ЭСХИ́Л
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭСХИ́Л (Αἰσχύλος) (ок. 525 до н. э., Элевсин – 456 или 455 до н. э., Гела, Сицилия), др.-греч. драматург. Из аристократич. семьи. Жил в Афинах, был посвящён в элевсинские мистерии, затем обвинён в разглашении в своих трагедиях культовых тайн, впоследствии оправдан. Принимал участие в греко-персидских войнах – в Марафонской битве (490; его брат Кинегир стал её знаменитым героем), в сражении при Саламине (480) и, возможно, в битве при Платеях (479). По приглашению сиракузского тирана Гиерона I (см. Гиероны) несколько раз приезжал на Сицилию, где и скончался, по легенде (Плиний Старший, Валерий Максим), из-за несчастного случая: орёл сбросил черепаху (или камень) ему на голову. Оба сына Э. (особенно Евфорион) и племянник Филокл также снискали успех своими трагедиями.
Получил известность как драматург ок. 500 до н. э.: первая победа Э. на состязании трагиков (Дионисиях) относится к 484, всего побеждал 13 раз (в 468 уступил Софоклу). Э. считается одним из основоположников жанра трагедии; именно ему Аристотель приписывает введение в драматич. действие второго актёра. Произведения Э. пронизаны идеями патриотизма, любви к родному полису; герои отличаются силой и возвышенным благородством, их диалоги зачастую состоят из длинных речей, языку свойственна образность и архаичность (или намеренная архаизация). Э. создал ок. 90 пьес (написаны стихами) по большей части на мифологич. сюжеты (некоторые трагедии составляли трилогии). Полностью сохранились 7 трагедий. Трагедия «Персы» («Πέρσαι», 472) – 2-я часть трилогии, отчасти навеянной личным воен. опытом Э. и, возможно, посвящённой конфликтам с богами (1-я ч. – «Финей», «Φινεύς»; 3-я ч. – «Главк», «Γλαῦϰος»; к трилогии примыкала сатировская драма «Прометей-огневозжигатель»); в первой постановке пьесы принимал участие Перикл. Трагедия «Семеро против Фив» (467) – 3-я часть трилогии об Эдипе, посвящённой теме родового проклятия (1-я ч. – «Лаий», «Λάϊος», 2-я ч. – «Эдип», «Οἰδίπους»; к трилогии примыкала сатировская драма «Сфинкс», «Σφίγξ»). Пьеса «Просительницы» («‘Ιϰέτιδες», 463) – 1-я часть трилогии о Данаидах, посвящённой, возможно, брачному законодательству в Афинах (2-я пьеса – «Египтяне», «Αἰγύπτιοι »; 3-я пьеса – «Данаиды», «Δαναΐδες»; сатировская драма – «Амимона», «’Αμυμώνη»). Целиком сохранилась последняя трилогия Э. о жестокой судьбе Агамемнона и его детей «Орестея» («’Ορέστεια», 458; сатировская драма «Протей», «Πρωτεύς», сохр. в фрагментах), включившая трагедии «Агамемнон» («’Αγαμέμνων»), «Хоэфоры, или Плакальщицы» («Χοηόροι»), «Эвмениды» («Εύμενίδες») и посвящённая проблеме личной мести, противоречащей основам обществ. правосудия. Трагедия «Прометей прикованный» (450–440-е гг. или ок. 415) была 1-й частью трилогии о Прометее (2-я ч. – «Прометей освобождённый», 3-я часть – «Прометей-огненосец»; сатировская драма неизвестна) и приписывалась Э. филологами александрийской школы; ряд совр. учёных опровергают его авторство (некоторые в качестве автора называют Евфориона). От остальных пьес дошли фрагменты или только названия.
Творчество Э. оказало решающее влияние на становление и развитие жанра трагедии. О его популярности среди современников свидетельствует комедия «Лягушки» Аристофана, где Э. выигрывает состязание с Еврипидом. После смерти Э. его пьесы продолжали активно ставиться; трагедии «Персы», «Прометей» и «Семеро против Фив» входили в школьную программу в визант. эпоху, что обеспечило им хорошую сохранность. В Зап. Европе в период Средневековья творчество Э. было практически неизвестно, интерес к нему наблюдается с эпохи романтизма. На рус. яз. произведения Э. переводились с 19 в.