ЭЗО́П
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЗО́П (Αἴσωπος) (7–6 вв. до н. э.), легендарный др.-греч. баснописец. Существование Э. до 16 в. не ставилось под сомнение; совр. исследовательская традиция предполагает наличие нескольких прототипов Э., в т. ч. на Древнем Востоке (его имя может быть передачей имени библейского персонажа Иосифа, в истории которого есть ряд параллелей с событиями жизни Э.). Греч. легенда об Э., вероятно, сложилась на о. Самос. Согласно Геродоту, он был рабом на Самосе, где его убили дельфийцы, за что через поколение внук его хозяина получил выкуп. Детали устного предания об Э. встречаются у мн. авторов; в частности, Аристофан («Осы») сообщает о золотой чаше, подброшенной Э. с целью обвинить его в краже; др. комедиографы упоминают, что Э. помогал грекам при сражении при Фермопилах, Плутарх включал его в число 7 мудрецов. В греч. романе «Жизнеописание Эзопа» (сохр. в 2 версиях) он предстаёт в образе уродливого немого раба-фригийца, который получил за своё благочестие дар речи и талант баснописца; купленный философом Ксанфом, он демонстрировал перед его учениками своё умственное и нравств. превосходство. Получив свободу, Э. поступил на службу к царю Вавилона (перед которым был оклеветан и чудом избежал гибели); был убит дельфийцами после того, как обвинил их в рабском происхождении и алчности.
Басни Э. (каноническим считается сборник, подготовленный амер. исследователем Э. Перри в 1952, в который включены 584 текста) написаны прозой; их героями обычно являются говорящие животные, реже – люди. Басни, вероятно, принадлежат разным авторам и изначально представляли собой фиксацию устных рассказов, которые складывались в постоянно пополняемый сборник. Гл. герой кн. «Жизнь Аполлония Тианского» Филострата Флавия (см. Филостраты) утверждал, что басни Э., будучи неправдоподобны по сюжетам, правдивы и поучительны, т. е. подобны притче или аллегории. Деметрий Фалерский собрал басни Э. в 10 книгах (утрачены); в нач. 2 в. Бабрий переложил оригинальные греч. тексты холиямбами, затем они вошли в сб-к басен Максима Плануда, который также на основе «Жизнеописания» составил кн. «Жизнь Эзопа». Федр переложил ряд басен Э. на лат. яз. (ямбом), вероятно добавив собств. сочинения; Авиан (4 в.) переложил 42 басни на латынь элегич. дистихом. Басни переводились на разные языки, на их основе создавались пьесы, фильмы; существует огромное количество их муз. интерпретаций, иллюстраций к ним; мн. высказывания из басен стали поговорками. Первые переводы на рус. яз. относятся к 18 в. На зап.-европ. культуру значит. влияние оказали переложения, созданные Ж. де Лафонтеном и Г. Э. Лессингом, на русскую – И. А. Крыловым.