Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОРПЕ́ДА

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 308-309

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Рис. В.С. Давыдова Устройство торпеды СЭТ-60 МКЭ: 1 – система наведения; 2 – неконтактный взрыватель; 3 – контактные взрыватели; 4 – заряд ВВ; 5 – аккумуляторная батарея; 6 – приборы управления; 7 – электродвигатель. ...

ТОРПЕ́ДА (от лат. torpedo – элек­три­че­ский скат), са­мо­дви­жу­щий­ся, са­мо­управ­ляе­мый или те­ле­управ­ляе­мый под­вод­ный сна­ряд си­га­ро­об­раз­ной фор­мы, не­су­щий бое­вой за­ряд (обыч­ный или ядер­ный). Пред­на­зна­че­на для по­ра­же­ния под­вод­ных ло­док, над­вод­ных ко­раб­лей (НК) и су­дов про­тив­ни­ка. Мо­жет при­ме­нять­ся так­же для раз­ру­ше­ния рас­по­ло­жен­ных у уре­за во­ды со­ору­же­ний (при­ча­лов, до­ков и т. п.). Со­сто­ит на воо­ру­же­нии ПЛ, НК, тор­пед­ных ка­те­ров и про­ти­во­ло­доч­ной авиа­ции. Т. мо­жет со­став­лять бое­вую часть про­ти­во­ло­доч­ной ра­ке­ты (т. н. ра­ке­та-тор­пе­да) и мин. Т. раз­ли­ча­ют­ся: по ви­ду энер­ге­тич. ус­та­нов­ки – те­п­ло­вая, элек­три­че­ская; по прин­ци­пу дей­ст­вия сис­те­мы са­мо­на­ве­де­ния – аку­сти­че­ская, под­струй­ная; по спо­со­бу уп­рав­ле­ния – са­мо­на­во­дя­щая­ся, те­ле­управ­ляе­мая по про­во­дам; по мас­со­га­ба­рит­ным ха­рак­те­ри­сти­кам (ве­су, ка­либ­ру и дли­не); по объ­ек­там по­ра­же­ния – про­ти­во­ко­ра­бель­ная, про­ти­во­ло­доч­ная, уни­вер­саль­ная; по но­си­те­лям – ко­ра­бель­ная, авиа­ци­он­ная. Т. со­сто­ит из го­лов­ной час­ти, в ко­то­рой раз­ме­ща­ют­ся за­ряд ВВ, взры­ва­те­ли (кон­такт­ный или не­кон­такт­ный), ап­па­ра­ту­ра сис­те­мы са­мо­на­ве­де­ния; сред­ней час­ти с ис­точ­ни­ком энер­гии (ак­ку­му­ля­тор­ная ба­та­рея или за­пас то­п­ли­ва); кор­мо­вой час­ти с дви­га­те­лем и при­бо­ра­ми управ­ле­ния; хво­сто­вой час­ти, где раз­ме­ща­ют­ся греб­ные вин­ты и ру­ли. Са­мо­на­во­дя­щая­ся Т. име­ет ав­то­ном­ную сис­те­му са­мо­на­ве­де­ния, ко­то­рая осу­ще­ст­в­ля­ет по­иск и об­на­ру­же­ние це­ли, вы­ра­ба­ты­ва­ет ко­ман­ды управ­ле­ния. Те­ле­управ­ляе­мая Т. ос­на­ще­на сис­те­мой те­ле­управ­ле­ния с про­вод­ной ли­ни­ей свя­зи. Ко­ман­ды управ­ле­ния, вы­ра­бо­тан­ные по дан­ным гид­ро­аку­стич. ком­плек­са, по­да­ют­ся на ис­пол­нит. при­бо­ры Т. При под­хо­де к це­ли по ко­ман­де опе­ра­то­ра Т. пе­ре­во­дит­ся в ре­жим са­мо­на­ве­де­ния.

Пер­вые Т. (са­мо­дви­жу­щие­ся ми­ны) соз­да­ны в 1860–70-х гг. не­за­ви­си­мо друг от дру­га рос. изо­бре­та­те­лем И. Ф. Алек­сан­д­ров­ским (1865) и брит. инж. Р. Уайт­хе­дом (1866). Они при­во­ди­лись в дви­же­ние греб­ны­ми вин­та­ми от дви­га­те­ля, ра­бо­таю­ще­го на сжа­том воз­ду­хе. Ско­рость хо­да Т. со­став­ля­ла 6–8 уз (11–15 км/ч), даль­ность хо­да – 300–600 м. На воо­ру­же­ние отеч. фло­та в 1876 бы­ла при­ня­та са­мо­дви­жу­щая­ся ми­на Уайт­хе­да как бо­лее со­вер­шен­ная. Впер­вые Т. ус­пеш­но при­ме­ни­ли рос. мо­ря­ки во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1877–78. С мин­ных ка­те­ров при ата­ке тур. ко­раб­ля «Ин­ти­бах» бы­ло вы­пу­ще­но 2 Т., од­на из ко­то­рых по­ра­зи­ла цель. На­чи­ная с 1870-х гг. Т. ста­ли по­все­ме­ст­но по­сту­пать на во­ору­же­ние НК, а с нач. 20 в. и ПЛ. В рус.-япон. вой­ну 1904–05 воюю­щи­ми сто­ро­на­ми вы­пу­ще­но 263 Т.(из них рос. фло­том – 25), все – над­вод­ны­ми ко­раб­ля­ми; в 1-ю ми­ро­вую вой­ну вы­пу­ще­но св. 1500 Т. (рос. фло­том – 307), из ко­то­рых под­вод­ны­ми лод­ка­ми – 230, над­вод­ны­ми ко­раб­ля­ми – 77. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны толь­ко фло­ты и авиа­ция США и Ве­ли­ко­бри­та­нии при­ме­ни­ли ок. 30 тыс. Т. В хо­де вой­ны США, Ве­ли­ко­бри­та­ния и Япо­ния по­те­ря­ли от тор­пед­но­го ору­жия 158 круп­ных ко­раб­лей (3 лин­ко­ра, 20 авиа­нос­цев, 27 крей­се­ров, 108 эс­мин­цев) и неск. ты­сяч транс­порт­ных су­дов. За го­ды вой­ны сов. фло­том ис­поль­зо­ва­но 3749 Т., в т. ч. под­вод­ны­ми лод­ка­ми – 1549, мор. авиа­ци­ей – 1294, тор­пед­ны­ми ка­те­ра­ми – 845, над­вод­ны­ми ко­раб­ля­ми – 61; по­то­п­ле­но 1004 ко­раб­ля и суд­на про­тив­ни­ка. Пер­вая отеч. аку­стич. са­мо­на­во­дя­щая­ся Т. САЭТ-50 соз­да­на в 1950. С раз­ви­ти­ем са­мо­лёт­но­го пар­ка со­вер­шен­ст­во­ва­лось и тор­пед­ное ору­жие мор. авиа­ции, при этом авиац. Т. соз­да­ва­лись, как пра­ви­ло, на ба­зе ко­ра­бель­ных Т. и обес­пе­чи­ва­лись па­ра­шют­ной сис­те­мой при­вод­не­ния.

На воо­ру­же­нии совр. фло­тов го­су­дарств на­хо­дят­ся Т. разл. ти­пов. Они под­раз­де­ля­ют­ся на «тя­жё­лые» – ка­либ­ра 533 мм и бо­лее и «лёг­кие» (ма­ло­га­ба­рит­ные) – 324 и 400 мм. «Тя­жё­лые» Т. в осн. уни­вер­саль­ны по це­лям – пред­на­зна­че­ны для по­ра­же­ния ПЛ и НК. «Лёг­кие» (ма­ло­га­ба­рит­ные) Т. яв­ля­ют­ся гл. обр. про­ти­во­ло­доч­ны­ми и ис­поль­зу­ют­ся в ка­че­ст­ве бое­вых час­тей про­ти­во­ло­доч­ных ра­кет и мин. Ими воо­ру­жа­ют­ся ПЛ, НК, про­ти­во­ло­доч­ные са­мо­лё­ты и вер­то­лё­ты. Т. име­ют разл. энер­ге­тич. си­ло­вые ус­та­нов­ки, обыч­ный или ядер­ный за­ряд. Совр. Т. име­ют ско­рость хо­да до 50 уз (92,6 км/ч), глу­би­ну хо­да до 900 м, обес­пе­чи­ваю­щую по­ра­же­ние ПЛ во всём диа­па­зо­не глу­бин их по­гру­же­ния, даль­ность хо­да до 50 км.

Лит.: Кор­шу­нов Ю. Л., Ус­пен­ский Г. В. Тор­пе­ды Рос­сий­ско­го фло­та. СПб., 1993; Ору­жие Рос­сий­ско­го фло­та. СПб., 1996; Кор­шу­нов Ю. Л. И. Ф. Алек­сан­д­ров­ский. М., 1997.

Вернуться к началу