Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́КО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 263

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г.

Э́КО (Eco) Ум­бер­то (5.1.1932, Алес­сан­д­рия, Пье­монт – 19.2.2016, Ми­лан), итал. ли­те­ра­ту­ро­вед, пи­са­тель. Сын бух­гал­тера. Окон­чил фи­лос. ф-т Ту­рин­ско­го ун-та (1954). Ра­бо­тал на те­ле­ви­де­нии, пре­по­да­вал в ун-тах Ми­ла­на, Бо­ло­ньи, Ту­ри­на и др. Один из круп­ных пред­ста­ви­те­лей совр. се­мио­ти­ки, Э. вы­сту­пил с кри­ти­кой струк­ту­ра­лиз­ма за «он­то­ло­ги­за­цию» ка­те­го­рии струк­ту­ры [«От­сут­ст­вую­щая струк­ту­ра» («La struttura assente», 1968, рус. пер. 1998)]; в кн. «От­кры­тое про­из­ве­де­ние» («Opera aper­ta», 1962, рус. пер. 2004) обос­но­вал идею про­из­ве­де­ния, пре­дос­тав­ляю­ще­го чи­та­те­лю ши­ро­кие воз­мож­но­сти ин­тер­пре­та­ции. Об­щим про­бле­мам се­мио­ти­ки по­свя­ще­ны кни­ги «Трак­тат по об­щей се­мио­ти­ке» («Trattato di semiotica generale», 1975), «Се­мио­ти­ка и фи­ло­со­фия язы­ка» («Semiotica e filosofia del linguaggio», 1984); стра­те­гии ре­цеп­ции тек­ста – в цен­тре эс­се «Роль чи­та­те­ля: Ис­сле­до­ва­ния по се­мио­ти­ке тек­ста» («Lector in fabula: La cooperazione interpretativa nei testi narrativi», 1979, рус. пер. 2005). Ав­тор мно­го­числ. ра­бот, по­свя­щён­ных ис­то­рии за­пад­ной куль­ту­ры (в т. ч. мас­со­вой куль­ту­ре), эпи­сте­мо­ло­гии, язы­ку и по­ве­ден­че­ским сте­рео­ти­пам: «Ис­кус­ст­во и кра­со­та в сред­не­ве­ко­вой эс­те­ти­ке» («Arte e bellezza nell’estetica me­dievale», 1987, рус. пер. 2003), «По­ис­ки со­вер­шен­но­го язы­ка в ев­ро­пей­ской куль­ту­ре» («La ricerca della lingua perfetta nella cultura europea», 1993, рус. пер. 2007), «Кант и ут­ко­нос» («Kant e l’or­nitorinco», 1997), «Ис­то­рия кра­со­ты» («Storia della bellezza», 2004, рус. пер. 2007), «Ис­то­рия урод­ст­ва» («Storia della bruttezza», 2007, рус. пер. 2007) и др.

Как пи­са­тель де­бю­ти­ро­вал ро­ма­ном «Имя ро­зы» («Il nome della rosa», 1980, рус. пер. 1988; эк­ра­ни­за­ция реж. Ж. Ж. Ан­но, 1986), сни­скав­шим ши­ро­кий чи­та­тель­ский ус­пех. Ав­тор ро­ма­нов «Ма­ят­ник Фу­ко» («Il pendolo di Fou­cault», 1988, рус. пер. 1995), «Ост­ров на­ка­ну­не» («L’isola del giorno prima», 1994, рус. пер. 1999), «Бау­до­ли­но» («Baudolino», 2000, рус. пер. 2003), «Та­ин­ст­вен­ное пла­мя ца­ри­цы Лоа­ны» («La misteriosa fiamma della regina Lo­ana», 2004, рус. пер. 2008), «Праж­ское клад­би­ще» («Il cimitero di Praga», 2010, рус. пер. 2011), «Ну­ле­вой но­мер» («Nu­me­ro zero», 2015, рус. пер. 2015). Ху­дож. твор­че­ст­во Э. – один из яр­ких при­ме­ров по­стмо­дер­низ­ма; его от­ли­ча­ет оби­лие ал­лю­зий, скры­тых ци­тат, тон­кая иг­ра с лит. приё­ма­ми и жан­ра­ми, ув­ле­ка­тель­ный сю­жет, слож­ней­ший фи­лос. под­текст, свя­зан­ный с ос­мыс­ле­ни­ем ми­ро­воз­зренч. ос­нов зап.-ев­роп. куль­ту­ры.

На­гра­ж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (2003).

Соч.: От­сут­ст­вую­щая струк­ту­ра: Вве­де­ние в се­ми­оло­гию. СПб., 2006; О ли­те­ра­ту­ре. М., 2016.

Лит.: Жол­ков­ский А. К. У. Эко: От­сут­ст­вую­щая струк­ту­ра // Во­про­сы фи­ло­со­фии. 1970. № 2; Коз­лов С. Л. У. Эко. Lector in fabula: Ин­тер­пре­та­тив­ное со­труд­ни­че­ст­во в по­ве­ст­во­ва­тель­ных тек­стах // Со­вре­мен­ная ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра за ру­бе­жом. 1982. № 1; Ус­ма­но­ва А. Р. У. Эко: па­ра­док­сы ин­тер­пре­та­ции. Минск, 2000; Ре­бек­ки­ни Д. У. Эко на рубе­же ве­ков: от тео­рии к прак­ти­ке // Но­вое ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние. 2006. № 80; Nerlich M. U. Eco: die Biographie. Tüb., 2010.

Вернуться к началу