Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУМЕ́РО-АККА́ДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 155-156

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Емельянов

ШУМЕ́РО-АККА́ДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, сло­вес­ность Древ­ней Ме­со­по­та­мии на шу­мер­ском и ак­кад­ском язы­ках, за­фикси­ро­ван­ная на гли­ня­ных таб­лич­ках в 3–1-м тыс. до н. э. Па­мят­ни­ки Ш.-а. л. об­на­ру­же­ны в ре­зуль­та­те рас­ко­пок, про­во­див­ших­ся с сер. 19 в. на тер­ри­то­рии совр. Ира­ка. В 3-м – нач. 2-го тыс. до н. э. лит. тек­сты соз­да­ва­лись пре­им. на шу­мер­ском яз. Они за­пи­сы­ва­лись дву­мя ви­да­ми кли­но­пи­си – обыч­ной и шиф­ро­ван­ной (т. н. «UD. GAL. NUN-ор­фо­гра­фи­ей»). В 27–23 вв. в Уре, Шу­руп­па­ке, Абу-Са­ля­би­хе, Ла­га­ше и Ада­бе за­пи­сы­ва­лись по­сло­ви­цы, за­го­во­ры, фраг­мен­ты гим­нов. Поя­вив­шие­ся в это вре­мя цар­ские над­пи­си так­же мож­но от­не­сти к лит. тек­стам. В 22–17 вв. в Ла­га­ше, Уре, Нип­пу­ре и Иси­не был со­став­лен осн. кор­пус шу­ме­роя­зыч­ных тек­стов, ку­да вхо­ди­ли над­пи­си на ста­ту­ях и сте­лах пра­ви­те­лей, за­ко­но­дат. тек­сты (ко­декс и про­то­ко­лы за­се­да­ний), пись­ма ца­рям и бо­гам, гим­ны бо­гам, хра­мам, ге­ро­ям и обо­же­ст­в­лён­ным ца­рям, пла­чи по раз­ру­шен­ным го­ро­дам, ри­ту­аль­ные пла­чи по бо­гу пло­до­ро­дия Ду­му­зи, т. н. школь­ные тек­сты (по­учи­тель­ная лит-ра, диа­ло­ги-спо­ры ме­ж­ду пред­ме­та­ми и жи­вот­ны­ми, по­сло­ви­цы, за­гад­ки, бас­ни), за­го­во­ры, тру­до­вые пес­ни, рас­сказ о по­то­пе, хро­но­ло­гия прав­ле­ния ца­рей (т. н. Цар­ские спи­ски), учеб­ные ма­те­ма­тич. таб­лич­ки. Не­ко­то­рые тек­сты име­ли в ко­ло­фо­нах ука­за­ния на при­над­леж­ность к оп­ре­де­лён­но­му жан­ру. По­ми­мо са­мих тек­стов, до нас так­же дош­ли их гли­ня­ные ка­та­ло­ги. Все тек­сты в ка­та­ло­гах на­зва­ны по пер­вым строч­кам, не­ко­то­рая их часть не со­хра­ни­лась. К осн. осо­бен­но­стям по­эти­ки шу­мер­ских тек­стов сле­ду­ет от­не­сти по­вто­ры, па­рал­ле­лиз­мы, от­сут­ст­вие ко­неч­ной риф­мы (хо­тя из­вест­ны слу­чаи внутр. риф­мы). Их уда­ре­ния и раз­ме­ры по­ка не под­да­ют­ся вы­яв­ле­нию. По­сколь­ку мн. про­из­ве­де­ния шу­мер­ской сло­вес­но­сти ис­пол­ня­лись под ак­ком­па­не­мент муз. ин­ст­ру­мен­тов, осо­бое зна­че­ние для них име­ли ритм и темп ис­пол­не­ния.

С 18 в. на­ча­лось пре­об­ла­да­ние лит. тек­стов на ак­кад­ском яз. Осн. часть кор­пу­са дош­ла из Ва­ви­ло­на, Аш­шу­ра и Ни­не­вии (б-ка Аш­шур­ба­на­па­ла), а так­же из пе­ри­фе­рий­ных го­ро­дов (Эмар, Ала­лах, Сул­тан-Те­пе, Хат­ту­сас). По­ми­мо уже из­вест­ных с 3-го тыс. жан­ров, в ак­кад­ский пе­ри­од по­яв­ля­ют­ся цар­ские ан­на­лы, лич­ные пись­ма, дву­языч­ные сло­го­вые сло­ва­ри, грам­ма­тич. и син­хро­нич. таб­ли­цы, ас­тро­но­мич. и ма­те­ма­тич. тек­сты, мед. и ку­ли­нар­ные ре­цеп­ты, эпо­сы, мо­лит­вы, ре­лиг.-этич. тек­сты (тео­ди­цея), се­рии за­го­во­ров, се­рии га­да­тель­ных и пред­ска­за­тель­ных тек­стов, за­пи­си ри­туа­лов, ком­мен­та­рии к име­нам богов и на­зва­ни­ям ме­ся­цев, го­ро­ско­пы. В ко­ло­фо­нах тек­стов ука­за­на их при­над­леж­ность к оп­ре­де­лён­ной се­рии или к жан­ру. Ак­кад­ские по­этич. тек­сты на­пи­са­ны то­ни­че­ским сти­хом, в ко­то­ром гл. роль иг­ра­ет счёт удар­ных сло­гов. Внут­рен­няя и ко­неч­ная риф­мы в них от­сут­ст­ву­ют. По­след­ние па­мят­ни­ки лит-ры на ак­кад­ском яз. соз­да­ва­лись во 2 в. до н. э.

Сре­ди осн. сю­же­тов Ш.-а. л. сле­ду­ет на­звать ка­лен­дар­ные кос­мо­го­ни­че­ские ми­фы (бит­ва Ни­нур­ты и Аса­га, «Эн­ки и уст­рой­ст­во ми­ра», «Эну­ма элиш», нис­хо­ж­де­ние Инан­ны в под­зем­ный мир и пла­чи по Ду­му­зи), ска­за­ния о под­ви­гах ге­ро­ев (Эн­мер­кар, Гиль­га­меш, Эта­на, Ада­па), пре­ния двух сто­рон о пре­вос­ход­ст­ве (спор Мо­ты­ги и Плу­га, Зи­мы и Ле­та, Та­ма­ри­ска и Паль­мы), рас­ска­зы о школь­ной жиз­ни, про­слав­ле­ние пра­ви­те­лей, пла­чи по за­то­п­лен­ным и раз­ру­шен­ным го­ро­дам, миф о по­то­пе. Цар­ские ан­на­лы, как пра­ви­ло, со­сто­ят из 3 час­тей – про­слав­ле­ние пра­ви­те­ля, во­ен. по­хо­ды и стро­ит. дея­тель­ность. Осо­бое зна­че­ние име­ют «тео­ди­цеи» («Не­вин­ный Стра­да­лец», «Ва­ви­лон­ская тео­ди­цея», «Раз­го­вор гос­по­ди­на с ра­бом», «Се­ме­ро про­тив На­рам-Су­эна») – ре­лиг.-этич. тек­сты, в ко­то­рых со­дер­жат­ся раз­мыш­ле­ния о свя­зи ме­ж­ду бла­го­чес­ти­вым по­ве­де­ни­ем че­ло­ве­ка и ус­пеш­но­стью его жиз­ни.

Лит.: Krecher J. Sumerische Literatur // Al­t­orientalische Literaturen. Wiesbaden, 1978; Я от­крою те­бе со­кро­вен­ное сло­во: Ли­те­ра­ту­ра Ва­ви­ло­нии и Ас­си­рии. М., 1981; Афа­нась­е­ва В. К. Ли­те­ра­ту­ра древ­не­го Дву­ре­чья // Ис­то­рия все­мир­ной ли­те­ра­ту­ры. М., 1983. Т. 1; Клоч­ков И. С. Ду­хов­ная куль­ту­ра Ва­ви­ло­нии. М., 1983; Кра­мер С. Н. Ис­то­рия на­чи­на­ет­ся в Шу­ме­ре. 2-е изд. М., 1991; The lite­rature of Ancient Sumer. Oxf., 2004; Шар­пен Д. Чте­ние и пись­мо в Ва­ви­ло­нии. М., 2009; Емель­я­нов В. В. Шу­мер­ская ли­те­ра­ту­ра // Ли­те­ра­ту­ры стран Азии и Аф­ри­ки: На­чаль­ный пе­ри­од раз­ви­тия. СПб., 2012.

Вернуться к началу