АРИСТОКСЕ́Н
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРИСТОКСЕ́Н (’Αριστόξενος ) (ок. 360 до н. э., Тарент – ок. 300 до н. э.), др.-греч. теоретик музыки, историограф, философ. Представитель перипатетической школы. Учился у пифагорейца Ксенофила и гл. обр. у Аристотеля. Автор 453 книг (согласно визант. лексикону «Су́да»), в т. ч. «О пифагорейской жизни», «Пифагорейские изречения», «Застольные беседы», биографий Пифагора, Сократа, Архита (сохранились фрагменты). Наиболее значительные сочинения: «Элементы ритмики» (многочисл. фрагменты) и «Элементы гармоники» (компиляция из разных работ А. с лакунами, без окончания) – первая сохранившаяся в европ. традиции книга о музыке и первая полноценная муз.-теоретич. концепция. В ней рассматриваются: роды мелоса (диатоника, хроматика, энармоника); интервалы; звуки; системы (звуковые структуры в пределах кварты, квинты, октавы, вплоть до двухоктавной полной совершенной системы); лады; метаболы (перемены рода, системы, лада); мелопея (муз. композиция). В противоположность числовому космологизму пифагорейцев А. начинал своё исследование с наблюдений природы человеческого голоса и звуков, производимых голосом слитно в речи и интервально в пении. Сознательно отказался от математич. истолкования интервалов (в виде отношений 2 : 1 для октавы, 3 : 2 для квинты, 4 : 3 для кварты), полагая их очевидными для музыканта, непосредственно улавливаемыми слухом и ни в каком дополнит. обосновании не нуждающимися. В частности, кварту он приравнял к 2,5 тонам (в пифагоровом строе она у́же: равна сумме 2 тонов и лиммы). По А., разум музыканта, не занятый математич. задачами, направлен в первую очередь на определение «дюнамисов» – функций звуков в системах. Взгляды А. в дальнейшем породили дискуссию между его многочисл. последователями (гармониками) и критиками (канониками), не прекращающуюся поныне.