Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́ПОС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 418-419

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Е. Хализев

Э́ПОС (греч. ἔπος – сло­во, по­ве­ст­во­ва­ние, рас­сказ), 1) род ли­те­ра­тур­ный, вы­деляе­мый на­ря­ду с ли­ри­кой и дра­мой; пред­став­лен та­ки­ми жан­ра­ми, как сказ­ка, эпи­чес­кая по­эма, по­весть, рас­сказ, но­вел­ла, ро­ман, не­ко­то­рые ви­ды очер­ка; мо­жет быть как в сти­хо­твор­ной, так и в про­за­ич. фор­ме. Как и дра­ма, вос­про­из­во­дит дей­ст­вие, раз­вёр­ты­ваю­щее­ся в про­стран­ст­ве и вре­ме­ни, но его спе­ци­фи­ка – в ор­га­ни­зую­щей ро­ли по­ве­ст­во­ва­ния: но­си­тель ре­чи со­об­ща­ет о со­бы­ти­ях и их под­роб­но­стях как о чём-то про­шед­шем и вспо­ми­нае­мом, по­пут­но при­бе­гая к опи­са­ни­ям об­ста­нов­ки дей­ст­вия и об­ли­ка пер­со­на­жей, а ино­гда – к рас­су­ж­де­ни­ям. По­ве­ст­во­ват. пласт ре­чи эпич. про­из­ве­де­ния не­при­ну­ж­дён­но взаи­мо­дей­ст­ву­ет с диа­ло­га­ми и мо­но­ло­га­ми пер­со­на­жей (в т. ч. их внут­рен­ни­ми мо­но­ло­га­ми). Эпич. по­ве­ст­во­ва­ние то ста­но­вит­ся са­мо­дов­лею­щим, на вре­мя от­стра­няя вы­ска­зы­ва­ния ге­ро­ев, то про­ни­ка­ет­ся их ду­хом в не­соб­ст­вен­но-пря­мой ре­чи; то об­рам­ля­ет ре­п­ли­ки пер­со­на­жей, то, на­про­тив, сво­дит­ся к ми­ни­му­му или вре­мен­но ис­че­за­ет. Но в це­лом оно до­ми­ни­ру­ет в про­из­ве­де­нии, скре­п­ляя во­еди­но всё в нём изо­бра­жён­ное. По­это­му чер­ты Э. во мно­гом оп­ре­де­ля­ют­ся свой­ст­ва­ми по­ве­ст­во­ва­ния. Эпич. по­ве­ст­во­ва­ние ве­дёт­ся от ли­ца, на­зы­вае­мо­го по­ве­ст­во­ва­те­лем, сво­его ро­да по­сред­ни­ка ме­ж­ду изо­бра­жае­мым и слу­ша­те­ля­ми (чи­та­те­ля­ми), сви­де­те­ля и ис­тол­ко­ва­те­ля про­ис­шед­ше­го. Све­де­ния о его судь­бе, его взаи­мо­от­но­ше­ни­ях с пер­со­на­жа­ми, об об­стоя­тель­ст­вах «рас­ска­зы­ва­ния» обыч­но от­сут­ст­ву­ют. Вме­сте с тем по­ве­ст­во­ва­тель мо­жет «сгу­щать­ся» в кон­крет­ное ли­цо, ста­но­вясь рас­сказ­чи­ком (Гри­нёв в «Ка­пи­тан­ской доч­ке» А. С. Пуш­ки­на). По­ве­ст­во­ва­тель­ная речь ха­рак­те­ри­зу­ет не толь­ко пред­мет вы­ска­зы­ва­ния, но и са­мо­го но­си­те­ля ре­чи; эпич. фор­ма за­пе­чат­ле­ва­ет ма­не­ру го­во­рить и вос­при­ни­мать мир, свое­об­ра­зие соз­на­ния по­ве­ст­во­ва­те­ля.

Э. мак­си­маль­но сво­бо­ден в ос­вое­нии про­стран­ст­ва и вре­ме­ни. В тща­тель­ном вос­соз­да­нии про­цес­сов, про­те­каю­щих в ши­ро­ком про­стран­ст­ве и на зна­чит. эта­пах вре­ме­ни, с Э. спо­соб­но со­пер­ни­чать лишь ки­но и те­ле­ви­де­ние. Ар­се­нал лит.-изо­бра­зит. средств ис­поль­зу­ет­ся Э. в пол­ном его объ­ё­ме (по­ступ­ки, порт­ре­ты, пря­мые ха­рак­те­ри­сти­ки, диа­ло­ги и мо­но­ло­ги, пей­за­жи, ин­терь­е­ры, жес­ты, ми­ми­ка), что при­да­ёт об­раз­ам ил­лю­зию пла­стич. объ­ём­но­сти и зри­тель­но-слу­хо­вой дос­то­вер­но­сти. Э., в от­ли­чие от дра­мы, не на­стаи­ва­ет на ус­лов­но­сти вос­соз­да­вае­мо­го. Здесь ус­лов­но не столь­ко само изо­бра­жён­ное, сколь­ко «изо­бра­жаю­щий», т. е. по­ве­ст­во­ва­тель, ко­то­ро­му час­то свой­ст­вен­но аб­со­лют­ное зна­ние о про­ис­шед­шем в его мель­чай­ших под­роб­но­стях.

Э. мо­жет со­сре­до­то­чить в се­бе та­кое ко­ли­че­ст­во ха­рак­те­ров и со­бы­тий, ко­то­рое не­дос­туп­но др. ро­дам лит-ры и ви­дам иск-ва. При этом по­ве­ст­во­ват. фор­ма в со­стоя­нии вос­соз­да­вать ха­рак­те­ры слож­ные, про­ти­во­ре­чи­вые, мно­го­гран­ные, на­хо­дя­щие­ся в ста­нов­ле­нии. В при­ро­де Э. – уни­вер­саль­но-ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние по­зна­ва­тель­но-изо­бра­зит. воз­мож­но­стей лит-ры и иск-ва в це­лом.

Э. фор­ми­ро­вал­ся раз­ны­ми пу­тя­ми. Ли­ро-эпи­чес­кие, а на их ос­но­ве и соб­ст­вен­но эпич. пес­ни, по­доб­но дра­ме и ли­ри­ке, воз­ни­ка­ли из ри­ту­аль­ных син­кре­тич. пред­став­ле­ний, ос­но­ву ко­то­рых со­став­ля­ли ми­фы. По­ве­ст­во­ват. фор­ма иск-ва скла­ды­ва­лась и не­за­ви­си­мо от пуб­лич­но­го об­ря­да: уст­ная про­за­ич. тра­ди­ция ве­ла от ми­фа (пре­им. не­ри­туа­ли­зо­ван­но­го) к сказ­ке. На ран­нее эпич. твор­че­ст­во и даль­ней­шее ста­нов­ле­ние ху­дож. по­ве­ст­во­ва­ния воз­дей­ст­во­ва­ли так­же уст­ные, а по­том и фик­си­руе­мые пись­мен­но ис­то­рич. пре­да­ния. До 18 в. ве­ду­щим жан­ром Э. бы­ла эпич. по­эма; в даль­ней­шем на пер­вое ме­сто по­сте­пен­но вы­дви­нул­ся ро­ман. 2) То же, что эпо­пея.

Лит.: Бах­тин М. М. Эпос и ро­ман // Бах­тин М. М. Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры и эс­те­ти­ки. М., 1975; Ме­ле­тин­ский Е. М. Вве­де­ние в ис­то­ри­че­скую по­эти­ку эпо­са и ро­ма­на. М., 1986.

Вернуться к началу