АТОНА́ЛЬНОСТЬ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АТОНА́ЛЬНОСТЬ (от а... и тональность), муз. термин, обозначающий отсутствие тональности. Применяется по отношению к музыке, в которой слух не находит определённого тонального центра (тоники). Термин охватывает большую область муз. явлений 20–21 вв., связанных с интенсивным использованием хроматизма, отказом от 7-ступенной диатоники, от мажора и минора, консонирующего трезвучия (см. Консонанс и диссонанс) и, как следствие, от систем родства тональностей, от возможности модуляций и тонального плана, организующего муз. произведение. Эпизодически тональная неопределённость встречается уже в романтич. гармонии. Усложнение муз. языка на рубеже 19–20 вв. закономерно привело к появлению гармонич. систем, несводимых к классич. тональной функциональности и иногда неправомерно причисляемых к А. (расширенная тональность, модальность симметричных ладов, часто в сочетании с ритмич. иррегулярностью в муз. импрессионизме, поздних сочинениях А. Н. Скрябина, творчестве Ч. Айвза и др.). Последовательный разрыв с тональной логикой осуществили связанные с эстетикой экспрессионизма композиторы новой венской школы, в своих сочинениях проделавшие путь от расширенной тональности через т. н. свободную А. к разработанной А. Шёнбергом новой системе композиции (см. Додекафония, Серийная техника). А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн и ряд муз. теоретиков (в России – Ю. Н. Холопов) критиковали термин «А.» за его неточность, отсутствие указаний на конкретные типы звуковысотной организации. По отношению к ряду искусственных гармонич. систем (напр., тропам Й. М. Хауэра) термин сохраняет своё значение как негативно-оценочный.