Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АТОНА́ЛЬНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 481-482

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АТОНА́ЛЬНОСТЬ (от а... и то­наль­ность), муз. тер­мин, обо­зна­чаю­щий от­сут­ст­вие то­наль­но­сти. При­ме­ня­ет­ся по от­но­ше­нию к му­зы­ке, в ко­то­рой слух не на­хо­дит оп­ре­де­лён­но­го то­наль­но­го цен­тра (то­ни­ки). Тер­мин ох­ва­ты­ва­ет боль­шую об­ласть муз. яв­ле­ний 20–21 вв., свя­зан­ных с ин­тен­сив­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем хро­ма­тиз­ма, от­ка­зом от 7-сту­пен­ной диа­то­ни­ки, от ма­жо­ра и ми­но­ра, кон­со­ни­рую­ще­го тре­зву­чия (см. Кон­со­нанс и дис­со­нанс) и, как след­ст­вие, от сис­тем род­ст­ва то­наль­но­стей, от воз­мож­но­сти мо­ду­ля­ций и то­наль­но­го пла­на, ор­га­ни­зую­ще­го муз. про­из­ве­де­ние. Эпи­зо­ди­че­ски то­наль­ная не­оп­ре­де­лён­ность встре­ча­ет­ся уже в ро­ман­тич. гар­мо­нии. Ус­лож­не­ние муз. язы­ка на ру­бе­же 19–20 вв. за­ко­но­мер­но при­ве­ло к по­яв­ле­нию гар­мо­нич. сис­тем, не­сво­ди­мых к клас­сич. то­наль­ной функ­цио­наль­но­сти и ино­гда не­пра­во­мер­но при­чис­ляе­мых к А. (рас­ши­рен­ная то­наль­ность, мо­даль­ность сим­мет­рич­ных ла­дов, час­то в со­че­та­нии с рит­мич. ир­ре­гу­ляр­но­стью в муз. им­прес­сио­низ­ме, позд­них со­чи­не­ни­ях А. Н. Скря­би­на, твор­че­ст­ве Ч. Айв­за и др.). По­сле­до­ва­тель­ный раз­рыв с то­наль­ной ло­ги­кой осу­ще­ст­ви­ли свя­зан­ные с эс­те­ти­кой экс­прес­сио­низ­ма ком­по­зи­то­ры но­вой вен­ской шко­лы, в сво­их со­чи­не­ни­ях про­де­лав­шие путь от рас­ши­рен­ной то­наль­но­сти че­рез т. н. сво­бод­ную А. к раз­ра­бо­тан­ной А. Шён­бер­гом но­вой сис­те­ме ком­по­зи­ции (см. До­де­ка­фо­ния, Се­рий­ная тех­ни­ка). А. Шён­берг, А. Берг, А. Ве­берн и ряд муз. тео­ре­ти­ков (в Рос­сии – Ю. Н. Хо­ло­пов) кри­ти­ко­ва­ли тер­мин «А.» за его не­точ­ность, от­сут­ст­вие ука­за­ний на кон­крет­ные ти­пы зву­ко­вы­сот­ной ор­га­ни­за­ции. По от­но­ше­нию к ря­ду ис­кус­ст­вен­ных гар­мо­нич. сис­тем (напр., тро­пам Й. М. Хау­эра) тер­мин со­хра­ня­ет своё зна­че­ние как не­га­тив­но-оце­ноч­ный.

Лит.: Berg A. What is ato­nal­ity? // Slo­nim­sky N. Mu­sic since 1900. N. Y., 1938; Schoen­berg A. Style and idea. N. Y., 1958; Perle G. Se­rial com­po­si­tion and ato­nal­ity. Berk., 1962; Ре­ти Р. То­наль­ность в со­вре­мен­ной му­зы­ке. Л., 1968; Ма­зель Л. Про­бле­мы клас­си­че­ской гар­мо­нии. М., 1972; Хо­ло­пов Ю. Об об­щих ло­ги­че­ских прин­ци­пах со­вре­мен­ной гар­мо­нии // Му­зы­ка и со­вре­мен­ность. М., 1974. Вып. 8; он же.«To­nal oder atonal?» – о гар­мо­нии и фор­мо­об­ра­зо­ва­нии у А. Шён­бер­га // А. Шён­берг: вче­ра, се­го­дня, зав­тра. М., 2002; Ко­го­утек Ц. Тех­ни­ка ком­по­зи­ции в му­зы­ке XX в. М., 1976.

Вернуться к началу