Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕТЕКТИ́В

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 585

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Раевская (литература); К. Э. Разлогов (кино)

ДЕТЕКТИ́В (от англ. detective – сы­щик, от лат. detego – от­кры­вать, рас­сле­до­вать), раз­но­вид­ность при­клю­чен­че­ско­го жан­ра про­зы и ки­не­ма­то­гра­фа. Тер­мин «Д.» поя­вил­ся в нач. 20 в.; ра­нее ис­поль­зо­ва­лись тер­ми­ны «су­деб­ный ро­ман», «кри­ми­наль­ный ро­ман» и др. В ос­но­ве Д. – ис­то­рия рас­сле­до­ва­ния и рас­кры­тия пре­сту­п­ле­ния. В хо­де по­ве­ст­во­ва­ния обыч­но вы­дви­га­ют­ся неск. вер­сий слу­чив­ше­го­ся, ко­то­рые мо­гут ис­хо­дить как из не­сколь­ких ин­стан­ций (про­ти­во­пос­тав­ле­ние офиц. рас­сле­до­ва­ния и ра­зы­ска­ний ча­ст­но­го де­тек­ти­ва; вер­сий, при­над­ле­жа­щих разл. ге­ро­ям по­ве­ст­во­ва­ния), так и из од­ной (вер­сии по­сле­до­ва­тель­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся од­ним сы­щи­ком). Раз­вяз­ка со­дер­жит эф­фект не­ожи­дан­но­сти: ис­тин­ной ока­зы­ва­ет­ся ли­бо не­кая но­вая вер­сия, ли­бо наи­ме­нее ве­ро­ят­ная из рас­смат­ри­вае­мых.

В ли­те­ра­ту­ре ста­нов­ле­ние Д. (пред­став­лен­но­го фор­ма­ми рас­ска­за, по­вес­ти, ро­ма­на, ре­же – дра­мы) бы­ло свя­за­но с бур­ным раз­ви­ти­ем кри­ми­на­ли­сти­ки и про­ис­хо­ди­ло под не­по­средств. влия­ни­ем ли­те­ра­тур­но об­ра­бо­тан­ных от­чё­тов о ре­аль­ных уго­лов­ных де­лах («Зна­ме­ни­тые и ин­те­рес­ные уго­лов­ные де­ла» франц. юри­ста Ф. де Пи­та­ва­ля, т. 1–20, 1734–43; «Но­вый Пи­та­валь» нем. ав­то­ров Э. Хит­ци­га и В. Алек­си­са, т. 1–60, 1842–90; «Ме­муа­ры» франц. сы­щи­ка Ф. Э. Ви­до­ка, т. 1–4, 1828–29, и др.). Пер­вые об­раз­цы Д. от­но­сят­ся к про­зе ро­ман­тиз­ма: но­вел­лы «Убий­ст­во на ули­це Морг» (1841), «Тай­на Ма­ри Ро­же» (1842–43) и «По­хи­щен­ное пись­мо» (1844) Э. По. В них фор­ми­ру­ет­ся од­на из осн. осо­бен­но­стей жан­ра – се­рий­ность, т. е. цик­ли­за­ция про­из­ве­де­ний, объ­е­ди­нён­ных фи­гу­рой сы­щи­ка, не­ред­ко на­де­лён­но­го экс­цен­трич. чер­та­ми (Шер­лок Холмс у А. К. Дой­ла, Ар­сен Лю­пен у М. Леб­ла­на, свя­щен­ник отец Бра­ун у Г. Чес­тер­то­на, Эр­кюль Пуа­ро и мисс Марпл у А. Кри­сти, ко­мис­сар Мег­рэ у Ж. Си­ме­но­на, Нат Пин­кер­тон в цик­ле ано­ним­ных амер. но­велл, и др.). Се­рий­ность и та­кие по­ве­ст­во­ват. осо­бен­но­сти, как ост­ро­сю­жет­ность, воз­мож­ность са­мо­иден­ти­фи­ка­ции чи­та­те­ля и сы­щи­ка, взаи­мо­дей­ст­вие го­тич., фан­та­стич., ме­ло­дра­ма­тич. и др. жан­ро­вых со­став­ляю­щих, сти­ли­стич. дос­туп­ность и на­ли­чие слен­го­вых вклю­че­ний и пр., сдела­ли Д. од­ним из осн. жан­ров мас­со­вой ли­те­ра­ту­ры. В то же время эле­мен­ты Д. при­сут­ст­ву­ют в ро­ма­нах В. Гю­го, Ч. Дик­кен­са, Ф. М. Дос­то­ев­ско­го и др. круп­ных пи­са­те­лей 2-й пол. 19 в.

Наи­боль­шее раз­ви­тие жанр Д. во 2-й пол. 19–20 вв. по­лу­чил во Фран­ции (Э. Га­бо­рио, М. Леб­лан, Г. Ле­ру, Ж. Си­ме­нон; пи­сав­шие вме­сте П. Буа­ло и Т. Нар­се­жак), Анг­лии (У. Кол­линз, А. К. Дойл, Г. Чес­тер­тон, А. Кри­сти, Р. Фри­мен), США (Д. Х. Чейз, Р. Чанд­лер, Э. С. Гард­нер, Р. Ста­ут). В Рос­сии Д. по­яв­ля­ет­ся в 1870-е гг.: ро­ма­ны «Рас­ска­зы сле­до­ва­те­ля» (1872), «Не­рас­кры­тое пре­сту­п­ле­ние» (1878) А. А. Шкля­рев­ско­го. В сов. вре­мя в жан­ре Д. ра­бо­та­ли М. Ша­ги­нян, А. Г. Ада­мов, Л. С. Ова­лов, бр. А. А. и Г. А. Вай­не­ры, Ю. С. Се­мё­нов; сре­ди ав­то­ров 1990–2000-х гг. – Б. Аку­нин, Д. А. Дон­цо­ва. Ав­то­ра­ми Д. не­ред­ко ста­но­ви­лись проф. сы­щи­ки: Р. Бор­ниш, А. Б. Ма­ри­ни­на и др.

Сю­жет­ная схе­ма Д. до­пус­ка­ет раз­но­об­раз­ные мо­ди­фи­ка­ции и про­ек­ции в разл. жиз­нен­ные сфе­ры, что по­ро­ж­да­ет мно­го­числ. раз­но­вид­но­сти жан­ра: шпи­он­ский (Дж. Ле Кар­ре, Я. Фле­минг), по­ли­ти­че­ский (Дж. Карр в Анг­лии, М. Шёвалль и П. Ва­лё в Шве­ции, Л. Ша­ша в Ита­лии), ган­г­стер­ский (Д. Хам­метт в США), иро­ни­че­ский (И. Хме­лев­ская в Поль­ше), куль­ту­ро­ло­ги­че­ский (У. Эко в Ита­лии) и др. Син­тез Д. и фи­лос. про­зы пред­став­ля­ют ро­ма­ны Ф. Дюр­рен­мат­та о де­тек­ти­ве Бар­ла­хе. В лит-ре 2-й пол. 20 в. шаб­ло­ны тра­ди­ци­он­ных Д. не­ред­ко под­вер­га­ют­ся па­ро­ди­ро­ва­нию («Раз­нос­чик» П. Ханд­ке, 1967, и др.).

В ки­не­ма­то­гра­фе Д. за­час­тую пред­став­ля­ет со­бой эк­ра­ни­за­цию лит. про­из­ве­де­ния, од­на­ко от­ли­ча­ет­ся бóль­шим ди­на­миз­мом, ак­цен­том на дей­ст­вии, а не на раз­мыш­ле­нии и ана­ли­зе.

Кадр из фильма «Крепкий орешек». Режиссёр Дж. Мактирнан. 1988.

Од­ним из пер­вых Д. в ки­но счи­та­ет­ся ф. «Ис­то­рия од­но­го пре­сту­п­ле­ния» Ф. Зек­ка (1901). В 1910-х гг. ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли се­риа­лы из жиз­ни пре­ступ­ни­ков и сы­щи­ков: «Фан­то­мас» (1913–14), «Жю­декс» и «Но­вая мис­сия Жю­дек­са» (1916–17) Л. Фёй­а­да, «Сонь­ка – зо­ло­тая руч­ка» А. О. Дран­ко­ва и Ю. Юрь­ев­ско­го (1914–15). С нач. 1930-х гг. поя­ви­лись ган­г­стер­ские филь­мы: «Ма­лень­кий Це­зарь» (1930, реж. М. Ле Рой), «Ли­цо со шра­мом» (1932, реж. Х. Хо­укс; 1983, реж. Б. Де Паль­ма), «Нель­сон – дет­ское ли­чи­ко» (1957, реж. Д. Зи­гель), «Бон­ни и Клайд» (1967, реж. А. Пенн), «Дил­линд­жер» (1972, реж. Дж. Ми­ли­ус), три­ло­гия о «Крё­ст­ном от­це» Ф. Ф. Коп­по­лы (1972–1990). Уси­ле­ние ор­га­ни­зо­ван­ной пре­ступ­но­сти вы­зва­ло по­яв­ле­ние т. н. по­лицей­ских филь­мов: «Джи-ме­ны» (1935, реж. У. Кей­ли), «Гряз­ный Гар­ри» (1972, реж. Д. Зи­гель), «Сер­пи­ко» (1973, реж. С. Лю­мет), три­ло­гия «Креп­кий оре­шек» (1988–95, ре­жис­сё­ры Дж. Мак­тир­нан, Р. Хар­ли). В рос. ки­но по­ли­цей­ским филь­мам со­от­вет­ст­во­ва­ли филь­мы о ми­ли­ции: «Де­ло № 306» (1956, реж. А. М. Ры­ба­ков), «Ме­сто встре­чи из­ме­нить нель­зя» (1979, реж. С. С. Го­во­ру­хин), «Ин­спек­тор ГАИ» (1983, реж. Э. М. Ураз­ба­ев) и др. С нач. 1940-х гг. по­пу­ляр­ность за­вое­ва­ли «чёр­ные филь­мы», в ко­то­рых рас­кры­ва­лась из­нан­ка внеш­не бла­го­при­стой­но­го об­ще­ст­ва: «Маль­тий­ский со­кол» (1941, реж. Дж. Хью­стон), «Веч­ный сон» (1946, реж. Х. Хо­укс), «Тем тя­же­лее бу­дет па­де­ние» (1956, реж. М. Роб­сон) и др. В ря­ду «шпи­он­ских» Д. вы­де­ля­ет­ся се­рия филь­мов об аген­те Джейм­се Бон­де (с 1962); в отеч. кино – Д. о раз­вед­чи­ках: «Под­виг раз­вед­чи­ка» (1947, реж. Б. В. Бар­нет), «Мёрт­вый се­зон» (1968, реж. С. Я. Ку­лиш), «Сем­над­цать мгно­ве­ний вес­ны» (1973, реж. Т. М. Ли­оз­но­ва) и др.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». Режиссёр С. С. Говорухин. 1979.

Осо­бен­ную по­пу­ляр­ность в ис­то­рии ки­но при­об­ре­ли ко­ме­дии и па­ро­дии на де­тек­тив­ные жан­ры: «По­ли­цей­ские» (1922, реж. Б. Ки­тон), «Не­ко­то­рые лю­бят по­го­ря­чее» (в отеч. про­ка­те – «В джа­зе толь­ко де­вуш­ки», 1959, реж. Б. Уайл­дер), «Ле­кар­ст­во от люб­ви» (1966, реж. Я. Ба­то­ры) и др. В этом ря­ду на осо­бом мес­те сто­ят ра­бо­ты А. Хич­ко­ка – мас­те­ра Д. с на­пря­жён­ным сю­же­том (т. н. сас­пенс), изы­скан­но до­зи­ро­вав­ше­го эле­мен­ты ко­ми­че­ско­го и ужас­но­го: «39 сту­пе­нек» (1935), «Го­ло­во­кру­же­ние» (1958), «К северу через северо-запад» (1959), «Пси­хо» (1960) и др.

По­ли­ти­за­ция зап. ки­но в 1960–70-х гг. вы­зва­ла к жиз­ни се­рию по­ли­ти­че­ских Д.: «Дзе­та» (1969, реж. К. Кос­та-Гав­рас), «След­ст­вие по де­лу гра­ж­да­ни­на вне вся­ких по­доз­ре­ний» (1969, реж. Э. Пет­ри), «Сия­тель­ные тру­пы» (1976, реж. Ф. Ро­зи), те­ле­се­ри­ал «Спрут» (1984–1999, ре­жис­сё­ры Д. Да­миа­ни, Ф. Ван­чи­ни, Л. Пе­рел­ли, Дж. Бат­тиа­то). На ру­бе­же 20–21 вв. центр. те­мой как ган­г­стер­ских, так и по­ли­цей­ских филь­мов ста­ли кор­руп­ция и гло­баль­ное без­за­ко­ние: «Од­на­ж­ды в Аме­ри­ке» (1984) С. Ле­о­не, «Хо­ро­шие ре­бя­та» (1990) и «От­ступ­ни­ки» (2006; пр. «Ос­кар») М. Скор­се­зе, «Сек­ре­ты Лос-Анд­же­ле­са» (1997) К. Хан­со­на, «Чёр­ная ор­хи­дея» (2006) Б. Де Паль­мы.

Лит.: Ко­ло­дяж­ная В. С. Со­вет­ский при­клю­чен­че­ский фильм. М., 1965; Haycraft H. Mur­der for pleasure; the life and times of the detective story. N. Y., 1968; Everson W. K. The detective in film. Secaucus, 1972; Мар­ку­лан Я. К. За­ру­беж­ный ки­но­де­тек­тив. Л., 1975; The art of the mystery story: a collection of cri­ti­cal essays. N. Y., 1976; Clarens C. Crime movi­es: from Griffith to the Godfather and ­beyond. L., 1980; Кест­хейи Т. Ана­то­мия де­тек­ти­ва. Бу­да­пешт, 1989; Как сде­лать де­тек­тив: [Сб.]. М., 1990; Barzun J., Taylor W. H. A ca­ta­lo­gue of crime. N. Y., 1992; Dubois J. Le ro­man policier ou la modernité. P., 1992; Lits M. Le roman policier. 2 éd. Liège, 1999; Tu­lard J. Dictionnaire du roman policier. P., 2005.

Вернуться к началу