Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРСКА́Я АВИА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 151-152

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков

МОРСКА́Я АВИА́ЦИЯ, род сил ВМФ (ВМС) боль­шин­ст­ва го­су­дарств (в РФ – Мор. авиа­ция и ПВО ВМФ). Пред­на­зна­че­на для унич­то­же­ния сил фло­та про­тив­ни­ка, его мор. транс­порт­ных средств, при­кры­тия ко­ра­бель­ных груп­пи­ро­вок в мо­ре, ве­де­ния возд. раз­вед­ки на мор­ских и оке­ан­ских ТВД и др. Ос­но­ву М. а. со­став­ля­ют са­мо­лё­ты (вер­то­лё­ты) разл. на­зна­че­ния. Функ­цио­наль­но М. а. под­раз­де­ля­ют на ро­да авиа­ции: мор. ра­ке­то­нос­ную, мор. про­ти­во­ло­доч­ную, ис­тре­бит., штур­мо­вую (бом­бар­ди­ро­воч­ную), раз­ве­ды­ват. и вспо­мо­гат. на­зна­че­ния [даль­не­го ра­дио­ло­кац. об­на­ру­же­ния и на­веде­ния, ра­дио­эле­кт­рон­ной борь­бы (РЭБ), управ­ле­ния и свя­зи, за­прав­ки ЛА то­п­ли­вом в по­лё­те, по­ис­ко­во-спа­сат., транс­порт­ную, са­ни­тар­ную]; по спо­со­бу ба­зиро­ва­ния – на авиа­цию ко­ра­бель­но­го (ко­ра­бель­ная, па­луб­ная) и бе­ре­го­во­го (ба­зо­вая авиа­ция) ба­зи­ро­ва­ния.

Вертолёт Ка-27 в полёте. Фото А. И. Нагаева

За­ро­ж­де­ние М. а. свя­за­но с соз­да­ни­ем гид­ро­са­мо­лё­тов (Фран­ция, США, Рос­сия) и ус­пеш­ным опы­том взлё­та и по­сад­ки са­мо­лё­та на над­вод­ный ко­рабль (США). На­ка­ну­не 1-й ми­ро­вой вой­ны ЛА бы­ли в со­ста­ве фло­тов боль­шин­ст­ва круп­ных го­су­дарств (Гер­ма­ния, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, США). В Рос­сии на Бал­тий­ском и Чер­но­мор­ском фло­тах име­лось по од­но­му гид­ро­авиац. от­ря­ду. В хо­де вой­ны на­ря­ду с за­да­ча­ми до­зо­ра, раз­вед­ки, це­ле­ука­за­ния и кор­рек­ти­ров­ки арт. ог­ня М. а. ста­ла вес­ти по­иск ПЛ, при­кры­вать ко­раб­ли и пунк­ты ба­зи­ро­ва­ния, на­но­сить бом­бо­вые уда­ры по мор­ским и на­зем­ным це­лям. К 1917 М. а. рос. ВМФ на­счи­ты­ва­ла 269 гид­ро­са­мо­лё­тов, ле­таю­щих ло­док отеч. кон­ст­рук­ций и ко­лёс­ных ис­тре­би­те­лей иностр. про­из­вод­ст­ва. Ор­га­ни­за­ци­он­но авиа­ция на Бал­тий­ском и Чёр­ном мо­рях бы­ла све­де­на в возд. ди­ви­зии (по 2 бри­га­ды 3-ди­ви­зи­он­но­го со­ста­ва). Ди­ви­зи­он вклю­чал 2–3 авиац. от­ря­да по 6 са­мо­лё­тов ка­ж­дый. На ко­раб­лях ба­зи­ро­ва­лись 4 ко­ра­бель­ных авиац. от­ря­да. В 1918–19 М. а. РККФ со­стоя­ла из Балт. возд. бри­га­ды, возд. ди­ви­зио­на Волж­ской во­ен. фло­ти­лии, авиац. от­ря­дов Кас­пий­ско-Ас­т­ра­хан­ской и Онеж­ской во­ен. фло­ти­лий. Отд. авиац. под­раз­де­ле­ния М. а. име­лись в со­ста­ве Бе­ло­го фло­та. В 1920 М. а. пе­ре­да­на в Ра­бо­че-кре­сть­ян­ский Крас­ный Воз­душ­ный Флот (с 1924 ВВС РККА), в мае 1935 – янв. 1937 вхо­ди­ла в со­став РККФ, за­тем вновь пе­ре­под­чи­не­на ВВС РККА. В 1938 соз­да­ны ВВС ВМФ, ко­то­рые к нач. Вел. Отеч. вой­ны на­счи­ты­ва­ли ок. 2,5 тыс. са­мо­лё­тов. В на­ча­ле вой­ны сов. М. а. дей­ст­во­ва­ла в осн. на су­хо­пут­ных фрон­тах. В авг. – сент. 1941 лёт­чи­ки 1-го мин­но-тор­пед­но­го пол­ка авиа­ции Балт. фло­та со­вер­ши­ли 8 на­лётов на Бер­лин и др. объ­ек­ты Гер­ма­нии. С 1943 гл. уси­лия М. а. бы­ли на­прав­ле­ны на унич­то­же­ние ко­раб­лей и мор. транс­порт­ных средств про­тив­ни­ка. Все­го на сче­ту сов. мор. лёт­чи­ков св. 700 пото­п­лен­ных ко­раб­лей и су­дов, св. 5,5 тыс. унич­то­жен­ных са­мо­лё­тов про­тив­ни­ка; 17 час­тей М. а. ста­ли гвар­дей­ски­ми, 57 – на­гра­ж­де­ны ор­де­на­ми; 241 авиа­то­ру при­свое­но зва­ние Ге­роя Сов. Сою­за, а 5 чел. удо­сто­ены его два­ж­ды.

Фото А. И. Нагаева Вертолёт Ка-27 в полёте.
Фото А. И. Нагаева Взлёт палубного истребителя Су-33.

За ру­бе­жом в меж­во­ен­ный пе­ри­од наи­бо­лее ин­тен­сив­но раз­ви­ва­лась М. а. США, ко­то­рая к 1941 на­счи­ты­ва­ла 15 авиац. крыль­ев, в т. ч. 8 ко­ра­бель­ных, 5 пат­руль­ных и 2 мор. пе­хо­ты (все­го ок. 5,3 тыс. бое­вых и вспо­мо­гат. са­мо­лё­тов). ВМС Япо­нии име­ли ок. 1,75 тыс. са­мо­лё­тов, в т. ч. 1,2 тыс. са­мо­лё­тов бе­ре­го­во­го ба­зи­ро­ва­ния. В Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции в ВМС вхо­ди­ла толь­ко ко­ра­бель­ная авиа­ция (ба­зо­вая авиа­ция на­хо­ди­лась в со­ста­ве ВВС). В Гер­ма­нии М. а. име­ла в сво­ём со­ста­ве лишь ко­ра­бель­ные са­мо­лё­ты и не­зна­чит. чис­ло гид­ро­са­мо­лё­тов-раз­вед­чи­ков. В пе­ри­од 2-й ми­ро­вой вой­ны М. а. ста­ла осн. удар­ной си­лой на оке­ан­ских ТВД. На Ти­хом ок. она сыг­ра­ла гл. роль в раз­гро­ме япон. имп. фло­та, а на Ат­лан­тич. ТВД – в борь­бе с герм. под­вод­ны­ми лод­ка­ми.

В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од сов. М. а. про­шла пе­ре­воо­ру­же­ние на ре­ак­тив­ные са­мо­лё­ты, по­лу­чи­ла но­вые сред­ст­ва по­ра­же­ния – управ­ляе­мые и не­управ­ляе­мые ра­ке­ты, бом­бы, тор­пе­ды и ра­ке­ты с ядер­ны­ми за­ря­да­ми и др. В 1960–61 бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на мин­но-тор­пед­ная и ис­тре­бит. авиа­ция и соз­да­ны но­вые ро­да авиа­ции – ра­ке­то­нос­ная и про­ти­во­ло­доч­ная. С соз­да­ни­ем сов. авиа­не­су­щих ко­раб­лей поя­ви­лась па­луб­ная авиа­ция. К 1991 авиа­ция ВМФ СССР на­счи­ты­ва­ла св. 2 тыс. са­мо­лё­тов и вер­то­лё­тов, в т. ч.: 328 ра­ке­то­нос­цев, 715 бом­бар­ди­ров­щи­ков, 196 штур­мо­ви­ков, ис­тре­би­те­лей и про­ти­во­ло­доч­ных са­мо­лё­тов; св. 100 са­мо­лё­тов-раз­вед­чи­ков, це­ле­ука­за­ния и РЭБ; 343 бое­вых вер­то­лё­та, 436 са­мо­лё­тов и вер­то­лё­тов вспо­мо­гат. на­зна­че­ния. По­сле рас­па­да СССР час­ти М. а., на­хо­див­шие­ся на тер­ри­то­рии РСФСР, во­шли в со­став Воо­руж. Сил РФ. В 2001 М. а. пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние как отд. род сил ВМФ и во­шла в со­став ВВС и ПВО ВМФ. С 2009 осн. эле­мен­том ор­га­ни­за­ци­он­но-штат­ной струк­ту­ры М. а. ста­ли авиац. ба­зы, вклю­чаю­щие авиац. эс­кад­ри­льи разл. на­зна­че­ния; кро­ме то­го, в со­ста­ве рос. ВМФ на­хо­дит­ся отд. ко­ра­бель­ный ис­тре­бит. авиац. полк. На во­ору­же­нии рос. М. а. со­сто­ят: са­мо­лё­ты – ис­тре­би­те­ли (Су-27, Су-33), бом­бар­ди­ров­щи­ки (Ту-22М, Су-24), про­ти­во­ло­доч­ные (Ту-142, Ил-18, Бе-12), транс­порт­ные (Ан-12, Ан-26); вер­то­лё­ты – про­ти­во­ло­доч­ные (Ка-25, Ка-27; Ми-14ПЛ), транс­порт­но-бое­вые (Ка-29, Ми-24), бук­си­ров­щи­ки мин­ных тра­лов (Ми-14БТ), мно­го­це­ле­вые (Ми-8, Ми-17). В па­мять о по­бе­де рос. мор. лёт­чи­ков над герм. са­мо­лё­та­ми в 1916 в пер­вом возд. бою над Бал­тий­ским м. 17 ию­ля от­ме­ча­ет­ся День авиа­ции ВМФ Рос­сии.

Сре­ди иностр. го­су­дарств в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од опе­ре­жаю­щее раз­ви­тие име­ла М. а. США, ко­то­рая под­раз­де­ля­ет­ся на авиа­цию фло­та (авиа­нос­ная и ба­зо­вая) и авиа­цию мор. пе­хо­ты, имею­щие ре­гу­ляр­ные си­лы и ре­зерв­ные фор­ми­ро­ва­ния. В нач. 21 в. в бое­вом со­ста­ве М. а. США на­счи­ты­ва­ет­ся ок. 4 тыс. са­мо­лё­тов и вер­то­лё­тов, в т. ч. ок. 1,2 тыс. в авиа­ции мор. пе­хо­ты. Стра­те­гия и так­ти­ка бое­во­го при­ме­не­ния М. а. и все ви­ды её бое­во­го обес­пе­че­ния бы­ли от­ра­бо­та­ны в хо­де ло­каль­ных войн и во­оруж. кон­флик­тов во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. (в Ко­рее, Вьет­на­ме, Ли­вии, Ира­ке, Юго­сла­вии, Аф­га­ни­ста­не, Со­ма­ли и др.). М. а. круп­ных го­су­дарств, имею­щих в со­ста­ве ВМС авиа­не­су­щие ко­раб­ли (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, Ита­лия, Ис­па­ния и др.) так­же под­раз­де­ля­ют на авиа­цию ко­ра­бель­но­го (авиа­нос­ную) и бе­ре­го­во­го ба­зи­ро­ва­ния. В со­ста­ве ВВС мн. др. го­су­дарств для ре­ше­ния за­дач во­оруж. борь­бы на мо­ре име­ют­ся авиац. со­еди­не­ния и час­ти, ко­то­рые вы­де­ля­ют­ся в опе­ра­тив­ное под­чи­не­ние ко­ман­до­ва­нию ВМФ (ВМС).

Лит.: Авиа­ция Рос­сий­ско­го фло­та. СПб., 1996. Кн. 1–2; Ар­темь­ев A. M. Мор­ская авиа­ция Рос­сии. М., 1996; Алек­сан­д­ров А. О. Ап­па­ра­ты Ще­ти­ни­на и Гри­го­ро­ви­ча. СПб., 1998; Хел­ферс Дж. Во­ен­но-мор­ской флот. – Тилл­ман Б. Во­ен­но-воз­душ­ные си­лы США. М., 2004; Юрь­ев М. Авиа­ция во­ен­но-мор­ских сил США: ре­гу­ляр­ные и ре­зерв­ные ком­по­нен­ты // За­ру­беж­ное во­ен­ное обо­зре­ние. 2007. № 11/12.

Вернуться к началу