Y., 1964; Documenta Bartókiana / Hrsg. von D. Dille, L. Somfai. Bdpst; Mainz, 1964–1981. H. 1–6; Мар­ты­нов И. Б. Бар­ток. М., 1968; Не­стьев И. Б. Бар­ток. М., 1969; Уй­фа­лу­ши И. Б. Бар­ток. Бу­да­пешт, 1971; Lendvai E. Bartók költö i vilaga. Bdpst, 1971; idem. Bartók and Kodály. Bdpst, 1976–1980. Vol. 1–4; Sza­bolcsi В. В. Bartok. Leben und Werk. Bdpst, 1972; B. Bartók. Weg und Werk / Hrsg. von B. Szabolcsi. [Bdpst], 1972; Zielinski T. Bartók. Leben. Werk. Klangwelt. Mainz; Münch., 1973; Б. Бар­ток. Сб. ста­тей. М., 1977; B. Bartók. Münch., 1980; Tallian Т. Bartók B. Bdpst, 1981; Ко­дай З. Избр. ста­тьи. М., 1982; Wilson P. The Music of B. Bartók. [New Haven], 1992; Somfai L. B. Bartók: composition, concepts, and autograph sources. Berk., 1996.

Вернуться к началу