Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОДВО́ДНАЯ ЛО́ДКА

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 530

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Коряковцев
Фото А. И. Нагаева Подводная лодка.

ПОДВО́ДНАЯ ЛО́ДКА, бое­вой ко­рабль, спо­соб­ный по­гру­жать­ся (всплы­вать) и вы­пол­нять бое­вые за­да­чи под во­дой. Важ­ней­шим так­тич. свой­ст­вом ПЛ яв­ля­ет­ся скрыт­ность бое­во­го при­ме­не­ния. ПЛ пред­на­зна­че­ны для по­ра­же­ния важ­ных во­ен.-пром. и адм. цен­тров, во­ен.-мор. баз, пор­тов и др. на­зем­ных объ­ек­тов про­тив­ни­ка; унич­то­же­ния ПЛ, ко­раб­лей и су­дов про­тив­ни­ка; по­ста­нов­ки мор. мин­ных за­гра­ж­де­ний; ве­де­ния раз­вед­ки; вы­сад­ки ди­вер­си­он­но-раз­ве­ды­ват. групп и вы­пол­не­ния др. бое­вых и спец. за­дач. В ВМС (ВМФ) ПЛ со­став­ля­ют под­вод­ные си­лы фло­та, они вы­пол­ня­ют бое­вые за­да­чи оди­ноч­но, груп­па­ми, в со­ста­ве груп­пи­ро­вок ПЛ и раз­но­род­ных сил, са­мо­сто­я­тель­но и во взаи­мо­дей­ст­вии с др. ви­да­ми воо­руж. сил. Воо­ру­жа­ют­ся бал­ли­сти­че­ски­ми ра­ке­та­ми, кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми, тор­пе­да­ми, ми­на­ми (см. Мор­ская ми­на), сред­ст­ва­ми гид­ро­аку­стич. про­ти­во­дей­ст­вия и др. По ти­пу энер­ге­тич. ус­та­нов­ки под­раз­де­ля­ют­ся на атом­ные и не­атом­ные (ди­зель-элек­тич., с элек­тро­хи­мич. ге­не­ра­то­ра­ми и др.), по во­до­из­ме­ще­нию – на под­вод­ные крей­се­ры, крей­сер­ские, боль­шие, сред­ние, ма­лые и сверх­ма­лые. По сво­ему пред­на­зна­че­нию под­раз­де­ля­ют­ся на стра­те­гич., мно­го­це­ле­вые и спец. на­зна­че­ния, по осн. во­ору­же­нию – на ра­кет­ные, тор­пед­ные и ра­кет­но-тор­пед­ные.

Пер­вое де­рев. суд­но, спо­соб­ное по­гру­жать­ся и рас­счи­тан­ное на 12 греб­цов и 3 пас­са­жи­ров, бы­ло по­строе­но в Анг­лии в 1620 по про­ек­ту голл. ме­ха­ни­ка К. ван Дреб­бе­ля. Кон­ст­рук­ция пред­став­ля­ла со­бой де­рев. кор­пус, об­тя­ну­тый про­мас­лен­ной ко­жей со спец. ко­жа­ны­ми ме­ха­ми. Для по­гру­же­ния ме­ха за­пол­ня­лись во­дой, а при всплы­тии во­ду из ме­хов вы­тес­ня­ли. Дви­же­ние в под­вод­ном по­ло­же­нии осу­ще­ст­в­ля­лось с по­мо­щью вёсел. В Рос­сии пер­вое «по­та­ён­ное суд­но» по­строе­но в 1720–21 ко­ра­бель­ным плот­ни­ком Е. П. Ни­ко­но­вым. Ис­пы­та­ния про­хо­ди­ли при лич­ном уча­стии ца­ря Пет­ра I, но за­кон­чи­лись не­уда­чей (по­сле смер­ти Пет­ра I ра­бо­ты бы­ли пре­кра­ще­ны). В 1775 в Сев. Аме­ри­ке Д. Буш­нелл по­стро­ил од­но­ме­ст­ную ПЛ «Тертл» («Че­ре­па­ха») с кор­пу­сом из мед­ных лис­тов, при­во­ди­мую в дви­же­ние мус­куль­ной си­лой и имев­шую на воо­ру­же­нии ми­ну, ко­то­рая долж­на бы­ла ус­та­нав­ли­вать­ся под дни­щем ко­раб­ля. В хо­де Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–1783 бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка бое­во­го при­ме­не­ния ПЛ «Тертл», ко­то­рая окон­чи­лась не­уда­чей. В 1801 амер. инж. Р. Фул­тон во Фран­ции соз­дал ПЛ «Нау­ти­лус» с мед­ным кор­пу­сом, имев­шую на воо­ру­же­нии 2 ми­ны. В под­вод­ном по­ло­же­нии она при­во­ди­лась в дви­же­ние с по­мо­щью вин­та, вра­щае­мо­го вруч­ную, в над­вод­ном – ис­поль­зо­ва­лись па­ру­са или вёс­ла. В 1834 по про­ек­ту рос. инж. К. А. Шиль­де­ра по­строе­на ПЛ, впер­вые ос­на­щён­ная пе­ри­ско­пом, за­жи­гат. и фу­гас­ны­ми ра­ке­та­ми. С этой ПЛ был впер­вые осу­ще­ст­в­лён ус­пеш­ный под­вод­ный за­пуск ра­кет. Пер­вое ус­пеш­ное бое­вое при­ме­не­ние ПЛ про­изош­ло 17.2.1864 во вре­мя Гра­ж­дан­ской вой­ны в США 1861–65, ко­гда ПЛ, соз­дан­ная по про­ек­ту аме­ри­кан­ца-южа­ни­на Х. Л. Хан­ли, по­то­пи­ла шес­то­вой ми­ной де­рев. кор­вет се­ве­рян «Хау­са­то­ник», но при этом по­гиб­ла са­ма. В 1866 на Балт. за­во­де в С.-Пе­тер­бур­ге по про­ек­ту И. Ф. Алек­сан­д­ров­ско­го бы­ла по­строе­на пер­вая в ми­ре ПЛ с ме­ха­нич. дви­га­те­лем, ра­бо­тав­шим на сжа­том воз­ду­хе. В 1878 рос. инж. С. К. Дже­вец­кий соз­дал ПЛ, ко­то­рая при­во­ди­лась в дви­же­ние че­рез пе­даль­ный при­вод, со­еди­нён­ный с вин­том. В 1884 им же соз­дан про­ект пер­вой в ми­ре ПЛ с элек­трич. дви­га­те­лем, ра­бо­тав­шим от ак­ку­му­ля­тор­ной ба­та­реи, снаб­жён­ной усо­вер­шен­ст­во­ван­ным пе­ри­ско­пом и сис­те­мой ре­ге­не­ра­ции воз­ду­ха. В 1906–09 по про­ек­ту Дже­вец­ко­го по­строе­на ПЛ «Поч­то­вый» – пер­вая в ми­ре ПЛ с еди­ным дви­га­те­лем (бен­зо­мо­то­ра­ми) для над­вод­но­го и под­вод­но­го хо­да. Для ра­бо­ты под во­дой ис­поль­зо­вал­ся сжа­тый воз­дух из спец. воз­ду­хо­хра­ни­те­лей, а от­ра­бо­тан­ные га­зы уда­ля­лись за борт спец. на­со­сом. К нач. 20 в. все осн. мор. дер­жа­вы ве­ли строи­тель­ст­во ПЛ. В Рос­сии в 1904 по про­ек­ту И. Г. Буб­но­ва, М. Н. Бек­ле­ми­ше­ва и И. С. Го­рю­но­ва по­строе­на пер­вая отеч. бое­вая ПЛ «Дель­фин», имев­шая в ка­че­ст­ве дви­га­те­лей бен­зи­но­вый и элек­трич. мо­то­ры. Не­сколь­ко усо­вер­шен­ст­во­ван­ных ПЛ та­ко­го ти­па уча­ст­во­ва­ли в рус.-япон. вой­не 1904–05. В 1912 по про­ек­ту Буб­но­ва на­ча­лось строи­тель­ст­во ПЛ ти­па «Барс» со зна­чи­тель­но улуч­шен­ны­ми так­ти­ко-тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми (ТТХ). В 1915 в Рос­сии по­стро­ен пер­вый в ми­ре под­вод­ный мин­ный за­гра­ди­тель «Краб» (см. За­гра­ди­тель). Пе­ред 1-й ми­ро­вой вой­ной в со­ста­ве фло­тов осн. го­су­дарств име­лось св. 200 ПЛ (Ве­ли­ко­бри­та­нии – 73, США – 39, Фран­ции – 38, Гер­ма­нии – 28, Ита­лии – 19, Рос­сии – 15, Ав­ст­ро-Венг­рии – 6). 1-я ми­ро­вая вой­на по­ка­за­ла, что ПЛ яв­ля­ют­ся но­вым эф­фек­тив­ным сред­ст­вом ве­де­ния бое­вых дей­ст­вий на мо­ре, пре­ж­де все­го на мор. ком­му­ни­ка­ци­ях. За вре­мя вой­ны ПЛ по­то­пи­ли 192 бое­вых ко­раб­ля и ок. 5,8 тыс. транс­пор­тов. За этот же пе­ри­од все­ми воюю­щи­ми фло­та­ми бы­ло по­те­ря­но 265 ПЛ. По­сле окон­ча­ния вой­ны в ве­ду­щих ми­ро­вых мор. дер­жа­вах на­ча­лось ак­тив­ное строи­тель­ст­во ПЛ. Осн. на­прав­ле­ния­ми их со­вер­шен­ст­во­ва­ния бы­ли: уве­ли­че­ние даль­но­сти пла­ва­ния, глу­би­ны по­гру­же­ния и ско­ро­сти над­вод­но­го и под­вод­но­го хо­да, по­вы­ше­ние воз­мож­но­стей тор­пед­но­го ору­жия. К нач. 2-й ми­ро­вой вой­ны в со­ста­ве фло­тов ве­ду­щих мор. дер­жав на­хо­ди­лось: в Гер­ма­нии – 57, США – 99, Фран­ции – 77, Ита­лии – 115, Япо­нии – 63, Ве­ли­ко­бри­та­нии – 69, СССР – 211 ПЛ. За пе­ри­од вой­ны ПЛ воюю­щих сто­рон по­то­пи­ли ок. 5 тыс. ко­раб­лей и су­дов об­щим во­до­из­ме­ще­ни­ем ок. 23 млн. т. За это же вре­мя бы­ло по­те­ря­но 1229 ПЛ. С окон­ча­ни­ем 2-й ми­ро­вой вой­ны ве­ду­щи­ми мор. гос-ва­ми про­дол­жа­лось ак­тив­ное строи­тель­ст­во ПЛ. При этом осн. вни­ма­ние уде­ля­лось уве­ли­че­нию про­дол­жи­тель­но­сти под­вод­но­го пла­ва­ния без всплы­тия на по­верх­ность. В 1954 в США по­строе­на пер­вая атом­ная ПЛ (т. н. ПЛА) «Нау­ти­лус». В СССР пер­вая ПЛА «Ле­нин­ский ком­со­мол» со­зда­на в 1957 (гл. кон­ст­рук­тор В. Н. Пе­ре­гу­дов). Позд­нее ПЛА бы­ли соз­да­ны в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и Ки­тае. С по­яв­ле­ни­ем на во­ору­же­нии ра­кет­но­го ору­жия ПЛ ста­ли од­ним из осн. ро­дов мор. сил мн. го­су­дарств. ПЛА с бал­листич. ра­ке­та­ми по­лу­чи­ли раз­ви­тие в СССР, США, Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Ки­тае, став важ­ней­шим ком­по­нен­том их стра­те­гич. на­сту­пат. сил (см. Стра­те­ги­че­ские си­лы). По­ми­мо это­го, на воо­ру­же­ние ПЛ бы­ли при­ня­ты кры­ла­тые ра­ке­ты мор. ба­зи­рова­ния (КРМБ), про­ти­во­ко­ра­бель­ные и про­ти­во­ло­доч­ные ра­ке­ты, ра­ке­ты-тор­пе­ды, тор­пе­ды-ра­ке­ты, ми­ны-ра­ке­ты, ми­ны-тор­пе­ды и уни­вер­саль­ные тор­пе­ды. На дек. 2012 св. 600 ПЛ на­хо­ди­лись на воо­ру­же­нии фло­тов 44 за­ру­беж­ных го­су­дарств. Пять стран име­ют ПЛА разл. на­зна­че­ния: США – 72, Ве­ли­ко­бри­та­ния – 10, Фран­ция – 10, Ки­тай – 13 атом­ных и св. 45 ди­зель-элек­трич. ПЛ, Ин­дия – 1 (арен­ду­ет у Рос­сии) и 14 ди­зель-элек­трич. ПЛ. У ос­таль­ных го­су­дар­ств на во­ору­же­нии на­хо­дят­ся толь­ко ди­зель-элек­трич. ПЛ: КНДР – св. 50, Япо­ния – 18, Тур­ция – 14, Рес­пуб­ли­ка Ко­рея – 10, Ита­лия – 8, Гре­ция – 8, Па­ки­стан – 8, Гер­ма­ния – 6, Пе­ру – 6, Нор­ве­гия – 5, Шве­ция – 5; 27 го­су­дарств име­ют от 1 до 3 ПЛ.

По­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны из­вест­ны все­го 2 слу­чая при­ме­не­ния ПЛ про­тив ко­раб­лей: во вре­мя па­ки­ста­но-инд. кон­флик­та 1971 и в хо­де бри­та­но-ар­гент. кон­флик­та 1982 из-за Фолк­ленд­ских (Маль­вин­ских) о-вов. В вой­не в зо­не Пер­сид­ско­го зал. 1991 (см. Ку­вейт­ский кри­зис 1990–91) с амер. ПЛА впер­вые бы­ли при­ме­не­ны КРМБ для уда­ров по ирак. на­зем­ным объ­ек­там. Во всех по­сле­дую­щих во­ен. кон­флик­тах, где уча­ст­во­ва­ли ВМС США и Ве­ли­ко­бри­та­нии, ис­поль­зо­ва­лись ПЛА, воо­ру­жён­ные КРМБ.

В Рос­сии ПЛ бы­ли вы­де­ле­ны как отд. класс бое­вых ко­раб­лей 6(19).3.1906 со­глас­но ука­зу имп. Ни­ко­лая II (этот день от­ме­ча­ет­ся в РФ как День мо­ря­ка-под­вод­ни­ка). В нач. 21 в. в под­вод­ных си­лах ВМФ РФ на­хо­дят­ся: атом­ные ра­кет­ные ПЛ стра­те­гич. на­зна­че­ния – РПЛСН (в иностр. фло­тах – ПЛАРБ), атом­ные под­вод­ные крей­се­ра с кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми – АПКРРК (в иностр. фло­тах – ПЛАРК); мно­го­це­ле­вые атом­ные крей­сер­ские ПЛ с ра­кет­но-тор­пед­ным воо­ру­же­ни­ем (ПЛАК, ПЛА); не­атом­ные ПЛ с тор­пед­ным или ра­кет­но-тор­пед­ным воо­ру­же­ни­ем (НАПЛ, ДПЛ или ПЛ). Спе­ци­аль­но соз­дан­ные ПЛ ис­поль­зу­ют­ся как ба­зы для под­вод­ных био­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний (напр., сов. ПЛ «Се­ве­рян­ка», «Сла­вян­ка», «Бен­тос-300» и «ОСА-3 600»). В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия в за­ру­беж­ных го­су­дар­ст­вах по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ту­ри­стич. ПЛ.

В со­от­вет­ст­вии с Гос. про­грам­мой во­ору­же­ния в со­став ВМФ РФ на­ча­ли по­сту­пать атом­ные ПЛ 4-го по­ко­ле­ния: РПЛСН про­ек­та 955 (955А). Го­лов­ной ко­рабль «Юрий Дол­го­ру­кий» во­шёл в бо­е­вой со­став ВМФ в нач. 2013. Осн. ТТХ: пол­ное под­вод­ное во­до­из­ме­ще­ние 24 тыс. т, дли­на 170 м, ши­ри­на 13,5 м, осад­ка 10 м, ско­рость над­вод­ная 15 уз (ок. 27,8 км/ч), ско­рость под­вод­ная 29 уз (св. 53,7 км/ч), глу­би­на по­гру­же­ния: ра­бо­чая – 400 м, пре­дель­ная – 480 м, ав­то­ном­ность 90 сут. Осн. воору­же­ние: 16 ПУ ра­кет­но­го ком­плек­са «Бу­ла­ва» с даль­но­стью стрель­бы до 8 тыс. км (на се­рий­ных ко­раб­лях про­ек­та 955А пла­ни­ру­ет­ся раз­мес­тить 20 ПУ), шесть 533-мм тор­пед­ных ап­па­ра­тов. Го­лов­ную атом­ную мно­го­це­ле­вую ПЛ про­ек­та 885 «Се­ве­ро­двинск» пла­ни­ру­ет­ся при­нять в бое­вой со­став ВМФ в ию­не 2014. Осн. ТТХ: пол­ное под­вод­ное во­до­из­ме­ще­ние 13,8 тыс. т, дли­на 119 м, ши­ри­на 13,5 м, осад­ка 9,4 м. Осн. воо­ру­же­ние: са­мо­на­во­дя­щие­ся и те­ле­управ­ляе­мые тор­пе­ды (де­сять 533-мм тор­пед­ных ап­па­ра­тов), 32 ПУ для кры­ла­тых ра­кет клас­са «ко­рабль–ко­рабль» и «ко­рабль–зем­ля».

Раз­ви­тие всех клас­сов ПЛ идёт по пу­ти по­вы­ше­ния ско­ро­сти хо­да и глу­би­ны по­гру­же­ния, умень­ше­ния уров­ня шум­но­сти ПЛ и ме­ха­низ­мов, воо­ру­же­ния ПЛ вы­со­ко­точ­ным ору­жи­ем разл. на­зна­че­ния, бое­вы­ми ин­фор­ма­ци­он­но-управ­ляю­щи­ми сис­те­ма­ми с эле­мен­та­ми ис­кусств. ин­тел­лек­та и др. обо­ру­до­ва­ни­ем, де­лаю­щим ПЛ не­до­ся­гае­мой для про­тив­ни­ка и обес­пе­чи­ваю­щим эф­фек­тив­ное при­ме­не­ние всех ви­дов её ору­жия по пред­на­з­на­че­нию, по­вы­ше­ние жи­ву­че­сти и бое­вой ус­той­чи­во­сти при ава­рий­ных и бое­вых по­вре­ж­де­ни­ях. Роль ПЛ в ВМС (ВМФ) осн. мор. го­су­дарств ос­та­ёт­ся оп­ре­де­ляю­щей в бое­вых дей­ст­ви­ях на мо­ре.

Лит.: Ере­ме­ев Л. М., Шер­гин А. П. Под­вод­ные лод­ки ино­стран­ных фло­тов во вто­рой ми­ро­вой вой­не. М., 1962; Рус­ские под­вод­ные лод­ки: Ис­то­рия соз­да­ния и ис­поль­зо­ва­ния, 1834–1923 гг.: На­уч­но-ис­то­ри­че­ский спра­воч­ник / Авт.-сост. В. А. Ку­чер. СПб., 1994. Т. 1–2; Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го су­до­строе­ния. СПб., 1996. Т. 2–5; Бе­реж­ной С. С. Под­водные лод­ки (1903–1917). Хар., 1996. Ч. 1; Чер­на­вин В. Н. Атом­ный под­вод­ный... М., 1997; Под­вод­ные лод­ки: Свы­ше 300 под­вод­ных ло­док всех стран ми­ра. М., 2001; Иль­ин В. Е., Ко­лес­ни­ков А. И. Под­вод­ные лод­ки Рос­сии. М., 2002; Та­рас А. Е. Под­вод­ные лод­ки Ве­ли­кой вой­ны (1914–1918). Минск, 2003; Ко­ва­лев Э. А. Ры­ца­ри глу­бин. М., 2005; Мо­ро­зов М. Э., Ку­ла­гин К. Л. Со­вет­ский под­вод­ный флот 1922–1945 гг.: о под­вод­ных лод­ках и под­вод­ни­ках. М., 2006; Кор­ми­ли­цин Ю. Н., Ха­ли­зев О. А. Уст­рой­ст­во под­вод­ных ло­док. СПб., 2008.

Вернуться к началу