ЗЕ́МСКАЯ МЕДИЦИ́НА
-
Рубрика: Медицина
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕ́МСКАЯ МЕДИЦИ́НА, форма организации медико-санитарного обеспечения преим. сельского населения, созданная в Европ. части России земствами. Возникновение З. м. непосредственно связано с земской реформой – введением в 1864 т. н. земского хозяйств. самоуправления (гл. обр. в центр. губерниях). Первоначальная факультативность мед. функций земств (напр., 50 уездных земств в 1868 вообще не выделили средств на медицину) фактически сменилась их обязательностью. До 1870 преобладал т. н. разъездной тип оказания мед. помощи, когда врач в течение 4–5 дней объезжал сёла и деревни и 3–2 дня принимал больных дома. В 1870–80-х гг. на смену ему пришёл стационарный принцип, в соответствии с которым уезды разделялись на врачебные участки, в которых открывались больница с амбулаторией, 1–2 фельдшерских пункта и аптека. Мед. помощь, оказываемая в больнице, была универсальной: здесь принимали взрослых и детей, мужчин и женщин, страдавших как острыми, так и хронич. заболеваниями. В соответствии с этим сложился тип земского врача как врача-универсала, обладавшего широким кругом знаний и практич. навыков. Кроме сельских участковых, земскими были также находившиеся в городах уездные и губернские больницы. К нач. 1890-х гг. действовали 32 губернские, 325 уездных и 711 сельских земских больниц, в которых было ок. 27 тыс. кроватей.
З. м. провозгласила и осуществила принципы общедоступности и бесплатности мед. помощи. Хотя первоначально земства брали плату за больничное лечение, она постоянно снижалась и отменялась для разл. категорий больных. К 1910 больничная плата сохранилась гл. обр. в уездных гор. больницах, и притом только для пациентов из др. уездов. В 1880–90-х гг. земства отказались от взимания платы и с амбулаторных больных. Если в 1868 на З. м. земства тратили 1204 тыс. руб. (8% всех средств), то в 1890 уже 9977 тыс. руб. (21%), а в 1903 – 30 265 тыс. руб. (28%). Некоторые земства (Липецкое, Хвалынское, Ливенское и др.) тратили на медицину 45–47% своего бюджета. В 1913 расходы на З. м. составляли 25% расходов всех земств.
Благодаря достигнутому сочетанию лечебной и санитарно-профилактич. деятельности в мед. практике появилось т. н. санитарное (санитарно-профилактич.) направление – предупреждение болезней на рациональной, науч. основе организации охраны здоровья населения. Для организации планомерной практич. деятельности необходимы были достоверные данные о заболеваемости населения, которые можно было получить с помощью методов санитарной статистики (см. Земская статистика). Статистич. исследования в первое время стали осн. содержанием деятельности земских медико-статистич. бюро, избиравшихся на съездах врачей (к 1890 их было 25; позднее они были преобразованы в санитарные бюро).
Затем в Московской и др. губерниях были созданы губернские санитарные советы и губернские санитарные бюро, введён институт губернских и уездных санитарных врачей, в функции которых, помимо занятий санитарной статистикой, входили санитарный надзор и проведение противоэпидемич. и разл. оздоровит. мероприятий. В нач. 20 в. в некоторых уездах появились врачи-бактериологи, работавшие в санитарно-бактериологич. лабораториях, и врачи-эпидемиологи, непосредственно занимавшиеся организацией противоэпидемич. мероприятий. Деятельность санитарных врачей простиралась на мн. аспекты З. м., напр. на анализ работы врачей, фельдшеров и акушерок, состояние тех или иных видов мед. помощи (акушерской, офтальмологич., терапевтич. и пр.) и меры по её улучшению, т. е. на то, что вошло затем в компетенцию наркомата здравоохранения.
Губернские санитарные бюро были рабочими органами земских санитарных организаций. В Московской и в ряде др. губерний они фактически стали организационно-методич. центрами З. м. и санитарии. Состав их был различным: в одних губерниях работали 12–18 врачей (Московская, Пермская, С.-Петербургская, Новгородская) и вспомогат. персонал, в других – только один врач, заведующий санитарным бюро, и два-три счётчика (Казанская, Калужская, Олонецкая, Пензенская и др.).
Демократичная по своей сущности, З. м. стремилась как можно шире привлекать к выполнению своих задач население. Была осуществлена идея создания санитарных попечительств как формы самодеятельности населения, которые устраивались на обслуживаемой участковой больницей территории и занимались вопросами санитарно-профилактич. характера; их деятельность регулировалась особыми уставами и правилами. В их функции входило: следить за «вредными влияниями» на здоровье населения и принимать меры к их устранению; руководить санитарными попечителями в проведении санитарного благоустройства; помогать земским медикам в борьбе с эпидемич. и др. болезнями; помогать в призрении бесприютных и хронически больных и беспризорных детей. Средства санитарных попечительств складывались из разл. пожертвований, а иногда – из сумм, ассигнованных земством.
З. м. обогатила практику охраны здоровья мн. нововведениями, в т. ч. новыми учреждениями. Напр., в Екатеринославском, Саратовском, С.-Петербургском губернских земствах действовали лечебно-продовольств. пункты для пришлых рабочих. Была создана уникальная система оказания хирургич. помощи населению – т. н. земской хирургии. В губернских, уездных и в ряде сельских больниц оказывали срочную и плановую хирургич. помощь. Благодаря деятельности опытных земских хирургов мн. земские больницы становились фактически научно-практич. центрами, мало в чём уступавшими университетским клиникам (напр., Смоленская и Воронежская губернские больницы, Петровская больница в Моск. губ.).
О масштабах развития З. м. можно судить по данным 1910. В земских губерниях действовали: 1715 сельских (в ср. на 13 кроватей), 331 уездная (в ср. на 45 кроватей) и 32 губернские (в ср. на 190 кроватей) больницы, а также 45 психиатрич. больниц на 23,5 тыс. кроватей; 22 фельдшерские и фельдшерско-акушерские и 14 акушерских школ. В 20 губерниях были санитарные бюро, в 16 – санитарные врачи губернских земств в уездах, в 14 – оспенные телятники и в 6 – бактериологич. институты с пастеровскими отделениями. Ассигнования на мед. дело составили 48,3 млн. руб. (в 1870 – 2,5 млн. руб.).
Важную роль в становлении и развитии З. м. сыграли губернские съезды врачей, которые начали проводить Тверское (1871), Бессарабское (1873), Новгородское (1873), Херсонское (1874), Московское (1876) и др. земства. После образования Общества русских врачей самые актуальные проблемы З. м. вошли в повестку съездов этого общества, которое фактически и стало центром З. м., сыграв важную роль в развитии её идей и организаций.
Создателями и энтузиастами З. м. были Е. А. Осипов, П. И. Куркин, И. В. Попов (Моск. губ.), И. И. Моллесон, В. Е. Предтеченский (Пермская), М. С. Уваров (Херсонская), Е. В. Святловский (Черниговская), А. В. Корчак-Чепурковский (Бессарабская), В. И. Асеев, В. И. Долженков (Курская), Т. Е. Гаврилов, В. А. Аверьянов (Пензенская), М. М. Гран (Самарская), И. П. Дмитриев (С.-Петербургская), Д. Н. Жбанков (Смоленская), С. Н. Игумнов (Харьковская) и др. Среди земских врачей были представители разл. политич. партий и течений: большевики Н. А. Семашко, С. И. Мицкевич, З. П. Соловьёв, кадет А. И. Шингарёв; эсеры Д. Я. Дорф и В. Д. Черныкаев; народники В. П. Воронцов, О. В. Аптекман, В. О. Португалов, П. П. Кащенко; октябрист М. Я. Капустин; земские либералы Н. А. Долгоруков, М. П. Литвинов, М. И. Петрункевич, М. С. Уваров, Е. В. Святловский.
З. м. прекратила своё существование вместе с земствами, ликвидированными в янв. 1918 декретом сов. правительства. Однако многое из её опыта было заимствовано в дальнейшем при создании гос. системы здравоохранения в стране, в первую очередь – участковый принцип мед. обслуживания населения. В 1934 Гигиенич. комиссия Лиги Наций рекомендовала как наиболее совершенную схему развития «системы сельской гигиены», весьма близкую к системе З. м., а также создание врачебных участков – осн. организац. формы мед. обслуживания сельского населения, разработанной З. м., для использования в системах здравоохранения др. стран. Актуальность опыта и принципов организации З. м. получила также отражение в работе Ассамблеи ВОЗ (1952) и Конференции ВОЗ по проблемам первичной медико-санитарной помощи (1978).