ШНИ́ЦЛЕР
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШНИ́ЦЛЕР (Schnitzler) Артур (15.5.1862, Вена – 21.10.1931, там же), австр. драматург и прозаик. Родился в обеспеченной евр. семье; отец – известный врач, профессор. Учился на мед. ф-те Венского ун-та (1879–84); в 1885 защитил диссертацию, до 1893 был практикующим врачом-психиатром. Дебютировал как писатель в 1885. В 1890 вместе с Г. фон Гофмансталем, Р. Бер-Гофманом и Г. Баром составил лит. группу «Молодая Вена». В цикле одноактных драм «Анатоль» (1890–93), пьесах «Сказка» («Das Märchen», 1894), «Игра в любовь» («Liebelei», 1895), «Дичь» («Freiwild», 1896), «Завещание» («Das Vermächtnis», 1899) Ш. обратился к коллизиям и конфликтам интимной и публичной жизни австр. столицы «конца века», к драматически заострённым ситуациям любовной игры на грани смерти. В новеллах «Умирание» («Sterben», 1894), «Прощание» («Ein Abschied», 1896), «Мёртвые молчат» («Die Toten schweigen», 1897) Ш. погружается в тонкий и убедительный анализ сложных состояний человеческой психики, проникает в «правду бессознательного» (З. Фрейд). Мир, социум предстаёт у Ш. как производная субъективных ощущений и представлений. В одноактной драме-гротеске «Зелёный какаду» («Der grüne Kakadu», 1898), написанной на историч. материале, звучат социально-критич. мотивы (взятие Бастилии; аристократич. общество, беззаботно веселящееся и щекочущее себе нервы созерцанием порока и преступления), однако центр. линия связана с игрой в любовь и смерть, с маскарадом, театральным представлением. В пьесе «Хоровод» («Reigen», 1900) – самом скандальном драматич. произведении Ш., жизнь предстаёт как идущая по кругу череда соитий, законных и беззаконных, объединяющая людей в некоем «танце любви», за которым маячит «танец смерти». Однако социальный порядок и обществ. установления не подлежали безусловному исключению из худож. мира Ш. В новелле «Лейтенант Густль» («Leutnant Gustl», 1901), выстроенной как «внутренний монолог» героя, Ш. создал развёрнутое изображение обыденного сознания, личности, определяемой и собств. телесными потребностями, и жёстким кодексом сословного поведения. В 1901 офицерский суд чести осудил Ш. за публикацию этой новеллы как порочащей армию и лишил его воен. звания. В романе «Путь на волю» («Der Weg ins Freie», 1908) и в особенности в драме «Профессор Бернгарди» («Professor Bernhardi», 1912) социальная проблематика и нац. вопрос (антисемитизм в австр. обществе) выдвинуты на первый план. Драма была запрещена к постановке вплоть до распада Австро-Венг. империи в 1918. В созданных после 1-й мировой войны новеллах «Барышня Эльза» («Fräulein Else», 1924), «Новелла сновидений» («Traumnovelle», 1926) и «Игра на рассвете» («Spiel im Morgengrauen», 1927) Ш. обращается к навсегда исчезнувшему довоенному миру, погружая своих героев в атмосферу сумерек, смешивая сон и явь, осознанное и бессознательное. Произведения Ш. были многократно экранизированы, в т. ч. фильмы М. Офюльса «Флирт» (1933) и «Карусель» (1950); С. Кубрика «С широко закрытыми глазами» (1999) (по «Новелле сновидений»). Произведения Ш. пользовались исключительным успехом в России вплоть до нач. 1920-х гг.