Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЕ́ННО-МОРСКО́Й ФЛОТ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 540-543

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. П. Гладышев

ВОЕ́ННО-МОРСКО́Й ФЛОТ (ВМФ), вид воо­ру­жён­ных сил (ВС), пред­на­зна­чен­ный для ре­ше­ния стра­те­ги­че­ских и опе­ра­тив­ных за­дач на оке­ан­ских и мор­ских ТВД; в ря­де го­су­дарств – во­ен­но-мор­ские си­лы (ВМС). По сво­им бое­вым воз­мож­но­стям совр. ВМФ спо­со­бен на­но­сить ядер­ные уда­ры по важ­ным на­зем­ным объ­ек­там про­тив­ни­ка, унич­то­жать си­лы его фло­та в мо­ре и на ба­зах, на­ру­шать (сры­вать) оке­ан­ские и мор. пе­ре­воз­ки, за­воё­вы­вать гос­под­ство в мор. (оке­ан­ских) рай­онах, со­дей­ст­во­вать су­хо­пут­ным вой­скам (СВ) в про­ве­де­нии опе­ра­ций на кон­ти­нен­таль­ном ТВД, обо­ро­нять свои мор. (оке­ан­ские) пе­ре­воз­ки, вы­са­жи­вать мор. де­сан­ты. ВМФ про­во­дит опе­ра­ции и ве­дёт бое­вые дей­ст­вия са­мо­стоя­тель­но или совм. с др. ви­да­ми ВС. Гл. свой­ст­ва ВМФ: вы­со­кая мо­биль­ность, боль­шая ав­то­ном­ность, спо­соб­ность дей­ст­во­вать в лю­бых рай­онах Ми­ро­во­го ок., по­сто­ян­ная бое­вая го­тов­ность и вы­со­кая бое­вая ус­той­чи­вость его под­вод­ных сил и авиа­нос­ных груп­пи­ровок.

Раз­ви­тие фло­та на­ча­лось в глу­бо­кой древ­но­сти. В Древ­нем Егип­те, Древ­ней Гре­ции, Древ­нем Ри­ме и Ки­тае пер­во­на­чаль­но строи­лись тор­го­вые су­да, а позд­нее и во­ен. греб­ные ко­раб­ли. В греч. фло­те в 5 в. до н. э. осн. клас­сом бое­во­го ко­раб­ля бы­ла трие­ра. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ны­ми ти­па­ми ко­раб­лей рим. фло­та в 3–2 вв. до н. э. яв­ля­лись три­ре­ма (то же, что трие­ра) и пен­те­ра (ко­рабль боль­ших раз­ме­ров с 5 ря­да­ми вё­сел). В 1 в. до н. э. в Ри­ме на­ря­ду с эти­ми ти­па­ми ко­раб­лей поя­ви­лись ли­бур­ны – не­боль­шие ко­раб­ли с од­но­ряд­ным раз­ме­ще­ни­ем вё­сел и боль­шей ма­нёв­рен­но­стью. Осн. спо­со­ба­ми воо­руж. борь­бы на мо­ре бы­ли та­ран и абор­даж. Позд­нее в ка­че­ст­ве ору­жия ста­ли ис­поль­зо­вать ме­та­тель­ные ма­ши­ны – бал­ли­сты и ка­та­пуль­ты, ус­та­нав­ли­вав­шие­ся в но­со­вой час­ти ко­раб­ля и стре­ляв­шие кам­ня­ми и за­жи­га­тель­ны­ми сна­ря­да­ми. В 7 в. н. э. ве­не­ци­ан­цы на ос­но­ве рим. ли­бур­ны соз­да­ли улуч­шен­ный тип греб­но­го ко­раб­ля – га­ле­ру, ко­то­рая по­сте­пен­но вы­тес­ни­ла др. ти­пы греб­ных ко­раб­лей и к кон. Сред­не­ве­ко­вья ста­ла осн. бое­вым ко­раб­лём. В 10–12 вв. в ря­де сре­ди­зем­но­мор­ских стран, а так­же у анг­ло­сак­сов, нор­ман­нов и дат­чан по­яви­лись па­рус­ные су­да. Пе­ре­ход от греб­ных су­дов к па­рус­ным за­вер­шил­ся к сер. 17 в. Осн. ору­жи­ем па­рус­ных ко­раб­лей ста­но­вит­ся ар­тил­ле­рия. В 16–17 вв. в Анг­лии, Фран­ции, Ис­па­нии и Гол­лан­дии соз­да­ют­ся по­сто­ян­ные во­ен. фло­ты. К нач. 18 в. ко­раб­ли в за­ви­си­мо­сти от во­до­из­ме­ще­ния, ко­ли­че­ст­ва пу­шек и чис­лен­но­сти эки­па­жа ста­ли раз­де­лять на клас­сы и ран­ги. В это же вре­мя сло­жи­лась бое­вая ор­га­ни­за­ция па­рус­но­го фло­та – поя­ви­лись эс­кад­ры. Так­ти­ка ве­де­ния мор. боя па­рус­ны­ми фло­та­ми за­клю­ча­лась в том, что­бы, по­стро­ив свои ко­раб­ли в киль­ва­тер­ную ко­лон­ну, за­нять на­вет­рен­ное по­ло­же­ние по от­но­ше­нию к ко­раб­лям про­тив­ни­ка и, сбли­жа­ясь с ни­ми, унич­то­жить их ог­нём сво­ей ар­тил­ле­рии. Ес­ли арт. ду­эль не при­во­ди­ла к ус­пе­ху, бой за­вер­шал­ся абор­даж­ной схват­кой.

На­ча­ло соз­да­нию ре­гу­ляр­но­го во­ен. фло­та Рос­сии по­ло­же­но в 1696, ко­гда по ука­зу Пет­ра I в це­лях борь­бы за вы­ход к Азов­ско­му и Чёр­но­му мо­рям на р. Во­ро­неж бы­ла по­строе­на Азов­ская фло­тилия. В хо­де Се­вер­ной вой­ны 1700–21 был соз­дан Балт. флот, вы­дви­нув­ший Рос­сию в чис­ло круп­ных мор. дер­жав. Уже в на­ча­ле сво­его ста­нов­ле­ния рос. флот одер­жал пер­вую по­бе­ду над швед. фло­том в Ган­гут­ском мор­ском сра­же­нии 1714 и в по­сле­дую­щем впи­сал мно­го ге­ро­ич. стра­ниц в отеч. ис­то­рию.

84-пушечный корабль «Императрица Мария» (1853, Россия).

Во 2-й пол. 18 в. раз­ви­тие пром-сти, нау­ки и тех­ни­ки по­зво­ли­ло зна­чи­тель­но улуч­шить кон­ст­рук­цию кор­пу­сов ко­раб­лей, их па­рус­ное и арт. воо­ру­же­ние. Во­до­из­ме­ще­ние ли­ней­ных ко­раб­лей уве­ли­чи­лось с 1 до 4 тыс. т, чис­ло ору­дий воз­рос­ло до 135, усо­вер­шен­ст­во­ва­лась ко­ра­бель­ная ар­тил­ле­рия (брон­зо­вые ору­дия бы­ли за­ме­не­ны чу­гун­ны­ми, ско­ро­стрель­ность воз­рос­ла до 1 вы­стре­ла в 3 мин, даль­ность стрель­бы – с 300 до 600 м). Па­рус­ный флот дос­тиг сво­ей вер­ши­ны.

Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» (1904, Россия).
Минный заградитель «Енисей» (1912, Россия).

В нач. 19 в. поя­ви­лись пер­вые па­ро­вые бое­вые ко­раб­ли. По­сле Крым­ской вой­ны 1853–56 все го­су­дар­ст­ва пе­ре­шли к строи­тель­ст­ву па­ро­вых бро­не­нос­ных ко­раб­лей. Пе­ре­ход к строи­тель­ст­ву па­ро­во­го фло­та сов­пал с вне­дре­ни­ем на­рез­ной ко­ра­бель­ной ар­тил­ле­рии, об­ла­дав­шей боль­шей даль­но­стью и точ­но­стью стрель­бы. По­яв­ле­ние в 1870-х гг. мин, а за­тем тор­пед при­ве­ло к соз­да­нию мин­ных за­гра­ди­те­лей и ми­но­нос­цев. Бур­ный тех­нич. про­гресс при­вёл к соз­да­нию на фло­те трёх осн. ти­пов ко­раб­лей: эс­кад­рен­ных бро­не­нос­цев для арт. боя; крей­се­ров для до­зор­ной служ­бы, раз­вед­ки и унич­то­же­ния тор­го­вых су­дов; ми­но­нос­цев для за­вер­ше­ния боя мин­но-тор­пед­ной ата­кой по­вре­ж­дён­ных ко­раб­лей. По­вы­ше­ние ро­ли ВМФ в кон. 19 в. (тео­рия «мор­ской си­лы», ос­но­во­по­лож­ни­ки – амер. контр-адм. А. Т. Мэ­хэн и брит. ви­це-адм. Ф. Х. Ко­ломб) бы­ло свя­за­но с ак­тив­ной ко­ло­ни­аль­ной по­ли­ти­кой ве­ду­щих го­су­дарств ми­ра.

По­сле рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–05 в со­ста­ве фло­тов поя­ви­лись лин­ко­ры, ко­то­рые ста­ли ре­шаю­щей си­лой в во­оруж. борь­бе на мо­ре. Они по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­во­ва­лись: уве­ли­чи­ва­лось ко­ли­че­ст­во ство­лов ар­тил­ле­рии гл. ка­либ­ра, её даль­но­бой­ность и ско­ро­стрель­ность (до 2 вы­стре­лов в 1 мин), бро­ни­ро­ва­ние, ско­рость хо­да. В свя­зи с тех­нич. со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем воз­рос­ла роль в мор. бою тор­пед­но­го ору­жия и в со­ста­ве фло­тов вме­сто ми­но­нос­цев поя­ви­лись эс­кад­рен­ные ми­но­нос­цы (эс­мин­цы), ос­на­щён­ные арт. и тор­пед­ным воо­ру­же­ни­ем. Для раз­вед­ки, борь­бы с эс­мин­ца­ми про­тив­ни­ка и дей­ст­вий на мор. ком­му­ни­ка­ци­ях во мн. го­су­дар­ст­вах строи­лись лёг­кие крей­се­ра. Усо­вер­шен­ст­во­ва­ние дви­га­те­лей внутр. сго­ра­ния, элек­тро­мо­то­ров, ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей и пе­ри­ско­пов соз­да­ло пред­по­сыл­ки в нач. 20 в. для строи­тель­ст­ва под­вод­ных ло­док (ПЛ), ко­то­рые в боль­шин­ст­ве го­су­дарств пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­ча­лись для борь­бы с над­вод­ны­ми ко­раб­ля­ми про­тив­ни­ка в при­бреж­ных во­дах и раз­вед­ки. В ря­де го­су­дарств на­ча­лось строи­тель­ст­во гид­ро­са­мо­лё­тов.

В 1-ю ми­ро­вую вой­ну в бо­ях на мо­ре уча­ст­во­ва­ли сот­ни над­вод­ных ко­раб­лей, ПЛ, а на по­след­нем её эта­пе – и са­мо­лё­ты. Лин­ко­ры ис­поль­зо­ва­лись край­не ог­ра­ни­чен­но из-за рез­ко воз­рос­шей мин­ной опас­но­сти, уг­ро­зы от ПЛ и др. бое­вых средств. Ши­ро­кое при­ме­не­ние на­шли лёг­кие крей­се­ра, во­до­из­ме­ще­ние ко­то­рых к кон­цу вой­ны вы­рос­ло до 8 тыс. т, а ско­рость хо­да – до 30 уз (55,5 км/ч) и бо­лее. Ко­раб­ля­ми уни­вер­саль­но­го на­зна­че­ния по­ка­за­ли се­бя эс­мин­цы, ко­то­рые ста­ли наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ны­ми в со­ста­ве фло­тов вое­вав­ших го­су­дарств; их во­до­из­ме­ще­ние бы­ло до­ве­де­но до 2 тыс. т, ско­рость хо­да – до 38 уз (70 км/ч). Даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли мин­ные за­гра­ди­те­ли. Поя­ви­лись спец. ти­пы траль­щи­ков: эс­кад­рен­ные (бы­ст­ро­ход­ные), ба­зо­вые и ка­те­ра-траль­щи­ки. Важ­ную роль в бое­вых дей­ст­ви­ях на мо­ре ста­ли иг­рать ПЛ, ко­то­рые офор­ми­лись в са­мо­сто­ят. род сил ВМФ, спо­соб­ный ус­пеш­но ре­шать не толь­ко так­ти­че­ские, но и опе­ра­тив­ные за­да­чи. В хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны по­яви­лись авиа­нос­цы, сто­ро­же­вые ко­раб­ли, тор­пед­ные ка­те­ра. Впер­вые ста­ла ис­поль­зо­вать­ся мор­ская авиа­ция, са­мо­лё­ты ко­то­рой ве­ли раз­вед­ку, на­но­си­ли бом­бо­вые уда­ры по ко­раб­лям и ба­зам фло­та, кор­рек­ти­ро­ва­ли огонь ко­ра­бель­ной ар­тил­ле­рии. Ору­жи­ем са­мо­лё­тов мор. авиа­ции на­ря­ду с бом­ба­ми ста­ли тор­педы. ВМФ на­чал пре­вра­щать­ся в вид ВС, объ­е­ди­няю­щий со­еди­не­ния и час­ти над­вод­ных ко­раб­лей, ПЛ, авиа­ции и мор­ской пе­хо­ты, при до­ми­ни­рую­щем зна­че­нии над­вод­ных ко­раб­лей.

В пе­ри­од ме­ж­ду 1-й и 2-й ми­ро­вы­ми вой­на­ми пред­поч­те­ние от­да­ва­лось строи­тель­ст­ву лин­ко­ров. Ко­раб­ли др. клас­сов – авиа­нос­цы, крей­се­ра, эс­мин­цы и др. – пред­на­зна­ча­лись для обес­пе­че­ния дей­ст­вий лин­ко­ров. В 1937–38 Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния и США пе­ре­шли к се­рий­но­му строи­тель­ст­ву авиа­нос­цев. Ин­тен­сив­но строи­лись крей­се­ра, эс­мин­цы, ПЛ, тор­пед­ные ка­те­ра. В со­став фло­тов вхо­ди­ла бом­бар­ди­ро­воч­ная, мин­но-тор­пед­ная, раз­ве­ды­ва­тель­ная и ис­тре­би­тель­ная авиа­ция. Ко­раб­ли ос­на­ща­лись усо­вер­шен­ст­во­ван­ным арт. и тор­пед­ным ору­жи­ем, поя­ви­лись не­кон­такт­ные ми­ны, но­вое про­ти­во­ло­доч­ное ору­жие, ста­ли при­ме­нять­ся ра­дио­ло­ка­ция и гид­ро­ло­ка­ция.

Во 2-й ми­ро­вой вой­не раз­мах во­ен­ных дей­ст­вий на мо­ре зна­чи­тель­но воз­рос. В хо­де вой­ны лин­ко­ры ус­ту­пи­ли авиа­нос­цам роль гл. удар­ной си­лы. Ин­тен­сив­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ла мор. авиа­ция (па­луб­ная и на­зем­но­го ба­зи­ро­ва­ния). Воз­рос­ла роль ПЛ, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись гл. обр. для борь­бы с над­вод­ными ко­раб­ля­ми. Для борь­бы с вра­же­ски­ми ПЛ при­ме­ня­лись авиа­ция, ПЛ и мин­ное ору­жие. В со­ста­ве фло­тов ста­ли ис­поль­зо­вать ко­раб­ли ПВО. Вой­на под­твер­ди­ла вы­вод о том, что це­ли во­оружённой борь­бы на мо­ре дос­ти­га­ют­ся объ­е­ди­нён­ны­ми уси­лия­ми раз­но­род­ных сил фло­та.

В по­сле­во­ен. пе­ри­од в строи­тель­ст­ве ВМС мн. за­ру­беж­ных го­су­дарств, и пре­ж­де все­го США, осн. уси­лия на­прав­ля­лись на соз­да­ние атом­ных ПЛ, воо­ру­жён­ных бал­ли­стич. ра­ке­та­ми, а так­же авиа­нос­цев. Про­изош­ло ка­че­ст­вен­ное об­нов­ле­ние пар­ка са­мо­лё­тов авиа­ции ВМС. Над­вод­ные ко­раб­ли на­ча­ли ос­на­щать­ся про­ти­во­ко­ра­бель­ны­ми, про­ти­во­ло­доч­ны­ми и зе­нит­ны­ми ра­ке­та­ми, а атом­ные ПЛ – стра­те­гич. ра­ке­та­ми. Рез­ко воз­рос­ло на­сы­ще­ние ко­раб­лей и са­мо­лё­тов авиа­ции ВМС разл. ра­дио­элек­трон­ны­ми сред­ст­ва­ми. Поя­ви­лись про­ти­во­ло­доч­ные и де­сант­ные вер­то­лё­то­нос­цы, ко­раб­ли и ка­те­ра на под­вод­ных крыль­ях, на возд. по­душ­ке и др.

В Рос­сии по­сле 1917 ВМФ соз­да­вался и раз­ви­вал­ся как со­став­ная часть ВС РСФСР (с 1924 – СССР). Дек­рет о соз­да­нии Ра­бо­че-кре­сть­ян­ско­го Крас­но­го Фло­та (РККФ) был при­нят CHK 29.1(11.2).1918. За го­ды Гражд. вой­ны 1917–22 в РККФ сфор­ми­ро­ва­но св. 30 мор­ских, озёр­ных и реч­ных во­ен. фло­ти­лий, пре­им. из ко­раб­лей Балт. фло­та. Боль­шин­ст­во ко­раб­лей Чер­но­мор­ско­го фло­та в свя­зи с уг­ро­зой за­хва­та их герм. ок­ку­пан­та­ми 18.6.1918 бы­ло за­то­п­ле­но в рай­оне Но­во­рос­сий­ска, часть ко­раб­лей уш­ла в Азов­ское м. и со­ста­ви­ла яд­ро Азов­ской во­ен. фло­ти­лии. Ко­раб­ли, дей­ст­во­вав­шие на сто­ро­не Бе­ло­го дви­же­ния, в но­яб. 1920 бы­ли уве­де­ны в Ту­нис. По­сле окон­ча­ния Гражд. вой­ны от Рос. имп. фло­та ос­та­лись еди­ни­цы ко­раб­лей, которые тре­бо­ва­ли ре­мон­та.

В 1926 при­ня­та пер­вая сов. про­грам­ма во­ен. су­до­строе­ния. К 1929 от­ре­мон­ти­ро­ва­на зна­чит. часть ко­раб­лей, про­ве­де­на мо­дер­ни­за­ция эс­мин­цев, час­тич­но лин­ко­ров, вос­ста­нов­ле­ны во­ен.-мор. ба­зы. В 1929–40 за счёт строи­тель­ст­ва но­вых ко­раб­лей ук­ре­пи­лись Балт. и Чер­но­мор­ский, соз­да­ны Ти­хо­оке­ан­ский (1935) и Се­вер­ный (1937) фло­ты. Для не­посредств. ру­ко­во­дства ВМФ об­ра­зо­ван Нар. ко­мис­са­ри­ат ВМФ СССР (дек. 1937). Од­но­вре­мен­но из Нар. ко­мис­сариа­та обо­рон­ной пром-сти СССР был вы­де­лен Нар. ко­мис­са­ри­ат су­до­строит. пром-сти СССР. В 1938 при­ня­та про­грам­ма строи­тель­ст­ва боль­шо­го мор. и оке­ан­ско­го фло­та. В это же вре­мя ак­тив­но ис­сле­до­ва­лись но­вые фор­мы и спо­со­бы ве­де­ния бое­вых дей­ст­вий на мо­ре, на­прав­ле­ния раз­ви­тия сил фло­та. К на­чалу Вел. Отеч. вой­ны в со­став ВМФ СССР вхо­ди­ло ок. 1 тыс. бое­вых ко­раб­лей разл. клас­сов (в т. ч. 3 лин­ко­ра, 8 крей­се­ров, 54 эс­мин­ца и ли­де­ра, 212 ПЛ, 22 сто­ро­же­вых ко­раб­ля, 80 траль­щи­ков, 287 тор­пед­ных ка­те­ров), св. 2,5 тыс. са­мо­лё­тов мор. авиа­ции и 260 ба­та­рей бе­ре­го­вой ар­тил­ле­рии. Зна­чи­тель­но улуч­ши­лась сис­те­ма ба­зи­ро­ва­ния сил ВМФ.

В хо­де Вел. Отеч. вой­ны ВМФ СССР вёл бое­вые дей­ст­вия по унич­то­же­нию сил фло­та про­тив­ни­ка, на­ру­шал его мор­ские ком­му­ни­ка­ции, ох­ра­нял свои мор­ские, озёр­ные и реч­ные пе­ре­воз­ки, со­дей­ст­во­вал при­мор­ским груп­пи­ров­кам сов. войск в про­ве­де­нии обо­ро­нит. и на­сту­пат. опе­ра­ций. Сев. флот совм. с ВМС со­юз­ников (Ве­ли­ко­бри­та­нии, США) обес­пе­чи­вал ком­му­ни­ка­ции, свя­зы­ваю­щие сев. пор­ты СССР с пор­та­ми этих го­су­дарств, вёл ак­тив­ные дей­ст­вия на мор. ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив­ни­ка. Для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти дви­же­ния су­дов в Арк­тике, и в ча­ст­но­сти по Сев. мор. пу­ти, бы­ла соз­да­на Бе­ло­мор­ская во­ен. фло­ти­лия. В 1942 на Сев. флот бы­ла воз­ло­же­на обо­ро­на п-овов Сред­ний и Ры­ба­чий. Балт. флот уча­ст­во­вал в обо­ро­не Лие­паи, Тал­ли­на, Мо­он­зунд­ских о-вов, п-ова Хан­ко, ора­ни­ен­ба­ум­ско­го плац­дар­ма, о-вов Вы­борг­ско­го зал. и сев. по­бе­ре­жья Ла­дож­ско­го оз., а так­же сыг­рал важ­ную роль в ге­ро­ич. обо­ро­не Ле­нин­гра­да. Чер­но­мор­ский флот совм. с СВ обо­ро­нял Одес­су, Се­ва­сто­поль, Керчь, Но­во­рос­сийск, уча­ст­во­вал в обо­ро­не Сев. Кав­ка­за. На мно­го­вод­ных ре­ках и озёрах для соз­да­ния обо­ро­нит. ру­бе­жей вме­сте с СВ ис­поль­зо­ва­лись реч­ные и озёр­ные фло­ти­лии: Пин­ская, Чуд­ская, Ла­дож­ская, Онеж­ская, Волж­ская, от­ряд ко­раб­лей на оз. Иль­мень. Из Азов­ской во­ен. фло­ти­лии вы­де­ля­лись от­ря­ды ко­раб­лей для дей­ст­вия на ре­ках Дон и Ку­бань. Ла­дож­ская во­ен. фло­ти­лия обес­пе­чи­ва­ла ком­му­ни­ка­ции че­рез Ла­дож­ское оз. (До­ро­га жиз­ни) с оса­ж­дён­ным Ле­нин­гра­дом. Боль­шой вклад вне­сли мо­ря­ки Волж­ской во­ен. фло­ти­лии в обо­ро­ну Ста­лин­гра­да и в обес­пе­че­ние важ­ных на­род­но-хо­зяйств. пе­ре­во­зок по Вол­ге. В 1943 вос­соз­да­на Днеп­ров­ская во­ен. фло­ти­лия, а в 1944 – Ду­най­ская во­ен. фло­ти­лия. Ко­раб­ли Днеп­ров­ской фло­ти­лии, пе­ре­ба­зи­ро­ван­ные в бас­сейн р. Одер, при­ни­ма­ли уча­стие в Бер­лин­ской опе­ра­ции 1945. Ду­най­ская фло­ти­лия уча­ст­во­ва­ла в ос­во­бо­ж­де­нии Бел­гра­да, Бу­да­пеш­та и Ве­ны. Ти­хо­оке­ан­ский флот и Амур­ская во­ен. фло­ти­лия в авг. – сент. 1945 уча­ст­во­ва­ли в раз­гро­ме япон. Кван­тун­ской ар­мии, ос­во­бо­ж­де­нии Ко­реи, Мань­чжу­рии, Юж. Са­ха­ли­на и Ку­риль­ских о-вов. ВМФ на­пра­вил ок. 500 тыс. мат­ро­сов и офи­це­ров на су­хо­пут­ные фрон­ты. Во­ен. мо­ря­ки сра­жа­лись под Одес­сой, Се­ва­сто­по­лем, Мо­ск­вой, Ле­нин­гра­дом. За го­ды вой­ны сов. ВМФ бы­ло про­ве­де­но св. 100 мор. опе­ра­тив­ных и так­тич. де­сант­ных опе­ра­ций. За бое­вые за­слу­ги в Вел. Отеч. вой­не 78 ко­раб­лям при­свое­но гв. зва­ние, ок. 80 со­еди­не­ний и час­тей бы­ли удо­стое­ны поч. на­име­но­ва­ний, св. 240 ко­раб­лей, час­тей и разл. фор­миро­ва­ний ВМФ по­лу­чи­ли гос. на­гра­ды. Бо­лее 350 тыс. мо­ря­ков на­гра­ж­де­ны ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми, св. 500 чел. удо­стое­ны зва­ния Ге­роя Сов. Сою­за, из них 7 – два­ж­ды.

В по­сле­во­ен­ное вре­мя ВМФ СССР раз­ви­вал­ся с учё­том опы­та Вел. Отеч. вой­ны на ба­зе дос­ти­же­ний нау­ки и тех­ни­ки. Бы­ли соз­да­ны ди­зель­ные и атом­ные ПЛ разл. на­зна­че­ния, ра­кет­ные ко­раб­ли и ка­те­ра, про­ти­во­ло­доч­ные ко­раб­ли, спо­соб­ные вес­ти ус­пеш­ную борь­бу с совр. ПЛ. Мор. авиа­ция по­лу­чи­ла на воо­ру­же­ние ре­ак­тив­ные са­мо­лё­ты, спо­соб­ные не­сти на боль­шие рас­стоя­ния ра­ке­ты и по­ра­жать ко­раб­ли разл. клас­сов, по­пол­ни­лась про­ти­во­ло­доч­ны­ми са­мо­лё­та­ми и вер­то­лё­та­ми. На воо­ру­же­ние ВМФ по­сту­пи­ли ра­кет­ные ком­плек­сы. Мор. пе­хо­та по­лу­чи­ла во­ен. тех­ни­ку, не­об­хо­ди­мую для вы­сад­ки мор. де­сан­тов на не­обо­ру­до­ван­ное по­бе­ре­жье.

Сторожевой корабль «Сметливый» (1998, РФ).

ВМФ РФ – пре­ем­ник рос. ВМФ и ВМФ СССР, пред­на­зна­чен для обес­пе­че­ния во­ен. безо­пас­но­сти с мор. и оке­ан­ских на­прав­ле­ний, за­щи­ты ин­те­ре­сов РФ и её со­юз­ни­ков в Ми­ро­вом ок. во­ен. ме­то­да­ми, под­дер­жа­ния во­ен.-по­ли­тич. ста­биль­но­сти. Кро­ме то­го, ВМФ соз­да­ёт и под­дер­жи­ва­ет ус­ло­вия для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти мо­ре­хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти РФ в Ми­ро­вом океа­не.

ВМФ РФ со­сто­ит из мор. стра­те­гич. ядер­ных сил и мор. сил (войск) об­ще­го на­зна­че­ния. Вклю­ча­ет: под­вод­ные си­лы, над­вод­ные си­лы фло­та, мор. авиа­цию и ПВО, бе­ре­го­вые вой­ска, яв­ляю­щие­ся ро­да­ми сил (войск) ВМФ, а так­же спец. вой­ска (раз­ве­ды­ва­тель­ные, свя­зи, ра­дио­тех­ни­че­ские, ра­дио­элек­трон­ной борь­бы, мор. ин­же­нер­ные, су­до­ре­монт­ные, гид­ро­гра­фи­че­ские и др.) и тыл. Бе­ре­го­вые вой­ска, в свою оче­редь, де­лят­ся на ро­да войск: мор. пе­хо­ту, бе­ре­го­вые ра­кет­но-арт. вой­ска и вой­ска бе­ре­го­вой обо­ро­ны. В ор­га­ни­зац. от­но­ше­нии ВМФ вклю­ча­ет Балт., Се­вер­ный, Ти­хо­оке­ан­ский и Чер­но­мор­ский фло­ты, а так­же Кас­пий­скую во­ен. фло­ти­лию и со­еди­не­ния, час­ти, уч­ре­ж­де­ния центр. под­чи­не­ния. Гл. удар­ная си­ла ВМФ – ра­кет­ные под­вод­ные крей­се­ра стра­те­гич. на­зна­че­ния, мно­го­це­ле­вые атом­ные под­вод­ные лод­ки и мор. ра­ке­то­нос­ная авиа­ция.

В со­став ВМС США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и Ки­тая вхо­дят: стра­те­гич. ядер­ные си­лы (атом­ные ра­кет­ные ПЛ) и си­лы об­ще­го на­зна­че­ния (авиа­нос­цы, лин­ко­ры, мно­го­це­ле­вые ПЛ, эс­корт­ные ко­раб­ли, ко­раб­ли ог­не­вой под­держ­ки, разл. де­сант­ные ко­раб­ли и др.), а так­же авиа­ция ВМС и мор. пе­хо­та. ВМС Ита­лии, ФРГ, Ка­на­ды, Тур­ции, Нор­ве­гии, Бель­гии, Ни­дер­лан­дов и др. стран – чле­нов НАТО, а так­же Шве­ции, Ав­ст­ра­лии, Ар­ген­ти­ны, Бра­зи­лии, Араб. Рес­пуб­ли­ки Еги­пет, Ин­дии, Из­раи­ля, Па­ки­ста­на, Япо­нии и др. вклю­ча­ют ди­зель­ные ПЛ, над­вод­ные ко­раб­ли, авиа­цию ВМС, мор. пе­хо­ту и вспо­мо­га­тель­ные су­да (под­роб­нее см. в стать­ях об этих го­су­дар­ст­вах).

Лит.: Бое­вая ле­то­пись рус­ско­го фло­та. Хро­ни­ка важ­ней­ших со­бы­тий во­ен­ной ис­то­рии рус­ско­го фло­та с IX в. по 1917 г. М., 1948; Горш­ков С. Г. Мор­ская мощь го­су­дар­ст­ва. 2-е изд. М., 1979; Бое­вой путь Со­вет­ско­го Во­ен­но-Мор­ско­го Фло­та. 4-е изд. М., 1988; Вью­нен­ко Н. П., Ма­ке­ев Б. Н., Ску­га­рев В. Д. Во­ен­но-мор­ской флот: роль, пер­спек­ти­вы раз­ви­тия, ис­поль­зо­ва­ние. М., 1988; Во­ору­жен­ные си­лы ос­нов­ных ка­пи­та­ли­сти­че­ских го­су­дарств. М., 1988; Фир­сов И. И. Пет­ра тво­ре­нье: К 300-ле­тию рус­ско­го фло­та. М., 1992; Бе­ре­зов­ский Н. Ю., Бе­реж­ной С. С., Ни­ко­лае­ва З. В. Бое­вая ле­то­пись Во­ен­но-Мор­ско­го Фло­та, 1917–1941. М., 1992; Во­ен­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 1994. Т. 2; Гри­бов­ский В. Ю., Раз­дол­гин А. А. Ис­то­рия рос­сий­ско­го фло­та. СПб., 1996; Рос­сий­ская нау­ка – Во­ен­но-Мор­ско­му Фло­ту. М., 1997; Кос­тев Г. Г. Во­ен­но-Мор­ской Флот стра­ны, 1945–1995: Взле­ты и па­де­ния. СПб., 1999.

Вернуться к началу