Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗДРАВООХРАНЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 353-354

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЗДРАВООХРАНЕ́НИЕ, сис­те­ма со­ци­аль­но-эко­но­мич. и мед. ме­ро­прия­тий, на­прав­лен­ная на со­хра­не­ние и по­вы­ше­ние уров­ня здо­ро­вья на­се­ле­ния. Ис­то­рия З. в совр. его по­ни­ма­нии на­чи­на­ет­ся с соз­да­ния сис­те­мы гос. и об­ществ. по­мо­щи при ле­че­нии и в осн. при про­фи­лак­ти­ке за­бо­ле­ва­ний (19 в.). Од­на­ко его за­чат­ки мож­но об­на­ру­жить в Древ­нем ми­ре в ви­де кон­тро­ля за са­ни­тар­ным бла­го­уст­рой­ст­вом го­ро­дов, ка­че­ст­вом про­да­вае­мых про­дук­тов, ор­га­ни­за­ции мед. по­мо­щи в ар­мии и др. В сред­ние ве­ка перво­на­чаль­но соз­да­ва­лись прию­ты и боль­ни­цы для бед­ных при мо­на­сты­рях, за­тем функ­ции ор­га­ни­за­ции З. осу­ще­ст­в­ля­лись ор­га­на­ми гор. са­мо­управ­ле­ния. В свя­зи с опус­то­ши­тель­ны­ми эпи­де­мия­ми (ос­пы в 13 в., чу­мы в 14 в.) про­изош­ли оп­ре­де­лён­ные сдви­ги в ор­га­ни­за­ции З. (напр., в 14 в. в Ве­не­ции соз­дан са­нитар­ный со­вет, в Ми­ла­не и Ве­не­ции вве­де­на сис­те­ма ка­ран­тин­ных ме­ро­прия­тий). В 15 в. в герм. го­ро­дах бы­ла уч­ре­ж­де­на долж­ность гор. вра­ча – штадт-фи­зи­ка, ко­то­рый ру­ко­во­дил дея­тель­но­стью вра­чей, боль­ниц, про­ве­де­ни­ем про­ти­во­эпи­де­мич. ме­ро­прия­тий и т. д., в кон. 17–18 вв. соз­да­ны мед. и са­ни­тар­ные кол­ле­гии. По ме­ре раз­ви­тия пром-сти и кон­цен­тра­ции на­се­ле­ния в го­ро­дах пред­при­ни­ма­лись са­ни­тар­но-про­ти­во­эпи­де­мич. ме­ры, по­пыт­ки оце­нить зна­че­ние З. для хо­зяйств. дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва (пер­вые са­ни­тар­но-де­мо­гра­фич. ис­сле­до­ва­ния, изу­че­ние влия­ния при­род­ных и быто­вых фак­то­ров и др.). Пер­вая ре­фор­ма ор­га­ни­за­ции З. бы­ла про­ве­де­на во Фран­ции в 1822: при Мин-ве внутр. дел соз­дан выс­ший са­ни­тар­ный со­вет, т. е. все ме­ди­ко-по­ли­цей­ские и са­ни­тар­но-про­ти­во­эпи­де­мич. функ­ции бы­ли воз­ло­же­ны на гос. адм. ап­па­рат (в даль­ней­шем по­доб­ные ре­фор­мы осу­ще­ст­в­ле­ны в др. ев­роп. стра­нах). В 1-й пол. 19 в. поя­ви­лись за­чат­ки страхо­ва­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го здо­ро­вья («дру­же­ские об­ще­ст­ва» и «ра­бо­чие клу­бы» в Ве­ли­ко­бри­та­нии, «вспо­мо­га­тель­ные кас­сы» в Гер­ма­нии и др.) за счёт средств от сис­те­ма­тич. взно­сов. Во 2-й пол. 19 в. во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы уч­ре­ж­да­ют­ся ор­га­ны З., вво­дят­ся са­ни­тар­ные ко­дек­сы, из­да­ют­ся за­ко­ны об об­ществ. здо­ро­вье.

Функ­цио­ни­ро­ва­ние З. обес­пе­чи­ва­ет­ся на­ли­чи­ем кад­ров, ма­те­ри­аль­но-тех­нич. ба­зы, ор­га­ни­зац. струк­ту­ры, со­от­вет­ст­вую­щих тех­но­ло­гий и уров­нем раз­ви­тия мед. нау­ки. При оп­ре­де­лён­ных раз­ли­чи­ях в ха­рак­те­ре З. в раз­ных стра­нах (обу­слов­лен­ных со­ци­аль­ным стро­ем, нац. осо­бен­но­стя­ми и тра­ди­ция­ми) ин­тер­на­цио­наль­ны­ми ос­та­ют­ся ме­то­ды З., ме­ры ин­ди­ви­ду­аль­ной и ком­плекс­ной про­фи­лак­ти­ки, спо­со­бы над­зо­ра и кон­тро­ля за био­сфе­рой, ме­то­ды ди­аг­но­сти­ки и ле­че­ния бо­лез­ней и др. В свя­зи с гло­баль­ны­ми из­ме­не­ния­ми ус­ло­вий жиз­ни и на­уч.-тех­нич. про­грес­сом из­ме­нил­ся ха­рак­тер па­то­ло­гии, что вы­зва­ло из­ме­не­ние струк­ту­ры за­бо­ле­вае­мо­сти и при­чин смер­ти на­се­ле­ния и по­тре­бо­ва­ло раз­ра­бот­ки ря­да об­ще­на­цио­наль­ных про­грамм, обес­пе­чи­ваю­щих раз­ви­тие З. в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ни­ем вре­ме­ни. Для ре­ше­ния этих за­дач не­об­хо­ди­мы зна­чит. эко­но­мич. за­тра­ты, пра­во­вая рег­ла­мен­та­ция, еди­ная ме­ди­ко-ста­ти­стич. ин­фор­ма­ция, ор­га­ни­зац. ру­ко­во­дство на разл. уров­нях, что по­вы­ша­ет роль го­су­дар­ст­ва в ру­ко­во­дстве З. во всех стра­нах, хо­тя сте­пень уча­стия го­су­дар­ст­ва и др. ас­пек­ты З. в отд. стра­нах име­ют су­ще­ст­вен­ные от­ли­чия. В боль­шин­ст­ве стран сло­жи­лись в осн. три сис­те­мы ор­га­ни­за­ции мед. по­мо­щи на­се­ле­нию – ча­ст­но­пред­при­ни­ма­тель­ская, стра­хо­вая и го­су­дар­ст­вен­ная. Од­на­ко фак­ти­че­ски име­ет ме­сто т. н. сме­шан­ная фор­ма З. как ре­зуль­тат со­че­та­ния этих сис­тем. Ча­ст­но­пред­при­ни­ма­тель­ская ме­ди­ци­на наи­бо­лее ши­ро­ко пред­став­ле­на в США. Стра­хо­вая ме­ди­ци­на по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в боль­шин­ст­ве эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стран. Она пре­ду­смат­ри­ва­ет обя­зат. стра­хо­ва­ние все­го на­се­ле­ния или отд. его групп, обес­пе­чи­ваю­щее пол­ную или час­тич­ную ком­пен­са­цию рас­хо­дов на мед. по­мощь. Гос. З. пред­по­ла­га­ет ока­за­ние бес­плат­ной мед. по­мо­щи в гос. мед. уч­ре­ж­де­ни­ях. Сре­ди эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стран гос. служ­ба З. в наи­бо­лее пол­ном ви­де бы­ла соз­да­на в СССР и Ве­ли­ко­бри­та­нии (с 1948).

Си­туа­ция в З. Рос­сии по­сле рас­па­да СССР слож­ная; оно на­хо­дит­ся в со­стоя­нии за­тя­нув­ших­ся ре­форм, струк­тур­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, ну­ж­даю­щих­ся в эко­но­мич. под­держ­ке, и с боль­ши­ми труд­но­стя­ми обес­пе­чи­ва­ет дос­туп­ность мед. по­мо­щи для осн. час­ти на­се­ле­ния стра­ны.

Пред­ло­же­ние рас­смат­ри­вать мед. ус­лу­ги как ры­ноч­ный то­вар, а так­же ши­ро­кая при­ва­ти­за­ция мед. уч­ре­ж­де­ний (учи­ты­вая со­ци­аль­но-эко­но­мич. по­ло­же­ние боль­шин­ст­ва на­се­ле­ния) для Рос­сии ока­за­лись не­при­ем­ле­мы­ми. Со­хра­ня­ет­ся дек­ла­ра­тив­ность гос. га­ран­тий по ох­ра­не здо­ро­вья на­се­ле­ния, а фи­нан­со­вая не­до­обес­пе­чен­ность рос. З. оп­ре­де­ля­ет на­рас­та­ние «плат­но­сти» мед. по­мо­щи (бо­лее 50% па­ци­ен­тов пла­тят за ле­че­ние в ста­цио­на­рах, 30% – за ам­бу­ла­тор­но-по­ли­кли­нич. по­мощь, 65% – за сто­ма­то­ло­гич. ус­лу­ги).

В 2001–05 раз­ме­ры гос. фи­нан­си­ро­ва­ния З. вы­рос­ли в 2,5 раза в те­ку­щих це­нах (с 255 млрд. руб. до 656 млрд. руб.), хо­тя это ма­ло по­влия­ло на по­ка­за­те­ли дос­туп­но­сти мед. по­мо­щи. За этот же пе­ри­од объ­ём плат­ных мед. ус­луг уве­ли­чил­ся в 2,9 раза (с 38 млрд. руб. до 110 млрд. руб.), а рас­хо­ды на­се­ле­ния на ле­кар­ст­ва воз­рос­ли в 2,2 раза (с 94 млрд. руб. до 207 млрд. руб.), что сви­де­тель­ст­ву­ет о на­рас­таю­щих мас­шта­бах не­удов­ле­тво­рён­ной по­треб­но­сти в бес­плат­ной мед. по­мо­щи и об ут­ра­те кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем гос. га­ран­тий. Цен­тра­ли­зов. пла­ни­ро­ва­ние З. транс­фор­ми­ро­ва­лось в раз­ра­бот­ку по­ли­ти­ки в об­лас­ти ох­ра­ны здо­ро­вья на­се­ле­ния с ак­цен­том на гос. ре­гу­ли­ро­ва­ние и обес­пе­че­ние ка­че­ст­ва мед. по­мо­щи. С 2006 с це­лью по­вы­ше­ния дос­туп­но­сти и ка­че­ст­ва мед. по­мо­щи, ук­ре­п­ле­ния ма­те­ри­аль­но-тех­нич. ба­зы пер­вич­но­го зве­на З. и улуч­ше­ния его кад­ро­во­го обес­пе­че­ния в РФ функ­цио­ни­ру­ет нац. про­ект в сфе­ре З. Для его реа­ли­за­ции бы­ла сфор­мули­ро­ва­на нор­ма­тив­но-пра­во­вая ба­за, впер­вые вы­де­ле­ны в боль­шом объ­ё­ме сред­ст­ва как из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, так и из бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ и му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний. Эти сред­ст­ва на­прав­ле­ны на по­вы­ше­ние зар­пла­ты мед. ра­бот­ни­кам, ос­на­ще­ние мед. уч­реж­де­ний, при­об­ре­те­ние ле­кар­ст­вен­ных средств и из­де­лий мед. на­зна­че­ния. Боль­шин­ст­во на­се­ле­ния под­дер­жи­ва­ет про­ект и не­об­хо­ди­мость мо­дер­ни­за­ции З. с це­лью обес­пе­че­ния обя­за­тельств го­су­дар­ст­ва по ох­ра­не здо­ро­вья гра­ж­дан РФ.

Бли­жай­шей за­да­чей З. Рос­сии яв­ля­ет­ся ус­та­нов­ле­ние оп­ти­маль­ных взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду про­цес­са­ми цен­тра­ли­за­ции и де­цен­тра­ли­за­ции, ав­то­ном­ным управ­ле­ни­ем и гос. ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем, об­ществ. и ча­ст­ным вла­де­ни­ем, фи­нан­си­ро­ва­ни­ем ре­сур­сов и фи­нан­си­ро­ва­ни­ем мед. по­треб­но­стей и нужд, что по­зво­лит до­бить­ся по­сту­па­тель­но­го и ста­биль­но­го раз­ви­тия З. стра­ны. См. так­же раз­дел Здра­во­охра­не­ние в то­ме «Рос­сия».

Ме­ж­ду­нар. со­труд­ни­че­ст­во в об­лас­ти З. осу­ще­ст­в­ля­ет Все­мир­ная ор­га­ни­за­ция здра­во­охра­не­ния (ВОЗ).

Лит.: Здра­во­охра­не­ние за­ру­беж­ных стран / Под ред. О. П. Ще­пи­на. М., 1981; Здра­во­охра­не­ние Рос­сии, XX век / Под ред. Ю. Л. Шев­чен­ко, В. И. По­кров­ско­го, О. П. Ще­пи­на. М., 2001; Ли­си­цын Ю. П. Об­ще­ст­вен­ное здо­ро­вье и здра­во­охра­не­ние. М., 2006.

Вернуться к началу