Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРИСТОКСЕ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 214

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Цыпин

АРИСТОКСЕ́Н (’Αριστόξενος ) (ок. 360 до н. э., Та­рент – ок. 300 до н. э.), др.-греч. тео­ре­тик му­зы­ки, ис­то­рио­граф, фи­ло­соф. Пред­ста­ви­тель пе­ри­па­те­ти­че­ской шко­лы. Учил­ся у пи­фа­го­рей­ца Ксе­но­фи­ла и гл. обр. у Ари­сто­те­ля. Ав­тор 453 книг (со­глас­но ви­зант. лек­си­ко­ну «Су́да»), в т. ч. «О пи­фа­го­рей­ской жиз­ни», «Пи­фа­го­рей­ские из­ре­че­ния», «За­столь­ные бе­се­ды», био­гра­фий Пи­фа­го­ра, Со­кра­та, Ар­хи­та (со­хра­ни­лись фраг­мен­ты). Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные со­чи­не­ния: «Эле­мен­ты рит­ми­ки» (мно­го­числ. фраг­мен­ты) и «Эле­мен­ты гар­мо­ни­ки» (ком­пи­ля­ция из раз­ных ра­бот А. с ла­куна­ми, без окон­ча­ния) – пер­вая со­хранив­шая­ся в ев­роп. тра­ди­ции кни­га о му­зы­ке и пер­вая пол­но­цен­ная муз.-тео­ре­тич. кон­цеп­ция. В ней рас­смат­ри­ва­ют­ся: ро­ды ме­ло­са (диа­то­ни­ка, хро­ма­ти­ка, энар­мо­ни­ка); ин­тер­ва­лы; зву­ки; сис­те­мы (зву­ко­вые струк­ту­ры в пре­де­лах квар­ты, квин­ты, ок­тавы, вплоть до двух­ок­тав­ной пол­ной со­вер­шен­ной сис­те­мы); ла­ды; ме­та­бо­лы (пе­ре­ме­ны ро­да, сис­те­мы, ла­да); ме­ло­пея (муз. ком­по­зи­ция). В про­ти­во­по­лож­ность чи­сло­во­му кос­мо­ло­гиз­му пи­фа­го­рей­цев А. на­чи­нал своё ис­сле­до­ва­ние с на­блю­де­ний при­ро­ды че­ло­ве­че­ско­го го­ло­са и зву­ков, про­из­во­ди­мых го­ло­сом слит­но в ре­чи и ин­тер­валь­но в пе­нии. Соз­на­тель­но от­ка­зал­ся от ма­те­ма­тич. ис­тол­ко­ва­ния ин­тер­ва­лов (в ви­де от­но­ше­ний 2 : 1 для ок­та­вы, 3 : 2 для квин­ты, 4 : 3 для квар­ты), по­ла­гая их оче­вид­ны­ми для му­зы­кан­та, не­по­сред­ст­вен­но улав­ли­вае­мы­ми слу­хом и ни в ка­ком до­полнит. обос­но­ва­нии не ну­ж­даю­щи­ми­ся. В ча­ст­но­сти, квар­ту он при­рав­нял к 2,5 то­нам (в пи­фа­го­ро­вом строе она у́же: рав­на сум­ме 2 то­нов и лим­мы). По А., ра­зум му­зы­кан­та, не за­ня­тый ма­те­ма­тич. за­да­ча­ми, на­прав­лен в пер­вую оче­редь на оп­ре­де­ле­ние «дю­на­ми­сов» – функ­ций зву­ков в сис­те­мах. Взгля­ды А. в даль­ней­шем по­ро­ди­ли дис­кус­сию ме­ж­ду его мно­го­числ. по­сле­до­ва­те­ля­ми (гар­мо­ни­ка­ми) и кри­ти­ка­ми (ка­но­ни­ка­ми), не пре­кра­щаю­щую­ся по­ны­не.

Соч.: Aris­tox­eni Ele­menta har­mon­ica / R. da Rios re­cen­suit. Ro­mae, 1954; [Frag­mente] / Texte und Kom­ment. von F. We­hrli. Basel, 1967; Эле­мен­ты гар­мо­ни­ки. М., 1997.

Лит.: Цы­пин В. Г. Ари­сток­сен. М., 1998.

Вернуться к началу