Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́РФА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 297-298

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Х. Шамеева, М. В. Есипова, О. В. Фраёнова

А́РФА (нем. Harfe, от об­ще­герм. *harpa; в др.-исл. эпо­се – harpa, в др.-англ. – hearpe; итал. – arpa), струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент (хор­до­фон). Стру­ны раз­ной дли­ны на­тя­ну­ты ме­ж­ду кор­пу­сом (ре­зо­на­то­ром) и от­хо­дя­щей от не­го шей­кой. Ти­по­ло­ги­че­ски раз­ли­ча­ют­ся А. ду­го­вая, уг­ло­вая, рам­ная. 1-й и 2-й ти­пы под­раз­де­ля­ют­ся на 2 ви­да – вер­ти­каль­ный (бо­лее обыч­ный) и го­ри­зон­таль­ный (кор­пус ин­ст­ру­мен­та рас­по­ла­га­ет­ся па­рал­лель­но плос­ко­сти по­ла). Оба ти­па ха­рак­тер­ны для куль­тур Азии и Аф­ри­ки, рам­ная А. – для Ев­ро­пы.

Исторические разновидности арфы: 1 – алтайская угловая арфа 5 в. до н. э.(2-й Пазырыкский курган); 2 – бирманская традиционная дуговая арфа саун гаук; 3 – итальянская беспедальная ар...

Древ­ней­ший тип – ду­го­вая А. (ли­ния кор­пу­са и шей­ки об­ра­зу­ет ду­гу). Пер­вые изо­бра­же­ния от­но­сят­ся к ци­ви­ли­за­ци­ям Шу­ме­ра (ок. 3000 до н. э.) и Древ­не­го Егип­та (сер. 3-го тыс. до н. э.). Есть сви­де­тель­ст­ва о су­ще­ст­во­ва­нии ду­го­вой А. в ци­ви­ли­за­ции до­ли­ны Ин­да (сер. 3-го – сер. 2-го тыс. до н. э.). При­бли­зи­тель­но с 3 в. до н. э. ста­но­вит­ся ха­рактер­ной для Юж. и Юго-Вост. Азии. В 20 в. встре­ча­ет­ся в Аф­га­ни­ста­не и Па­ки­ста­не (т. н. ка­фир­ская А.), Мьян­ме (са­ун га­ук – бир­ман­ская А.), из­вест­на у ря­да на­ро­дов Аф­ри­ки.

Уг­ло­вая А. (ли­ния кор­пу­са и шей­ки об­ра­зу­ет угол), пер­вые об­раз­цы ко­то­рой из­вест­ны так­же по ма­те­риа­лам Ме­со­по­та­мии и Древ­не­го Егип­та (2-е тыс. до н. э.), пе­ре­шла в Древ­ний Иран, Древ­нюю Гре­цию, Древ­ний Рим, к сар­ма­там, на Кав­каз. На про­тя­же­нии 1-го тыс. н. э. рас­про­стра­ни­лась ед­ва ли не по всей Азии (спе­ци­фич. ви­ды – в Ср. Азии, на Ал­тае, в Ки­тае и др.). До 20 в. со­хра­ня­лась у аб­ха­зов, ады­гов, бал­кар­цев, ка­ра­ча­ев­цев, осе­тин, сва­нов, ман­си, хан­тов, яку­тов.

Рам­ная А. (тре­уголь­ная в пла­не кон­ст­рук­ция об­ра­зо­ва­на кор­пу­сом, шей­кой и со­еди­няю­щей их штан­гой) так­же из­вест­на с древ­но­сти: пер­вое изо­бра­же­ние, най­ден­ное в Ме­гид­до (си­ро-па­ле­сти­но-фи­ни­кий­ский ре­ги­он), да­ти­ру­ет­ся 3300–3000 до н. э. Этот же тип за­фи­кси­ро­ван в кик­лад­ской куль­ту­ре (2800–2600 до н. э.). В Ев­ро­пе поя­ви­лась при­бли­зи­тель­но в 8 в. у кельт. на­се­ле­ния Бри­тан­ских о-вов (см. Кельт­ская ар­фа). На­зва­ние «А.», по-ви­ди­мо­му, пер­во­на­чаль­но от­но­си­лось к раз­но­вид­но­сти ли­ры (см. Кро­та). Письм. упот­реб­ле­ние сло­ва harpa впер­вые за­сви­де­тель­ст­во­вано на ла­ты­ни ок. 600 в гим­не Ве­нан­ция Фор­ту­на­та, где А. про­ти­во­пос­тав­ле­на рим­ской и гре­че­ской ли­ре как «вар­вар­ский» ин­ст­ру­мент. Взаи­мо­за­ме­няе­мость по­ня­тий «А.» и «ли­ра» со­хра­ня­лась на про­тя­же­нии ве­ков [за­фик­сиро­ва­на, напр., у С. Вир­дун­га в «Не­мец­ком трактате о музыке» («Musica getutscht», 1511)].

В кон­ти­нен­таль­ную Ев­ро­пу рам­ная А. при­шла при­бли­зи­тель­но на ру­бе­же 10–11 вв. Фор­ма её из­ме­ня­лась со вре­ме­нем, и пер­во­на­чаль­но не­боль­шой, но мас­сив­ный ин­ст­ру­мент к 18 в. при­об­рёл изящ­ный совр. си­лу­эт. Сред­не­ве­ко­во-ре­нес­санс­ная А. име­ла диа­то­нич. на­строй­ку. По­ис­ки воз­мож­но­стей хро­ма­тич. из­ме­не­ния зву­ков (при­бли­зи­тель­но с 16 в.) при­ве­ли к изо­бре­те­нию в 1720 пе­даль­но­го ме­ха­низ­ма: нем. мас­тер Я. Хох­брук­кер соз­дал т. н. крюч­ко­вую А. с пе­да­ля­ми. Но­вый пе­ри­од в раз­ви­тии иск-ва иг­ры на А. на­чал­ся по­сле 1801, ко­гда франц. мас­тер С. Эрар изо­брёл ин­ст­ру­мент с т. н. пе­да­ля­ми двой­но­го дей­ст­вия (па­тент 1810): та­кая А. мо­жет пе­ре­страи­вать­ся во все то­наль­но­сти. Совр. А. (выс. ок. 180 см) име­ет 46–47 струн; в пря­мой штан­ге-ко­лон­не раз­ме­ще­ны свя­зан­ные с пе­да­ля­ми ры­ча­ги ме­ха­низ­ма пе­ре­строй­ки. Ис­ход­ный строй – диа­то­нич. зву­ко­ряд до-бе­моль-ма­жо­ра, ка­ж­дая из 7 пе­да­лей, по­вы­шаю­щих строй на по­лу­тон или тон, воз­дей­ст­ву­ет на все од­но­им. стру­ны (за ис­клю­че­ни­ем 2 верх­них и 2 ниж­них). Пол­ный диа­па­зон – от «до(-бе­моль)» кон­трок­та­вы до «соль(-ди­ез)» 4-й ок­та­вы. Му­зы­ка для А. за­пи­сы­ва­ет­ся на 2 но­то­нос­цах (как для фп.).

А. ши­ро­ко рас­про­стра­не­на в Зап. Ев­ро­пе со вре­мён Сред­не­ве­ко­вья, од­на­ко вплоть до 18 в. она не име­ла са­мо­сто­ят. ре­пер­туа­ра, раз­де­ляя его с лют­не­вы­ми и кла­виш­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми. В опер­ном ор­ке­ст­ре 17–18 вв. (впер­вые у К. Мон­те­вер­ди) при­ме­ня­лась для при­да­ния му­зы­ке «ан­тич­но­го» или «биб­лей­ско­го» ко­ло­ри­та. В сим­фо­нич. ор­ке­ст­ре ук­ре­пи­лась на­чи­ная с Г. Бер­лио­за, в Рос­сии – с М. И. Глин­ки, наи­бо­лее эф­фект­но зву­чит в ор­ке­ст­ро­вых со­ло (ба­ле­ты П. И. Чай­ков­ско­го, А. К. Гла­зу­но­ва, опе­ры и сим­фо­нич. про­из­ве­де­ния Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва). Для А. пи­са­ли К. Ф. Э. Бах, И. К. Бах, Г. Ф. Ген­дель (Кон­церт для ор­га­на или А. с ор­ке­ст­ром, 1736), В. А. Мо­царт (Кон­церт для А. и флей­ты с ор­ке­ст­ром K299), мн. ком­по­зи­то­ры-ар­фи­сты 18–19 вв. В свя­зи с раз­ви­ти­ем соль­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва в 20 в. иг­ра на А. обо­га­ти­лась ря­дом осо­бых тех­нич. приё­мов; про­из­ве­де­ния для А. соз­да­ли К. Де­бюс­си, М. Ра­вель, П. Хин­де­мит, Б. Брит­тен, А. Ка­зел­ла, Ж. Тай­фер, кон­цер­ты для А. с ор­ке­стром на­пи­са­ли Р. М. Гли­эр (1938), А. В. Мо­со­лов (1939), Э. Ви­ла Ло­бос (1953), А. Жо­ли­ве, Д. Мийо, Э. Кше­нек, А. Хи­на­сте­ра и др. Круп­ней­шие ар­фи­сты: Р. Н. Ш. Бок­са, Э. Пэ­риш-Аль­варс, А. Ре­нье, М. Тур­нье, В. Пос­се, К. Саль­се­до, М. Гран­жа­ни, Н. Са­ба­ле­та; пред­ста­ви­те­ли рус. шко­лы: А. Г. Ца­бель, И. И. Эй­хен­вальд, Е. А. Валь­тер-Кю­не, А. И. Сле­пуш­кин, Н. Г. Пар­фёнов, Н. И. Амо­сов, М. А. Кор­чин­ская, К. А. и О. Г. Эр­де­ли, В. Г. Ду­ло­ва, Е. А. Си­ни­цы­на, Э. А. Мо­ск­ви­ти­на, Н. Х. Ша­мее­ва.

Лит.: По­ло­ма­рен­ко И. Ар­фа в про­шлом и на­стоя­щем. М.; Л., 1939; Эр­де­ли К. Ар­фа в мо­ей жиз­ни. М., 1967; Яз­вин­ская Е. Ар­фа. М., 1968; Rensch R. The harp: its history, technique and repertoire. L.; N. Y., 1969; idem. Harps and harpists. L., 1989; Zingel H. J. Neue Harfenlehre. Lpz., 1969. Bd 1–4; Ду­ло­ва В. Г. Ис­ку­ст­во иг­ры на ар­фе. М., 1974; По­кров­ская Н. Ис­то­рия ис­пол­ни­тель­ст­ва на ар­фе. Но­во­сиб., 1994; Ша­мее­ва Н. Ис­то­рия раз­ви­тия оте­че­ст­вен­ной му­зы­ки для ар­фы (XX в.). М., 1994.

Вернуться к началу