Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТИ́ЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 66-67

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М.Л. Гаспаров

АНТИ́ЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, сти­хо­сло­же­ние греч. и лат. по­эзии 8 в. до н. э. – 6 в. н. э.; раз­но­вид­ность мет­ри­че­ско­го сти­хо­сло­же­ния. Важ­ней­шие его эле­мен­ты: крат­кий слог (); дол­гий слог (–); про­из­воль­ный слог, крат­кий или дол­гий (×); «двои­мый слог», дол­гий, ко­то­рый мо­жет за­ме­щать­ся дву­мя крат­ки­ми (∪ ∪); це­зу­ра (|). В рус. пе­ре­во­дах дол­гие сло­ги обыч­но пе­ре­да­ют­ся удар­ны­ми, а крат­кие – без­удар­ны­ми. А. с. су­ще­ст­во­ва­ло в трёх ва­ри­ан­тах.

1. То­ни­ко-сил­ла­би­че­ское – са­тур­ний­ский стих ран­ней лат. по­эзии.

2. Сил­ла­бо-мет­ри­че­ское сти­хо­сло­же­ние – «эо­лий­ские» раз­ме­ры ран­ней греч. ли­ри­ки (и их лат. ими­та­ции у Го­ра­ция и др.), ещё не поль­зо­вав­шие­ся двои­мы­ми сло­га­ми. Еди­ни­ца­ми сти­ха бы­ли стро­ки, не чле­ня­щие­ся на сто­пы (см. Ло­га­эды) и обыч­но на­зы­вав­шие­ся по име­нам по­этов-от­кры­ва­те­лей: фе­ре­кра­тей (Ф: × ×∪ ∪×), гли­ко­ней (Г: × ×∪ ∪ ∪ ×), ма­лый аск­ле­пиа­дов (а: – – – ∪ ∪– | – ∪ ∪ ∪ ×), боль­шой аск­ле­пиа­дов (А: – – – ∪ ∪ – | – ∪ ∪ – | – ∪ ∪ ∪ ×) и др. Они упот­реб­ля­лись пре­им. в 4-стиш­ных стро­фах: так, «аск­ле­пиа­до­вы­ми стро­фа­ми» на­зы­ва­лись ком­би­на­ции строк аа­аа, АААА, аа­аГ, ааФГ, Га­Га. Са­мы­ми из­вест­ны­ми бы­ли ал­кее­ва стро­фа и сап­фи­че­ская стро­фа.

3. Соб­ст­вен­но мет­ри­че­ское сти­хо­сло­же­ние клас­сич. эпо­са, ли­ри­ки и дра­мы. Еди­ни­цей сти­ха бы­ли сто­пы, дли­на ко­то­рых из­ме­ря­лась мо­ра­ми, крат­кий слог рав­нял­ся од­ной мо­ре, дол­гий – двум. 2-мор­ной сто­пой был пир­ри­хий (∪ ∪), 3-мор­ны­ми – ямб и хо­рей (тро­хей) (–, – ), 4-мор­ны­ми – спон­дей, дак­тиль, ана­пест (– –, – ∪ , ∪ ∪ –), 5-мор­ны­ми – бак­хий с ан­ти­бак­хи­ем, ам­фи­макр и 4 пе­о­на (– –, – – , – –, – ∪ ∪ ,∪ , ∪ ∪ , ∪ ∪ ∪ –) и т. д. В ка­ж­дой сто­пе дол­гий слог, стоя­щий на силь­ном мес­те (см. Метр), мень­ше мог раз­ла­гать­ся на крат­кие, стоя­щий на сла­бом мес­те – боль­ше. Ко­рот­кие 2–4-мор­ные сто­пы обыч­но объ­еди­ня­лись в ди­по­дии, сти­хотв. раз­мер на­зы­вал­ся по чис­лу ди­по­дий. Раз­ме­ром эпо­са был дак­ти­ли­че­ский гек­са­метр; раз­ме­ром эле­гий и эпи­грамм – эле­ги­ческий ди­стих (че­ре­до­ва­ние гек­са­мет­ра с пен­та­мет­ром); осн. раз­ме­ром тра­ге­дий и ко­ме­дий – ям­би­че­ский три­метр, вспо­мо­га­тель­ным – тро­хаи­че­ский тет­ра­метр. В ли­ри­ке мог­ли че­ре­до­вать­ся бо­лее длин­ные и бо­лее ко­рот­кие раз­ме­ры (см. Эпод).

В 3–5 вв. н. э. раз­ни­ца ме­ж­ду дол­го­той и крат­ко­стью зву­ков в греч. и лат. язы­ках ста­ла сгла­жи­вать­ся, и А. с. ус­ту­пи­ло ме­сто ср.-век. сил­ла­бич. сти­ху, од­на­ко по тра­ди­ции мет­ри­че­ские сти­хи про­дол­жа­ли пи­сать­ся ещё очень дол­го (в шко­лах – вплоть до 18–20 вв.).

Лит.: Снелль Б. Гре­че­ская мет­ри­ка. М., 1999; Гас­па­ров М. Л. Очерк ис­то­рии ев­ро­пей­ско­го сти­ха. М., 2003.

Вернуться к началу