Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЕ́ФФЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 19

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Р. Ненарокова

ШЕ́ФФЕР (Shaffer) Пи­тер (15.5.1926, Ли­вер­пуль – 6.6.2016, Корк, Ир­лан­дия), сэр (2001), англ. дра­ма­тург. Окон­чил ис­то­рич. от­де­ле­ние Кем­бридж­ско­го ун-та (1950). В 1951–54 жил в Нью-Йор­ке, об­ра­тил­ся к лит. твор­че­ст­ву, со­чи­нял трил­ле­ры. Вер­нув­шись в Анг­лию, ра­бо­тал в из­да­тель­ст­ве (1954–55), с 1956 вы­сту­пал как лит. кри­тик. Де­бю­ти­ро­вал как дра­ма­тург пье­сой «Со­лё­ная зем­ля» («The salt land», 1954); ус­пех сни­ска­ли пье­сы «Блуд­ный отец» («The prodigal father», 1957), «Уп­раж­не­ние для пя­ти паль­цев» («Five finger exercise», 1958; эк­ра­ни­за­ция 1962), «Ко­ро­лев­ская охо­та за Солн­цем» («The royal hunt of the Sun», 1964; эк­ра­ни­за­ция 1969), «Чёр­ная ко­ме­дия» («Black come­dy», 1965, пост. Р. Г. Вик­тю­ка, 1971), «Эк­вус» («Equus», 1973; эк­ра­ни­за­ция С. Лю­ме­та, 1977), «Ле­ти­ция и дур­ман» («Lettice and Lovage», 1987) и др. Ми­ро­вую из­вест­ность по­лу­чи­ла пье­са «Ама­дей» («Amadeus», 1979, рус. пер. 1983; по­ста­нов­ка Г. А. Тов­сто­но­го­ва, 1982; по­ста­нов­ка М. Г. Ро­зов­ско­го, 1983; эк­ра­ни­за­ция М. Фор­ма­на, 1984; за сце­на­рий к филь­му Ш. на­гра­ж­дён пр. «Ос­кар», 1984), соз­дан­ная под влия­ни­ем тра­ге­дии А. С. Пуш­ки­на «Мо­царт и Саль­е­ри» и од­но­им. опе­ры Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. Дра­ма­тур­гию Ш. от­ли­ча­ет фи­лос. под­текст, эс­те­тизм, изы­скан­ный пси­хо­ло­гизм, тон­кая мо­дер­ни­ст­ская иг­ра с куль­тур­ны­ми и ис­то­рич. об­раз­ами.

Лит.: MacMurraugh-Ka­vanagh M. K. P. Shaf­fer: theatre and drama. Basingstoke; N. Y., 1998; Bach S. Grenzsitu­atio­nen in den Dramen P. Shaffers. Eggingen, 2000; Eberle Th. P. Shaf­fer: an annotated bibliography. N. Y.; L., 1991.

Вернуться к началу