Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЛ-2

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 93

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Ермолов
Штурмовик Ил-2 С. В. Ильюшина.

ИЛ-2, сов. са­мо­лёт-штур­мо­вик, са­мый мас­со­вый са­мо­лёт Вел. Отеч. вой­ны. Идея соз­да­ния вы­со­ко­за­щи­щён­но­го са­мо­лё­та с кор­пу­сом из бро­не­вой ста­ли воз­ник­ла у нач. 1-го Гл. управ­ле­ния Нар­ко­ма­та обо­рон­ной пром-сти С. В. Иль­ю­ши­на в 1937, он из­ло­жил её в слу­жеб­ной за­пис­ке И. В. Ста­ли­ну в янв. 1938 вме­сте с прось­бой ос­во­бо­дить его от обя­зан­но­стей нач. глав­ка (прось­ба бы­ла удов­ле­тво­рена). Раз­ра­бо­тан в 1938 КБ под рук. Иль­ю­ши­на при Моск. авиац. за­во­де № 39 им. В. Р. Мен­жин­ско­го. Пер­вый по­лёт двух­ме­ст­ный штур­мо­вик (пер­во­на­чаль­но име­но­вал­ся БШ-2, за­во­дское обо­зна­че­ние ЦКБ-55) со­вер­шил 2.10.1939 (лёт­чик-ис­пы­та­тель В. К. Кок­ки­на­ки). В 1940 по ито­гам ис­пы­та­ний на са­мо­лё­те (в янв. 1941 по­лу­чил обо­зна­че­ние Ил-2) ус­та­но­ви­ли бо­лее мощ­ный дви­га­тель АМ-38 и по ре­ше­нию Иль­ю­ши­на (для улуч­ше­ния лёт­ных ха­рак­те­ри­стик) сде­ла­ли его од­но­ме­ст­ным. Се­рий­ное про­из­вод­ст­во Ил-2 на­ча­лось в янв. 1941 (до за­вер­ше­ния гос. ис­пы­та­ний). В нач. 1942 из-за боль­ших по­терь са­мо­лё­тов дан­но­го ти­па был раз­ра­бо­тан и на­чал про­из­во­дить­ся двух­ме­ст­ный ва­ри­ант Ил-2. Эта мо­ди­фи­ка­ция (са­мая мас­со­вая) име­ла макс. взлёт­ную мас­су ок. 6300 кг, мощ­ность дви­га­те­ля 1750 л. с. (1290 кВт), макс. ско­рость у зем­ли св. 400 км/ч, даль­ность по­лё­та 800 км, бро­не­вую за­щи­ту тол­щи­ной 4–12 мм (ис­поль­зо­вал­ся сорт бро­не­вой ста­ли, раз­ра­бо­тан­ный под рук. С. Т. Киш­ки­на и Н. М. Скля­ро­ва, по­зво­ляв­ший вы­пол­нять де­та­ли с по­верх­но­стью двой­ной кри­виз­ны). Воо­ру­же­ние: 2 пу­ле­мё­та ка­либ­ром 7,62-мм и 2 пуш­ки (пер­во­на­чаль­но 20-мм, за­тем 23-мм) в кры­ле; ту­рель­ный 12,7-мм пу­ле­мёт (в ка­че­ст­ве обо­ро­нит. воо­ру­же­ния); 400–600 кг авиа­бомб; ре­ак­тив­ные сна­ря­ды РС-82 (8 шт.) или РС-132 (4 шт.). С 1943 не­боль­шой се­рией вы­пус­ка­лась про­ти­во­тан­ко­вая мо­ди­фи­ка­ция с дву­мя 37-мм пуш­ка­ми, а еди­нич­ные эк­земп­ля­ры – с 45-мм пуш­ка­ми. В мор. авиа­ции при­ме­ня­лась мо­ди­фи­ка­ция Ил-2Т (тор­пе­до­но­сец) с на­руж­ной под­вес­кой тор­пед. Ил-2 яв­лял­ся осн. удар­ной си­лой сов. ВВС на по­ле боя и ис­поль­зо­вал­ся для не­по­средств. под­держ­ки су­хо­пут­ных войск, уда­ров по так­тич. и опе­ра­тив­ным ре­зер­вам про­тив­ни­ка, ре­же для атак аэ­ро­дро­мов, ж.-д. уз­лов и др. Все­го за го­ды вой­ны бы­ло вы­пу­ще­но св. 36 тыс. са­мо­лё­тов.

Лит.: Шав­ров В. Б. Ис­то­рия кон­ст­рук­ций са­мо­ле­тов в СССР. 1938–1950 гг. 3-е изд. М., 1994; Пе­ров В. И., Рас­тре­нин О. В. Штур­мо­ви­ки Крас­ной Ар­мии. М., 2001. Т. 1; Драб­кин А. Я драл­ся на Ил-2. М., 2005.

Вернуться к началу