Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЕ́ННО-УЧЕ́БНЫЕ ЗАВЕДЕ́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 547-548

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВОЕ́ННО-УЧЕ́БНЫЕ ЗАВЕДЕ́НИЯ, во­ен­ные об­ра­зо­ва­тель­ные уч­ре­ж­де­ния про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, пред­на­зна­чен­ные для под­го­тов­ки, пе­ре­под­го­тов­ки и по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции во­ен­но­слу­жа­щих. К В.-у. з. РФ от­но­сят­ся: во­ен­ные ака­де­мии, во­ен. (во­ен. инж.-тех­ни­че­ские, во­ен­но-транс­порт­ные) уни­вер­си­те­ты, выс­шие во­ен. (ко­манд­ные, во­ен.- инж., авиац. инж. и др.) учи­ли­ща (во­ен. ин­сти­ту­ты), во­ен. (во­ен.-мор., во­ен.-мед.) ин­сти­ту­ты, учеб­ные цен­тры (кур­сы), во­ен. фа­куль­те­ты при гражд. ву­зах и др.

В боль­шин­ст­ве за­ру­беж­ных го­су­дарств к В.-у. з. от­но­сят­ся: пер­вич­ные офи­цер­ские шко­лы (уч-ща), во­ен. кол­лед­жи – сред­ние В.-у. з.; штаб­ные шко­лы (кол­лед­жи), во­ен. ака­де­мии ви­дов воо­руж. сил и ро­дов войск, ака­де­мии нац. обо­ро­ны – выс­шие В.-у. з. В США в 280 кол­лед­жах и уни­вер­си­те­тах име­ют­ся 4-го­дич­ные кур­сы вне­вой­ско­вой под­го­тов­ки офи­це­ров ре­зер­ва.

Фото А. И. Нагаева Здание Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева (основана в 1819, Москва). Фото. 2006.

Пер­вые В.-у. з. поя­ви­лись в кон. 17 – нач. 18 вв. в ря­де стран Зап. Ев­ро­пы с по­яв­ле­ни­ем ре­гу­ляр­ных ар­мий. По ини­циа­ти­ве Пет­ра I в 1698 в Мо­ск­ве от­крылись арт. и пех. шко­лы, в Азо­ве – мо­ре­ход­ная шко­ла, в 1701 – Шко­ла ма­те­ма­ти­че­ских и на­ви­гац­ких на­ук. Во вре­мя Сев. вой­ны 1700–21 об­ра­зо­ва­ны арт. (1712), инж. (1719) шко­лы и Мор. ака­де­мия (1715) в С.-Пе­тер­бур­ге, хи­рур­гич. (1707), инж. (1712) шко­лы и шко­ла пе­ре­во­дчи­ков в Мо­ск­ве. Срок обу­че­ния в во­ен. шко­лах был 5–12 лет. В уч­ре­ж­дён­ных в С.-Пе­тер­бур­ге Су­хопут­ном (1732), Мор. (1752), Арт. и Инж. (1762) ка­дет­ских кор­пу­сах го­тови­лись не толь­ко офи­це­ры, но и чи­нов­ни­ки гос. уч­ре­ж­де­ний. В 18 в. ка­дет­ские кор­пу­са вы­пус­ти­ли ок. 3,5 тыс. офи­це­ров, в т. ч. 450 мор­ских. Рост во­оруж. сил, ус­лож­не­ние во­ен. де­ла на ру­бе­же 18–19 вв. по­тре­бо­ва­ли по­вы­ше­ния уров­ня спец. об­ра­зо­ва­ния и штаб­ной под­го­тов­ки офи­це­ров, рас­ши­ре­ния се­ти В.-у. з., воз­ник­но­ве­ния выс­ших В.-у. з. В нач. 19 в. от­кры­лись глав­ные арт. и инж. уч-ща с клас­са­ми для под­го­тов­ки офи­це­ров с выс­шим спец. об­ра­зо­ва­ни­ем. Поя­ви­лись пер­вые В.-у. з. штаб­ной служ­бы: Пе­терб. и Моск. уч-ща ко­лон­но­во­жа­тых (1810). В 1840-е гг. уч­ре­ж­де­на долж­ность Гл. на­чаль­ни­ка В.-у. з. К сер. 19 в. в Рос­сии бы­ло 4 во­ен. ака­де­мии, 18 су­хо­пут­ных (из них 4 под­го­то­ви­тель­ных) ка­дет­ских кор­пу­сов, Мор. ка­дет­ский кор­пус, Па­же­ский кор­пус, 3 юн­кер­ских, 3 во­ен.-мор. ар­тил­ле­рий­ских, 1 инж. и 2 ка­зачь­их уч-ща, Шко­ла гв. под­пра­пор­щи­ков и кав. юн­ке­ров и 5 школ под­пра­пор­щи­ков при ар­мей­ских кор­пу­сах, ау­ди­тор­ская шко­ла для под­го­тов­ки во­ен. юри­стов. Крым­ская вой­на 1853–56 вскры­ла не­дос­тат­ки в под­го­тов­ке офи­це­ров, гл. обр. в ка­дет­ских кор­пу­сах, где на пер­вом пла­не на­хо­ди­лась плац-па­рад­ная муш­тра. В хо­де во­ен­ных ре­форм 1860–70-х гг. по ини­циа­ти­ве во­ен. мин. Д. А. Ми­лю­ти­на спец. (во­ен.) об­ра­зо­ва­ние бы­ло от­де­ле­но от об­ще­го, а В.-у. з. раз­де­ле­ны на 4 раз­ря­да: выс­шие (во­ен. ака­де­мии), сред­ние (во­ен. и юн­кер­ские уч-ща, спец. шко­лы), сред­ние об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные (во­ен. гим­на­зии и ка­дет­ские кор­пу­са) и низ­шие (во­ен. шко­лы). На­чи­ная с 1863 ка­дет­ские кор­пу­са (кро­ме Па­же­ско­го и Фин­лянд­ско­го) пре­об­ра­зо­ва­ны в во­ен. гим­на­зии. Для под­го­тов­ки тех­нич. спе­циа­ли­стов бы­ли соз­да­ны ору­жей­ная, тех­нич., пи­ро­тех­нич., то­по­гра­фич., фельд­шер­ская и др. шко­лы. В 1880-е гг. во­ен. мин. П. С. Ван­нов­ский вос­ста­но­вил ка­дет­ские кор­пу­са как за­кры­тые учеб­ные за­ве­де­ния. В нач. 20 в. под­го­тов­ка во­ен. кад­ров ста­ла от­ста­вать от прак­ти­ки во­оруж. борь­бы, что под­твер­ди­лось в хо­де рус.-япон. вой­ны 1904–05. По­это­му во вре­мя про­ве­де­ния во­ен­ных ре­форм 1905–1912 сеть В.-у. з. рас­ши­ри­лась, уси­ли­лась их спе­циа­ли­за­ция. Они ста­ли де­лить­ся на раз­ря­ды: 1) выс­ше­го и сред­не­го типа для под­го­тов­ки и пе­ре­под­го­тов­ки офи­це­ров дей­ст­вит. служ­бы (7 ака­де­мий, 3 мор. выс­шие шко­лы, стрелк., кав., арт., элек­тро­тех­нич., воз­ду­хо­пла­ва­тель­ная, ж.-д., фо­то­гра­фи­че­ские и др. офи­цер­ские шко­лы); 2) сред­ние спе­ци­аль­ные, го­то­вив­шие ко­манд­ные и инж.-­тех­нич. кад­ры (пра­пор­щи­ков, под­по­ру­чи­ков и по­ру­чи­ков) для ар­мии и фло­та из чис­ла лиц, окон­чив­ших ка­дет­ские кор­пу­са и сред­ние об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы (12 пех., 3 кав., 2 ка­зачь­их, 3 арт., 1 инж., 1 во­ен.-то­по­гра­фи­че­ская, 4 во­ен.-мор. уч-ща, 2 авиац. шко­лы и др., офи­цер­ские клас­сы Па­же­ско­го кор­пу­са для под­го­тов­ки офи­це­ров в гвар­дию); 3) сред­ние об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные (28 ка­дет­ских кор­пу­сов, об­щие клас­сы Па­же­ско­го кор­пу­са и др.); 4) низ­шие спец. шко­лы (тех­нич., пи­ро­тех­нич., ору­жей­ные, мо­ре­ход­ные, мин­ная, во­ен­но-фельд­шер­ская и др.). В про­грам­мах и учеб­ных ру­ко­во­дствах В.-у. з. боль­ше мес­та, чем пре­ж­де, от­води­лось от­ра­бот­ке прак­тич. на­вы­ков и приё­мов. С нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны при во­ен. уч-щах бы­ли соз­да­ны ус­ко­рен­ные (6–8 мес) кур­сы пра­пор­щи­ков, позд­нее при за­пас­ных пех. бри­га­дах ста­ли соз­да­вать­ся пех. шко­лы пра­пор­щи­ков (срок обу­че­ния 3 мес).

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917, со­глас­но при­ка­зу нар­ко­ма по во­ен. де­лам от 28.1.1918, на ба­зе рас­фор­ми­ро­ван­ных во­ен. уч-щ ста­рой рос. ар­мии 14.2.1918 от­кры­лись 13 ус­ко­рен­ных (3–4 мес) во­ен. кур­сов, го­то­вив­ших из ра­бо­чих и кре­сть­ян ком­со­став для пе­хо­ты, ка­ва­ле­рии, ар­тил­ле­рии, инж. войск и др. Од­но­вре­мен­но на­ча­ли ра­бо­тать кур­сы по под­го­тов­ке ком­со­ста­ва фло­та. В 1919 для под­го­тов­ки стар­ше­го ком­со­ста­ва ар­мии и фло­та ор­га­ни­зо­ва­на сеть выс­ших В.-у. з. (ака­де­мии, ин­сти­ту­ты). За го­ды Гражд. вой­ны 1917–22 В.-у. з. под­го­то­ви­ли ок. 60 тыс. ко­ман­ди­ров. Т. к. осн. мас­су В.-у. з. со­став­ля­ли крат­ко­сроч­ные кур­сы (да­вав­шие толь­ко на­чаль­ную во­ен. под­го­тов­ку), они не мог­ли удов­ле­тво­рить по­треб­но­сти РККА и РККФ в ко­манд­ных кад­рах. В хо­де во­ен­ной ре­фор­мы 1924–25 бы­ла соз­да­на сис­те­ма В.-у. з., вклю­чав­шая: под­го­то­вит. во­ен. шко­лы; во­ен. шко­лы; ок­руж­ные по­втор­ные кур­сы; кур­сы усо­вер­шен­ст­во­ва­ния; во­ен. ака­де­мии. К 1929 в СССР дей­ст­во­ва­ли 6 во­ен. ака­де­мий, 48 во­ен. школ су­хо­пут­ных войск, 8 школ ВВС, 3 во­ен.- мор. уч-ща. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным ти­пом В.-у. з. ста­ли ср. во­ен. шко­лы, пре­об­ра­зо­ван­ные во 2-й пол. 1930-х гг. в во­ен. уч-ща. В свя­зи с соз­да­ни­ем кад­ро­вой ар­мии и уг­ро­зой воз­ник­но­ве­ния вой­ны сеть В.-у. з. бы­ла рас­ши­ре­на, а в Нар­ко­ма­те обо­ро­ны СССР соз­да­но Уп­рав­ле­ние В.-у. з. (1936). В 1941 в СССР на­счи­ты­ва­лось 19 во­ен. ака­де­мий, 10 во­ен. ф-тов при гражд. ву­зах, 203 ср. во­ен. уч-ща, 68 кур­сов усо­вер­шен­ст­во­ва­ния, в ко­то­рых обу­ча­лось св. 300 тыс. чел. В на­ча­ле Вел. Отеч. вой­ны мно­гие В.-у. з. бы­ли эва­куи­ро­ва­ны в глубь стра­ны, сро­ки обу­че­ния со­кра­ще­ны. В 1943 об­ра­зо­ва­ны су­во­ров­ские учи­ли­ща и на­хи­мов­ские уч-ща. За го­ды вой­ны В.-у. з. под­го­то­ви­ли для ар­мии и фло­та ок. 2 млн. офи­це­ров. В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од в свя­зи с рос­том тех­нич. ос­на­щён­ности Сов. Воо­руж. Сил по­тре­бо­ва­лось боль­шое ко­ли­че­ст­во ква­ли­фи­цир. кад­ров, что при­ве­ло к из­ме­не­ни­ям в сис­те­ме под­го­тов­ки офи­це­ров в 1950–60-е гг. (ср. во­ен. уч-ща пре­об­ра­зу­ют­ся в выс­шие, соз­да­ют­ся но­вые со сро­ка­ми обу­че­ния 4–5 лет). К сер. 1970-х гг. сло­жи­лось 3 уров­ня во­ен. об­ра­зо­ва­ния: сред­нее во­ен­но-спе­ци­аль­ное, выс­шее во­ен­но-спе­ци­аль­ное и выс­шее во­ен­ное. Не­по­сред­ст­вен­ное ру­ко­во­дство В.-у. з. осу­ще­ст­в­ля­ли глав­но­ко­ман­дую­щие ви­да­ми воо­руж. сил и на­чаль­ни­ки ро­дов войск, Гл. и Центр. управ­ле­ний МО СССР. Ко­ор­ди­на­ция дея­тель­но­сти В.-у. з., вы­ра­бот­ка пред­ло­же­ний по ор­га­ни­за­ции и со­вер­шен­ст­во­ва­нию учеб­ной и ме­то­дич. ра­бо­ты воз­ла­га­лись на Гл. управ­ле­ние В.-у. з. МО СССР. В 1992 В.-у. з. СССР, рас­по­ло­жен­ные на тер­ри­то­рии РФ, пре­об­ра­зо­ва­ны в В.-у. з. РФ, а Гл. управ­ле­ние В.-у. з. на пра­вах управ­ле­ния во­шло в со­став Гл. управ­ле­ния под­го­тов­ки и рас­пре­де­ле­ния кад­ров МО РФ. В 2002 Пра­ви­тель­ст­во РФ ут­вер­ди­ло Фе­де­раль­ную про­грам­му «Ре­фор­ми­ро­ва­ние сис­те­мы во­ен­но­го об­ра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на пе­ри­од до 2010 го­да», цель ко­то­рой – соз­дать оп­ти­маль­ную сеть В.-у. з., от­ве­чаю­щую по­треб­но­стям во­ен­ной ор­га­ни­за­ции и эко­но­мич. воз­мож­но­стям го­су­дар­ст­ва.

Наи­бо­лее из­вест­ны­ми за­ру­беж­ны­ми В.-у. з., го­то­вя­щи­ми офи­цер­ские кад­ры, яв­ля­ют­ся: для Су­хо­пут­ных войск – Во­ен. уч-ще (Вест-Пойнт, США), Ко­ро­лев­ское во­ен. уч-ще (Санд­херст, Ве­ли­ко­бри­та­ния), Во­ен. шко­ла су­хо­пут­ных войск (Ко­эт­ки­дан, Фран­ция), Офи­цер­ская шко­ла (Ган­но­вер, Гер­ма­ния); ВВС – Во­ен.-возд. уч-ще (Ко­ло­ра­до-Спрингс, США), Кра­ну­эл­лский ави­ац. кол­ледж (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Офи­цер­ская шко­ла ВВС (Са­лон-де-Про­ванс, Фран­ция), Во­ен. ави­ац. шко­ла (Ной­би­берг, Гер­ма­ния), Во­ен. ави­ац. уч-ще (Поц­цуо­ли, Ита­лия); ВМС – Во­ен.-мор. уч-ще (Ан­на­по­лис, США), Дар­мут­ский («Бри­та­ния») во­ен.-мор. кол­ледж (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Во­ен.-мор. уч-ще (Ли­вор­но, Ита­лия).

Лит.: Гре­ков Ф. В. Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк во­ен­но-учеб­ных за­ве­де­ний, 1700–1910. М., 1910; Бес­кров­ный Л. Г. Во­ен­ное об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии в XIX в. М., 1970; Кам­ков И. А., Ко­но­п­ля­ник В. М. Во­ен­ные ака­де­мии и учи­ли­ща. 2-е изд. М., 1974.

Вернуться к началу