Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕЖАВЮ́

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 422

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Остроглазов

ДЕЖАВЮ́ (франц. déjà vu – уже ви­ден­ное), вне­зап­но воз­ни­каю­щее крат­ко­вре­мен­ное пси­хич. рас­строй­ство, при ко­то­ром не­зна­ко­мое, ви­ди­мое в дан­ный мо­мент впер­вые, вос­при­ни­ма­ет­ся как по­втор уже ви­ден­но­го рань­ше, его иден­тич­ная во всех де­та­лях «ко­пия».

Тер­мин «Д.» ис­поль­зу­ют так­же при по­доб­ных рас­строй­ствах в сфе­ре др. ор­га­нов чувств и пред­став­ле­ний: «уже слы­шан­но­го», «ис­пы­тан­но­го», «мыс­лен­но­го», «рас­ска­зан­но­го» и т. п. пе­ре­жи­ва­ний. Про­ти­во­по­лож­ное Д. рас­строй­ство – жа­ме­вю (jamais vu), или «ни­ко­гда не ви­ден­ное», при ко­то­ром при­выч­ное и зна­ко­мое вос­при­ни­ма­ет­ся как не­зна­ко­мое, ра­нее ни­ко­гда не ви­ден­ное.

Эти сим­пто­мы впер­вые опи­са­ны в 1868 Ю. Ен­се­ном (Jensen) как «двой­ные вос­при­ятия». С кон. 19 в. их ква­ли­фи­ци­ро­ва­ли как «уд­во­ен­ные вос­по­ми­на­ния» и па­ра­мне­зии, по­сколь­ку они пред­став­ля­ют со­бой яв­ле­ния лож­но­го уз­на­ва­ния ли­бо не­уз­на­ва­ния си­туа­ции по­сред­ст­вом про­цес­сов вос­по­ми­на­ния пе­ре­жи­то­го в про­шлом и сли­че­ния его с на­стоя­щим. Од­на­ко уз­на­ва­ние не­зна­ко­мо­го и не­уз­на­ва­ние зна­ко­мо­го при Д. и жа­ме­вю от­ли­ча­ют­ся от про­цес­сов уз­на­ва­ния и не­уз­на­ва­ния, свой­ст­вен­ных нор­маль­ной пси­хи­ке, тем, что они кон­крет­ны и от­но­сят­ся к ре­аль­ным пред­ме­там и яв­ле­ни­ям про­ис­хо­дя­ще­го здесь и сей­час. Из все­го мно­же­ст­ва ок­ру­жаю­щих объ­ек­тов, яв­ле­ний соз­на­ние вне­зап­но вы­хва­ты­ва­ет и фик­си­ру­ет не­что од­но (напр., пред­мет, мысль, чув­ст­во, яв­ле­ние). Про­ис­хо­дит вне­зап­ное на­ру­ше­ние ес­теств. по­то­ка соз­на­ния и вни­ма­ния с втор­же­ни­ем чу­ж­до­го пе­ре­жи­ва­ния – уд­во­ен­но­го вос­при­ятия си­туа­ции в ви­де двух од­но­мо­мент­ных ре­аль­но­стей, пе­ре­жи­вае­мых как на­стоя­щее в ре­аль­ном вре­ме­ни и вме­сте с тем как ра­нее пе­ре­жи­тое, ко­то­рое яв­ля­ет­ся как бы зер­каль­ным от­ра­же­ни­ем на­стоя­ще­го. На­стоя­щее и про­шлое в Д. объ­е­ди­ня­ют­ся, что в ре­аль­но­сти не­воз­мож­но. Это рас­ще­п­ле­ние чув­ст­ва вре­ме­ни ино­гда ос­лож­ня­ет­ся жи­вым пе­ре­жи­ва­ни­ем бу­ду­ще­го с пред­вос­хи­ще­ни­ем на­сту­паю­щих со­бы­тий ли­бо пол­ным рас­па­дом вре­ме­ни с его ос­та­нов­кой.

Пе­ре­жи­вае­мое про­шлое при Д. обыч­но от­но­сит­ся не к оп­ре­де­лён­но­му от­рез­ку вре­ме­ни, а к про­шло­му в це­лом. Ти­пич­ны­ми для Д. яв­ля­ют­ся чув­ст­во рас­те­рян­но­сти и не­до­уме­ния (не­ред­ко со стра­хом су­ма­сше­ст­вия), а так­же при­ну­ди­тель­ность этих не­обыч­ных пе­ре­жи­ва­ний. Че­ло­век при­хо­дит к вы­во­ду, что «это» ему по­ка­за­лось или бы­ло ко­гда-­то пре­ж­де – в ре­аль­ной жиз­ни или в сно­ви­де­нии. В по­след­нем слу­чае па­ци­ен­ты го­во­рят о «ве­щих снах», ко­то­рые сбы­ва­ют­ся в со­стоя­нии де­жа­вю.

В от­ли­чие от обы­ден­ных яв­ле­ний уз­на­ва­ния и оши­боч­ных чувств зна­ко­мо­сти, не за­дер­жи­ваю­щих­ся в дол­го­вре­мен­ной па­мя­ти, со­стоя­ния Д. и жа­ме­вю вспо­ми­на­ют­ся как «яр­кие вспыш­ки», как со­бы­тия на фо­не буд­нич­ных вос­по­ми­на­ний о про­шлой жиз­ни.

Эти рас­строй­ства ча­ще все­го ми­мо­лёт­ны, эпи­зо­дич­ны, ре­же – дли­тель­ны и стой­ки. В ме­ди­ци­не Д. от­но­сят к не­спе­ци­фич. сим­пто­мам пе­ре­утом­ле­ния, нев­ро­зов, от­рав­ле­ний ней­ро­троп­ны­ми яда­ми, эпи­леп­сии, на­чаль­ных ста­дий разл. пси­хо­зов. Д. не­ред­ко на­блю­да­ет­ся у здо­ро­вых лю­дей.

Фе­но­мен Д. из­вес­тен с древ­но­сти. В вост. ре­ли­ги­ях (буд­дизм и др.) он тол­ко­вал­ся как вос­по­ми­на­ние о про­шлых жиз­нях и ре­ин­кар­на­ци­ях. В ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии К. Юн­га Д. трак­ту­ет­ся как вос­по­ми­на­ние или сим­вол дос­тав­ше­го­ся нам от пред­ков об­ще­че­ло­ве­че­ско­го «кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го». С 19 в. тер­мин «Д.» ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в ху­дож. и пси­хо­ло­гич. лит-ре. В совр. зап. куль­ту­ре стал дос­тоя­ни­ем мас­со­во­го со­зна­ния, од­ним из по­пу­ляр­ных по­ня­тий и сю­же­тов в лит-ре, ки­но, на те­ле­ви­де­нии, в прес­се и др.

Лит.: Яс­перс К. Об­щая пси­хо­па­то­ло­гия. М., 1997.

Вернуться к началу