Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́ССЕЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 419

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. О. Чехович

БЕ́ССЕЛЕР (Besseler) Ген­рих (2.4.1900, Дор­тмунд – 25.7.1969, Лейп­циг), нем. му­зы­ко­вед. Уче­ник В. Гур­лит­та, Г. Ад­ле­ра, В. Фи­ше­ра (в Венском ун-те) и др. С 1925 пре­по­да­вал в ун-тах Фрай­бур­га, Гей­дель­бер­га; проф. Йен­ско­го (с 1948) и Лейп­циг­ско­го (с 1956) ун-тов. Сре­ди уче­ни­ков – М. Бу­коф­цер, Э. Ло­вин­ски, Э. Г. Май­ер. Осн. ра­бо­ты по ис­то­рии му­зы­ки Сред­не­ве­ко­вья, Воз­ро­ж­де­ния, муз. со­цио­ло­гии и эс­те­ти­ке. Соз­дал ори­ги­наль­ную ти­по­ло­гию муз. жан­ров, в ос­но­ве ко­то­рой – де­ле­ние му­зы­ки на при­клад­ную («оби­ход­ную», нем. Um­gang­smusik) и пред­на­зна­чен­ную ис­клю­чи­тель­но для слу­ша­ния («пре­под­но­си­мую», Darbietungsmusik); од­ним из пер­вых вы­явил спе­ци­фи­ку кван­ти­та­тив­ной «вре­мя­из­ме­ряю­щей» рит­ми­ки (zeit­mes­sende Rhythmik), про­ти­во­пос­та­вив её ак­цент­ной (так­то­вой) сис­те­ме (см. Ритм му­зы­каль­ный). Ис­сле­до­вал эво­лю­цию муз. ин­ст­ру­мен­тов и ис­пол­ни­тель­ст­ва, муз. ико­но­гра­фию; ред. се­рии «Ил­лю­ст­ри­ро­ван­ная ис­то­рия му­зы­ки» («Mu­sik­geschichte in Bildern», вы­хо­ди­ла с 1961), под­го­то­вил ряд из­да­ний ста­рин­ной му­зы­ки (Г. де Ма­шо, Г. Дю­фаи, И. С. Ба­ха и др.).

Соч.: Studien zur Musik des Mittelalters. III // Archiv für Musikwissenschaft. 19251926. Jahrg. 78; Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam, 1931; Bourdon und Fauxbourdon. Studien zur Ursprung der niederländischen Musik. Lpz., 1950. 2. Aufl. Lpz., 1974; Das musikalische Hören der Neu­zeit. B., 1959; Бах как но­ва­тор // Из­бран­ные ста­тьи му­зы­ко­ве­дов ГДР. М., 1960; Das Re­naissanceproblem in der Musik. Kassel, 1967; Schriftbild der mehr­stimmigen Musik (mit P. Gül­ke). Lpz., 1973 (Musikgeschichte in Bil­dern. Bd 3. Lfg 5); Aufsätze zur Mu­si­käs­thetik und Mu­sik­geschichte. Lpz., 1978.

Вернуться к началу