Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЯ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 150

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Мирек

БАЯ́Н (назв. – от име­ни др.-рус. эпич. ска­зи­те­ля), муз. ин­ст­ру­мент ти­па гар­мо­ни­ки. Пра­вая кла­виа­ту­ра – кно­поч­ная (в от­ли­чие от кла­ви­шей фп. ти­па у ак­кор­де­о­на), 3–5-ряд­ная, с пол­ным хро­ма­ти­че­ским зву­ко­ря­дом в объ­ё­ме 4–5 ок­тав; ле­вая кла­виа­ту­ра стро­ит­ся по стан­дарт­ной («италь­ян­ской») сис­те­ме, т. е. с го­то­вым на­бо­ром ак­кор­дов для ак­ком­па­не­мен­та. Диа­па­зон пра­вой кла­виа­ту­ры совр. 3-ряд­но­го Б. – от «си-бе­моль» боль­шой до «до-ди­ез» 4-й ок­та­вы (у кон­церт­но­го ин­ст­ру­мен­та – от «ми» боль­шой до «си» 4-й ок­та­вы); Б. мо­гут иметь ме­ха­низ­мы пе­ре­клю­че­ния ре­ги­ст­ров и др.

Фото А. В. Андреева Баян.

Ис­то­рия ин­ст­ру­мен­та вос­хо­дит к 3-ряд­ной гар­мо­ни­ке с по­сле­до­вательным рас­по­ло­же­ни­ем зву­ков хро­ма­ти­че­ско­го зву­ко­ря­да (по ко­сым ря­дам кно­пок), скон­ст­руи­ро­ван­ной в 1891 ба­вар­ским мас­те­ром Г. Мир­валь­дом. Эта сис­те­ма пра­вой кла­виа­ту­ры ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась в Ав­ст­рии и др. стра­нах под назв. «вен­ской»; с нач. 20 в. та­кие гар­мо­ни­ки ста­ли де­лать в Мо­ск­ве, Ту­ле и др. го­ро­дах Центр. Рос­сии, где за ни­ми по­сте­пен­но за­кре­пи­лось назв. «бая­ны мо­с­ков­ской сис­те­мы». По­сте­пен­но этот ин­ст­ру­мент за­нял проч­ное по­ло­же­ние как в бы­то­вом му­зи­ци­ро­ва­нии, так и на кон­церт­ной эс­т­ра­де. Са­мо назв. «Б.» пе­ре­шло к не­му от хро­ма­тической гар­мо­ни­ки сис­те­мы П. Е. Стер­ли­го­ва (по­строе­на в 1907 по ини­циа­ти­ве Я. Ф. Ор­лан­ско­го; ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния не по­лу­чи­ла).

За ру­бе­жом 3–5-ряд­ная хро­ма­тическая гар­мо­ни­ка на­зы­ва­ет­ся ак­кор­де­о­ном не­за­ви­си­мо от ти­па пра­вой кла­виа­ту­ры.

Лит.: Ми­рек А. Из ис­то­рии ак­кор­де­о­на и бая­на. М., 1967; он же. Гар­мо­ни­ка: Про­шлое и на­стоя­щее. М., 1994.

Вернуться к началу