Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРЕБНО́Й ФЛОТ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 657-658

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Рис. Е. Н. Федорченко Древнегреческая трирема (триера).

ГРЕБНО́Й ФЛОТ, флот, со­сто­яв­ший из ко­раб­лей, ос­нов­ны­ми дви­жи­те­ля­ми ко­то­рых яв­ля­лись вёс­ла. Г. ф. воз­ник в глу­бо­кой древ­но­сти, про­су­ще­ст­вовал ок. 3 тыс. лет. Греб­ные су­да древ­них го­су­дарств (Древ­ний Еги­пет, Кар­фа­ген, Древ­няя Гре­ция, Древ­ний Рим) име­ли один ряд вё­сел (уни­ре­мы), 2 ря­да (би­ре­мы), 3 ря­да (три­ре­мы, или трие­ры) и т. д. Позд­нее на них поя­вил­ся про­стей­ший пря­мо­уголь­ный па­рус, ис­поль­зуе­мый лишь при по­пут­ном вет­ре. При от­сут­ст­вии средств на­ви­га­ции в от­кры­том мо­ре пе­ре­хо­ды Г. ф. осу­ще­ст­в­ля­лись в пре­де­лах ви­ди­мо­сти бе­ре­гов. Пер­во­на­чаль­но он ис­поль­зо­вал­ся для пе­ре­воз­ки войск и транс­пор­ти­ров­ки гру­зов. Бое­вые ко­раб­ли Древ­ней Гре­ции 50-вё­сель­ные пен­те­кон­те­ры (12–6 вв. до н. э.) име­ли 3-мет­ро­вый бро­ни­ро­ван­ный та­ран в но­со­вой час­ти, а на пло­щад­ках но­со­вой и кор­мо­вой мачт раз­ме­ща­лись вои­ны, воо­ру­жён­ные пра­ща­ми и лу­ка­ми. Осн. спо­со­бом ве­де­ния боя Г. ф. был та­ран с по­сле­дую­щим абор­да­жем. К 5 в. до н. э. на ко­раб­лях Г. ф. поя­ви­лись абор­даж­ные во­ро­ны (спец. пе­ре­кид­ной мос­тик с крю­ком на кон­це, ко­то­рым це­п­ля­лись за борт или па­лу­бу ко­раб­ля), гар­пы [тя­жё­лый гар­пун с крю­ком, вы­стре­ли­вае­мый ме­та­тель­ной ма­ши­ной (бал­ли­стой или ка­та­пуль­той)], а с 7 в. н. э. ме­та­тель­ное ору­жие ста­ло ис­поль­зо­вать­ся для под­жо­га ко­раб­лей про­тив­ни­ка гре­че­ским ог­нём. По­вы­ше­ние ско­ро­сти ко­раб­лей Г. ф. за счёт уве­ли­че­ния чис­ла вё­сел и греб­цов при­во­ди­ло к рос­ту раз­ме­ров ко­раб­лей и умень­ше­нию их ма­нёв­рен­но­сти. В 1 в. до н. э. рим­ля­не соз­да­ли но­вый тип бое­вых су­дов (ли­бур­ны) во­до­из­ме­ще­нием до 80 т, ко­то­рые име­ли па­лу­бу, 30 пар вё­сел, рас­по­ло­жен­ных в 1–2 ря­да, в но­со­вой час­ти и на кор­ме баш­ни, пред­на­зна­чен­ные для вои­нов; эти су­да ос­на­ща­лись 3 мач­та­ми с па­ру­са­ми, ко­то­рые уби­ра­лись пе­ред бо­ем. Они об­ла­да­ли хо­ро­ши­ми мо­ре­ход­ны­ми ка­че­ст­ва­ми и пре­крас­ной ма­нёв­рен­но­стью. В 7 в. ве­не­ци­ан­цы соз­да­ли усо­вер­шен­ст­во­ван­ный тип греб­но­го суд­на – га­ле­ру, а Г. ф. по­лу­чил назв. «га­лер­ный флот». Чис­лен­ный со­став Г. ф. не­ко­то­рых средизем­но­мор­ских го­су­дарств до­сти­гал 1 тыс. ко­раб­лей и бо­лее. По­след­нее круп­ное сра­же­ние Г. ф. в Зап. Ев­ро­пе про­изош­ло в 1571 при Ле­пан­то, ко­гда исп.-ве­не­ци­ан­ский флот (ко­манд. – Ху­ан Ав­ст­рий­ский; 250 ко­раб­лей) раз­гро­мил тур. флот (Али-па­ша Му­эдин-за­де; 275 ко­раб­лей). С пе­ре­хо­дом боль­шин­ст­ва стран к па­рус­но­му фло­ту (16 – сер. 17 вв.) Г. ф. со­хра­нил­ся в отд. стра­нах (напр., в Рос­сии, Шве­ции) и ис­поль­зо­вал­ся для дей­ст­вий в при­бреж­ных рай­онах. В Рос­сии Г. ф. (как часть ре­гу­ляр­но­го ВМФ) был соз­дан Пет­ром I в кон. 17 – нач. 18 вв. Рос. Г. ф. при­ни­мал уча­стие в бое­вых дей­ст­ви­ях при Азо­ве (1696), в Се­вер­ной вой­не 1700–21. В отд. пе­рио­ды этой вой­ны в со­ста­ве рос. Г. ф. име­лось св. 200 ко­раб­лей (га­лер, скам­па­вей и разл. мел­ких су­дов). Они ос­на­ща­лись ар­тил­ле­ри­ей, а так­же бра­ли на борт абор­даж­ные пар­тии и де­сант­ные вой­ска (об­щей чис­лен­но­стью до 26 тыс. чел.). Со 2-й пол. 18 в. греб­ные ко­раб­ли в рос. ВМФ ста­ли за­ме­нять­ся па­рус­ны­ми, имев­ши­ми бо­лее силь­ное арт. воо­ру­же­ние, луч­шую мо­ре­ход­ность и мень­ший эки­паж. По­след­ний раз Г. ф. Рос­сии уча­ст­во­вал в рус.-тур. вой­не 1828–29, в хо­де ко­то­рой 28.5(9.6).1828 в Ма­чин­ском ру­ка­ве р. Ду­най был унич­то­жен тур. Г. ф. Греб­ные ко­раб­ли в ка­че­ст­ве учеб­ных име­лись в во­ен. фло­тах Шве­ции, Нор­ве­гии и др. го­су­дарств до 1870-х гг.

Лит.: Ве­се­ла­го Ф. Ф. Крат­кая ис­то­рия рус­ско­го фло­та. 2-е изд. М.; Л., 1939; Бе­ла­ве­нец П. И. Ма­те­риа­лы по ис­то­рии рус­ско­го фло­та. М.; Л., 1940.

Вернуться к началу