Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ПЕТРОПА́ВЛОВСК»

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 125

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков

«ПЕТРОПА́ВЛОВСК», на­зва­ние ко­раб­лей рос. и сов. ВМФ, при­сваи­вав­шее­ся им в па­мять Пе­тро­пав­лов­ска обо­ро­ны 1854.

1) Па­рус­но-вин­то­вой бро­не­нос­ный фре­гат Балт. фло­та, один из пер­вых мо­ре­ход­ных бро­не­нос­цев. По­стро­ен в 1860–1867 в С.-Пе­тер­бур­ге. Во­до­из­ме­ще­ние св. 6 тыс. т, дли­на 87,7 м, ши­ри­на 17,1 м, осад­ка 7,5 м; мощ­ность энер­ге­тич. ус­та­нов­ки 2,8 тыс. л. с. (2,1 тыс. кВт); ско­рость 11,8 уз (21,9 км/ч); воо­ру­же­ние – 32 арт. ору­дия разл. ка­либ­ров; эки­паж 679 чел. На «П.» впер­вые в рос. фло­те бы­ла обо­ру­до­ва­на бое­вая руб­ка и ус­та­нов­ле­ны на­рез­ная ар­тил­ле­рия, элек­трич. про­жек­то­ры и про­ти­во­мин­ная ар­тил­ле­рия. Вхо­дил в со­став прак­тич. эс­кад­ры вин­то­вых ко­раб­лей Балт. фло­та. Ис­клю­чён из спи­сков фло­та в 1892.

Броненосец «Петропавловск». Фото 1899.

2) Эс­кад­рен­ный бро­не­но­сец Балт. фло­та. По­стро­ен в 1892–97 в С.-Пе­тер­бур­ге. Во­до­из­ме­ще­ние св. 11 тыс. т, дли­на 112,6 м, ши­ри­на 21,3 м, осад­ка 7,8 м; мощ­ность энер­ге­тич. ус­та­нов­ки 3,2 тыс. л. с. (св. 2,35 тыс. кВт); ско­рость 16,9 уз (31 км/ч); даль­ность пла­ва­ния 4,5 тыс. миль (8,3 тыс. км); во­ору­же­ние – 56 арт. ору­дий разл. ка­либ­ров, 6 тор­пед­ных ап­па­ра­тов; эки­паж 633 чел. В 1899–1900 со­вер­шил пе­ре­ход из Крон­штад­та в Порт-Ар­тур (ны­не Люй­шунь, Ки­тай), где во­шёл в со­став Ти­хо­оке­ан­ской эс­кад­ры. В 1900–01 уча­ст­во­вал в по­дав­ле­нии Ихэ­ту­ань­ско­го вос­ста­ния в Ки­тае (см. Ихэ­ту­ань), с 1902 флаг­ман­ский ко­рабль эс­кад­ры. В на­ча­ле рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–05 уча­ст­во­вал в бою с япон. эс­кад­рой в февр. 1904 у Порт-Ар­ту­ра, под фла­гом ви­це-адм. С. О. Ма­ка­ро­ва со­вер­шил 5 бое­вых вы­хо­дов. 31.3(13.4).1904 по­дор­вал­ся на япон. ми­не и за­то­нул в 2 ми­лях от Порт-Ар­ту­ра. По­гиб­ли 650 че­ло­век, в т. ч. Ма­ка­ров, поч­ти весь по­ход­ный штаб и ху­дож­ник-ба­та­лист В. В. Ве­реща­гин. Ис­клю­чён из со­ста­ва ВМФ в мае 1904.

3) Ли­ней­ный ко­рабль 1 ран­га рос. и сов. Балт. фло­тов. По­стро­ен в С.-Пе­тер­бур­ге в 1909–14. Во­до­из­ме­ще­ние 23 тыс. т, дли­на 181,2 м, ши­ри­на 26 м, осад­ка 8,4 м; мощ­ность энер­ге­тич. ус­та­нов­ки ок. 4 тыс. л. с. (св. 2,9 тыс. кВт); ско­рость 21,8 уз (40,4 км/ч); даль­ность пла­ва­ния до 1625 миль (3000 км); во­ору­же­ние – 27 арт. ору­дий разл. ка­либ­ров, 4 тор­пед­ных ап­па­ра­та; эки­паж 1126 чел. Уча­ст­во­вал в 1-й ми­ро­вой и Гражд. 1917–22 вой­нах. В 1921 пе­реиме­но­ван в «Ма­рат», во­шёл в со­став РККФ. В 1925 воз­глав­лял по­ход Мор. сил Балт. фло­та в Киль­скую бух­ту. В 1928–31 про­шёл ка­пи­таль­ный ре­монт с мо­дер­ни­за­ци­ей. В 1937 уча­ст­во­вал в во­ен.-мор. па­ра­де в Порт­сму­те (Ве­ли­ко­бри­та­ния) по слу­чаю ко­ро­на­ции ко­ро­ля Ге­ор­га VI. В хо­де со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны 1939–40 об­стре­ли­вал ук­ре­п­ле­ния про­тив­ни­ка на о. Бьёр­кё. В Вел. Отеч. вой­ну в ре­зуль­та­те на­лё­та герм. авиа­ции 23.9.1941 по­лу­чил тя­жё­лые по­вре­ж­де­ния и сел на грунт. По­сле под­ня­тия и ре­мон­та в ка­че­ст­ве не­са­мо­ход­ной пла­ву­чей ба­та­реи уча­ст­во­вал в обо­ро­не Ле­нин­гра­да (С.-Пе­тер­бург) и в Вы­борг­ской на­сту­пат. опе­ра­ции 1944 (см. Ле­нин­град­ская бит­ва 1941–44). 31.5.1943 вновь пе­ре­име­но­ван в «П.». 28.11.1950 пе­ре­клас­си­фи­ци­ро­ван в не­са­мо­ход­ное учеб­ное суд­но с пе­ре­име­но­ва­ни­ем в «Вол­хов», в 1952 ис­клю­чён из со­ста­ва ВМФ, ра­зо­бран на ме­тал­ло­лом.

4) Тя­жё­лый крей­сер сов. Балт. фло­та (до 25.9.1940 «Лют­цов»). За­ло­жен в 1937 на вер­фи г. Бре­мен (Гер­ма­ния). Во­до­из­ме­ще­ние 15,6 тыс. т, дли­на 212,2 м, ши­ри­на 21,7 м, осад­ка 7,2 м, про­ект­ная ско­рость 32,7 уз (60,5 км/ч). В 1940 в не­до­стро­ен­ном ви­де ку­п­лен СССР и от­бук­си­ро­ван в Ле­нин­град. Из-за за­дер­жек в по­став­ке ма­шин и арт. воо­ру­же­ния к на­ча­лу Вел. Отеч. вой­ны в строй не во­шёл. В июле – авг. 1941 на «П.» бы­ли ус­та­нов­ле­ны 2 баш­ни гл. ка­либ­ра и зе­нит­ная ар­тил­ле­рия (все­го 14 арт. ору­дий). Во вре­мя на­лё­та авиа­ции про­тив­ни­ка 17.9.1941 по­лу­чил 53 по­па­да­ния бомб и сел на грунт. В сент. 1942 под­нят и ис­поль­зо­вал­ся как не­са­мо­ход­ная пла­ву­чая ба­та­рея. Уча­ст­во­вал в арт. под­держ­ке войск Ле­нин­град­ско­го фрон­та. По­сле вой­ны в строй не вво­дил­ся. В сент. 1944 пе­ре­име­но­ван в «Тал­лин», с мар­та 1953 не­са­мо­ход­ное учеб­ное суд­но «Днепр». В 1956 пе­ре­делан в плав­ка­зар­му, в 1958 ис­клю­чён из со­ста­ва ВМФ, ра­зо­бран на ме­тал­ло­лом.

5) Лёг­кий крей­сер Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та (до 3.8.1957 «Ла­зарь Ка­га­но­вич»). По­стро­ен в Ком­со­моль­ске-на-Аму­ре в 1938–47. Во­до­из­ме­ще­ние 10 тыс. т; дли­на 191,2 м, ши­ри­на 17,7 м, осад­ка 6,9 м; мощ­ность энер­ге­тич. ус­та­нов­ки 108,5 тыс. л. с. (ок. 80 тыс. кВт); ско­рость 32,2 уз (59,6 км/ч); даль­ность пла­ва­ния до 3,1 тыс. миль (5,7 тыс. км); воо­ру­же­ние – 36 арт. ору­дий разл. ка­либ­ров, 6 пу­ле­мё­тов, 6 тор­пед­ных ап­па­ра­тов, 2 бом­бос­бра­сы­ва­те­ля, до 100 мин; эки­паж 812 чел. В 1960 ра­зо­ру­жён, ис­клю­чён из со­ста­ва ВМФ, ра­зо­бран на ме­тал­ло­лом.

6) Боль­шой про­ти­во­ло­доч­ный ко­рабль сов. Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та. По­стро­ен в Ни­ко­лае­ве в 1973–76. Во­до­из­ме­ще­ние 8,6 тыс. т; дли­на 173,4 м, ши­ри­на 18,5 м, осад­ка 5,74 м; 2 га­зотур­бин­ные ус­та­нов­ки мощ­но­стью по 60 тыс. л. с. (80 тыс. кВт); ско­рость 32 уз (59,3 км/ч); даль­ность пла­ва­ния 5,2 тыс. миль (9,6 тыс. км); воо­ру­же­ние: 8 ПУ про­ти­во­ло­доч­но­го ра­кет­но­го ком­плек­са «Ме­тель», 4 ПУ зе­нит­но­го ра­кет­но­го ком­плек­са «Шторм», 12 ПУ зе­нит­но­го ра­кет­но­го ком­плек­са «Оса», 4 76,2-мм арт. ус­та­нов­ки, 10 тор­пед­ных ап­па­ра­тов, ре­ак­тив­ные бом­бо­мёт­ные ус­та­нов­ки; эки­паж 380 чел. В 1979 в со­ста­ве от­ря­да ко­раб­лей со­вер­шил пе­ре­ход во­круг Афри­ки из Се­ва­сто­по­ля во Вла­ди­во­сток. В 1986–90 про­шёл ка­пи­таль­ный ре­монт. Ис­клю­чён из со­ста­ва ВМФ в 1997.

Лит.: Бе­реж­ной С. С., Ам­мон Г. А. Ге­рои­че­ские ко­раб­ли рос­сий­ско­го и со­вет­ско­го Во­ен­но-Мор­ско­го Фло­та. 2-е изд. М., 1990; Пав­лов А. С. Во­ен­ные ко­раб­ли СССР и Рос­сии, 1945–1995: Спра­воч­ник. Якутск, 1994; Бе­реж­ной С. С. Ли­ней­ные и бро­не­нос­ные ко­раб­ли. Ка­но­нер­ские лод­ки: Спра­воч­ник. М., 1997; он же. Крей­се­ра и ми­но­нос­цы: Спра­воч­ник. М., 2002.

Вернуться к началу