Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЛЛИ́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 220

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БЕЛЛИ́НИ (Bellini) Вин­чен­цо (3.11.1801, Ка­та­ния, обл. Си­ци­лия – 23.9.1835, Пю­то, близ Па­ри­жа; пе­ре­за­хо­ро­нен в 1876 в Ка­та­нии), итал. ком­по­зи­тор. Из се­мьи му­зы­кан­тов (дед Б. был ор­га­ни­стом и ком­по­зи­то­ром, отец – ди­ри­жё­ром). В 1819–1825 (по другим дан­ным, до 1827) учил­ся в конс. «Сан-Се­ба­сть­я­но» в Не­апо­ле (сре­ди учи­те­лей – Н. Цин­га­рел­ли), в 1825 на­пи­сал свою пер­вую опе­ру («Адель­сон и Саль­ви­ни»). Из­вест­ность Б. при­нес­ла опе­ра «Би­ан­ка и Фер­нан­до» (пост. 1826, те­атр «Сан-Кар­ло», Не­аполь). Опе­рой «Пи­рат» (пост. 1827, те­атр «Ла Ска­ла», Ми­лан) на­ча­лось со­труд­ни­че­ст­во Б. с его по­сто­ян­ным либ­рет­ти­стом Ф. Ро­ма­ни и од­ним из ве­ду­щих те­но­ров то­го вре­ме­ни Дж. Б. Ру­би­ни. Ус­пех со­про­во­ж­дал по­ста­нов­ки опер «Чу­же­стран­ка» (Ми­лан), «Заи­ра» (Пар­ма; обе 1829), «Ка­пу­лет­ти и Мон­тек­ки» (по У. Шек­спи­ру; 1830, Ве­не­ция), «Со­мнам­бу­ла» и (со вто­ро­го пред­став­ле­ния) «Нор­ма» (обе 1831, Ми­лан; их ев­роп. сла­ве спо­соб­ст­во­ва­ла пе­ви­ца Дж. Пас­та). По­сле пре­мье­ры опе­ры «Бе­ат­ри­че ди Тен­да» (1833, Ве­не­ция) Б. по­ки­нул Ита­лию, по­бы­вал в Лон­до­не, за­тем обос­но­вал­ся в Па­ри­же, где поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом Дж. Рос­си­ни и дру­же­ски об­щал­ся с Ф. Шо­пе­ном. Для итал. труп­пы в Па­ри­же на­пи­сал опе­ру «Пу­рита­не» (по В. Скот­ту, 1835), имев­шую три­ум­фаль­ный ус­пех.

Б. про­сла­вил­ся как опер­ный ком­по­зи­тор (соз­дал 10 опер). Его твор­че­ст­во – од­на из по­след­них вер­шин клас­сич. бель­кан­то, ме­ло­дич. кра­со­та и со­вер­шен­ст­во во­каль­но­го пись­ма со­че­та­ют­ся в со­чи­не­ни­ях Б. с ро­ман­тич. при­под­ня­то­стью. В юно­ше­ских про­из­ве­де­ни­ях про­яви­лась склон­ность к ста­рин­ной му­зы­ке, в т. ч. цер­ков­ной. Со­хра­ни­лись неск. пе­сен и Кон­церт для го­боя и струн­ных ин­ст­ру­мен­тов, ок. 20 цер­ков­ных про­из­ве­де­ний (все на­пи­са­ны до 1825), 7 сим­фо­ний (1821–24), ка­прич­чио и по­ло­нез для фп. в 4 ру­ки. Б. ис­пы­тал влия­ние Й. Гайд­на, В. А. Мо­цар­та, К. М. фон Ве­бе­ра; его собственный стиль во мно­гом пред­вос­хи­тил твор­че­ст­во Ф. Шо­пе­на и М. И. Глин­ки. Ме­ло­ди­ке Б. свой­ст­вен­ны ши­ро­та ды­ха­ния и рит­миче­ская рас­кре­по­щён­ность (ария Нор­мы «Casta diva» в од­но­им. опе­ре). В по­строе­нии опер­но­го ак­та Б. при­бе­гал и к тра­диционной но­мер­ной струк­ту­ре, и к сквоз­ной фор­ме, в ко­то­рой сти­ра­ют­ся гра­ни ме­ж­ду ре­чи­та­ти­ва­ми и ария­ми («Пу­ри­та­не»).

На­гра­ж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1835).

Пись­ма: Le lettere di Bellini. Catania, 1935; Epistolario. Mil., 1943.

Лит.: Omaggio a Bellini. Catania, 1901; V. Bel­lini / Ed. A. della Corte e G. Pannain. Torino, 1935; Pizzetti J. V. Bellini. Mil., 1936; Chopin e Bellini. Messina, 1952; Pastura F. Bellini seconda la storia. Parma, 1959; Lipp­mann F. V. Bellini und die italienische Opera seria seiner Zeit. Köln; W., 1969; Weinstock H. V. Bellini: his life and his operas. N. Y., 1971; Cataldo G. Il teatro di Bellini. Bologna, 1980; Adamo M. R., Lippmann F. V. Bellini. To­ri­no, 1981; Brunel P. V. Bellini. P., 1981; Tin­tori G. Bellini. Mil., 1983; Крун­тяе­ва Т. С. В. Бел­ли­ни. Л., 1984; Studi belliniani. Cata­nia, 1985; V. Bellini / Hrsg. von H.-K. Metz­ger und R. Riehn. Münch., 1985 (Musik-Kon­zepte. Bd 46); I teatri di V. Bellini. Palermo, 1986; Maguire S. V. Bellini and the aesthetics of early nineteenth-century Italian opera. N. Y.; L., 1989; Rosselli J. The life of Bellini. Camb., 1996.

Вернуться к началу