Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭСХИ́Л

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 483

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Журбина

ЭСХИ́Л (Αἰσχύλος) (ок. 525 до н. э., Элев­син – 456 или 455 до н. э., Ге­ла, Си­ци­лия), др.-греч. дра­ма­тург. Из ари­сто­кра­тич. се­мьи. Жил в Афи­нах, был по­свя­щён в элев­син­ские мис­те­рии, за­тем об­ви­нён в раз­гла­ше­нии в сво­их тра­ге­ди­ях куль­то­вых тайн, впо­след­ст­вии оп­рав­дан. При­ни­мал уча­стие в гре­ко-пер­сид­ских вой­нах – в Ма­ра­фон­ской бит­ве (490; его брат Ки­не­гир стал её зна­ме­ни­тым ге­ро­ем), в сра­же­нии при Са­ла­ми­не (480) и, воз­мож­но, в бит­ве при Пла­те­ях (479). По при­гла­ше­нию си­ра­куз­ско­го ти­ра­на Гие­ро­на I (см. Гие­ро­ны) нес­коль­ко раз при­ез­жал на Си­ци­лию, где и скон­чал­ся, по ле­ген­де (Пли­ний Стар­ший, Ва­ле­рий Мак­сим), из-за не­сча­ст­но­го слу­чая: орёл сбро­сил че­ре­па­ху (или ка­мень) ему на го­ло­ву. Оба сы­на Э. (осо­бен­но Ев­фо­ри­он) и пле­мян­ник Фи­локл так­же сни­ска­ли ус­пех свои­ми тра­ге­дия­ми.

По­лу­чил из­вест­ность как дра­ма­тург ок. 500 до н. э.: пер­вая по­бе­да Э. на со­стя­за­нии тра­ги­ков (Дио­ни­си­ях) от­но­сит­ся к 484, все­го по­бе­ж­дал 13 раз (в 468 ус­ту­пил Со­фок­лу). Э. счи­та­ет­ся од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков жан­ра тра­ге­дии; имен­но ему Ари­сто­тель при­пи­сы­ва­ет вве­де­ние в дра­ма­тич. дей­ст­вие вто­ро­го ак­тё­ра. Про­из­ве­де­ния Э. про­ни­за­ны идея­ми пат­рио­тиз­ма, люб­ви к род­но­му по­ли­су; ге­рои от­ли­ча­ют­ся си­лой и воз­вы­шен­ным бла­го­род­ст­вом, их диа­ло­ги за­час­тую со­сто­ят из длин­ных ре­чей, язы­ку свой­ст­вен­на об­раз­ность и ар­ха­ич­ность (или на­ме­рен­ная ар­хаи­за­ция). Э. соз­дал ок. 90 пьес (на­пи­са­ны сти­ха­ми) по боль­шей час­ти на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты (не­ко­то­рые тра­ге­дии со­став­ля­ли три­ло­гии). Пол­но­стью со­хра­ни­лись 7 тра­ге­дий. Тра­ге­дия «Пер­сы» («Πέρσαι», 472) – 2-я часть три­ло­гии, от­час­ти на­ве­ян­ной лич­ным во­ен. опы­том Э. и, воз­мож­но, по­свя­щён­ной кон­флик­там с бо­га­ми (1-я ч. – «Фи­ней», «Φινεύς »; 3-я ч. – «Главк», «Γλαῦϰος »; к три­ло­гии при­мы­ка­ла са­ти­ров­ская дра­ма «Про­ме­тей-ог­не­воз­жи­га­тель», «Προμηθε&varia;υς Πυρϰαιεύς »); в пер­вой по­ста­нов­ке пье­сы при­ни­мал уча­стие Пе­рикл. Тра­ге­дия «Се­ме­ро про­тив Фив» («‘Επτ&varia;α ἐπὶ Θήβας», 467) – 3-я часть три­ло­гии об Эди­пе, по­свя­щён­ной те­ме ро­до­во­го про­кля­тия (1-я ч. – «Ла­ий», «Λάϊος», 2-я ч. – «Эдип», «Οἰδίπους»; к три­ло­гии при­мы­ка­ла са­ти­ров­ская дра­ма «Сфинкс», «Σφίγξ»). Пье­са «Про­си­тель­ни­цы» («‘Ιϰέτιδες», 463) – 1-я часть три­ло­гии о Да­наи­дах, по­свя­щён­ной, воз­мож­но, брач­но­му за­ко­но­да­тель­ст­ву в Афи­нах (2-я пье­са – «Егип­тя­не», «Αἰγύπτιοι »; 3-я пье­са – «Да­наи­ды», «Δαναΐδες»; са­ти­ров­ская дра­ма – «Ами­мо­на», «’Αμυμώνη»). Це­ли­ком со­хра­ни­лась по­след­няя три­ло­гия Э. о жес­то­кой судь­бе Ага­мем­но­на и его де­тей «Оре­стея» («’Ορέστεια», 458; са­ти­ров­ская дра­ма «Про­тей», «Πρωτεύς», сохр. в фраг­мен­тах), вклю­чив­шая тра­ге­дии «Ага­мем­нон» («’Αγαμέμνων»), «Хо­эфо­ры, или Пла­каль­щи­цы» («Χοηόροι»), «Эв­ме­ни­ды» («Εύμενίδες») и по­свя­щён­ная про­бле­ме лич­ной мес­ти, про­ти­во­ре­ча­щей ос­но­вам об­ществ. пра­во­су­дия. Тра­ге­дия «Про­ме­тей при­ко­ван­ный» («Προμηθε&varia;υς Δεσμώτης», 450–440-е гг. или ок. 415) бы­ла 1-й ча­стью три­ло­гии о Про­ме­тее (2-я ч. – «Про­метей ос­во­бо­ж­дён­ный», «Προμηθε&varia;υς Λυόμενος», 3-я часть – «Про­ме­тей-ог­не­но­сец», «Προμηθε&varia;υς Πυρφόρος»; са­ти­ров­ская дра­ма не­из­вест­на) и при­пи­сы­ва­лась Э. фи­ло­ло­га­ми алек­сан­д­рий­ской шко­лы; ряд совр. учё­ных оп­ро­вер­га­ют его ав­тор­ст­во (не­ко­то­рые в ка­че­ст­ве ав­то­ра на­зы­ва­ют Ев­фо­рио­на). От ос­таль­ных пьес дош­ли фраг­мен­ты или толь­ко на­зва­ния.

Твор­че­ст­во Э. ока­за­ло ре­шаю­щее влия­ние на ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие жан­ра тра­ге­дии. О его по­пу­ляр­но­сти сре­ди со­вре­мен­ни­ков сви­де­тель­ст­ву­ет ко­ме­дия «Ля­гуш­ки» Ари­сто­фа­на, где Э. вы­иг­ры­ва­ет со­стя­за­ние с Ев­ри­пи­дом. По­сле смер­ти Э. его пье­сы про­дол­жа­ли ак­тив­но ста­вить­ся; тра­ге­дии «Пер­сы», «Про­ме­тей» и «Се­ме­ро про­тив Фив» вхо­ди­ли в школь­ную про­грам­му в ви­зант. эпо­ху, что обес­пе­чи­ло им хо­ро­шую со­хран­ность. В Зап. Ев­ро­пе в пе­ри­од Сред­не­ве­ко­вья твор­че­ст­во Э. бы­ло прак­ти­че­ски не­из­вест­но, ин­те­рес к не­му на­блю­да­ет­ся с эпо­хи ро­ман­тиз­ма. На рус. яз. про­из­ве­де­ния Э. пе­ре­во­ди­лись с 19 в.

Соч.: Тра­ге­дии. М., 1971; Тра­ге­дии. М., 1989; Aeschyli Tragoediae: cum incerti poetae Pro­metheo / Ed. M. L. West. Stutgardiae, 1990; Loeb Classical Library / Ed. A. H. Sommerstein. Camb. (Mass.); L., 2008–2009. Vol. 145, 146, 505; Tragicorum Graecorum fragmenta / Ed. S. Radt. Gött., 2009. Vol. 3.

Лит.: Яр­хо В. Н. Эс­хил. М., 1958; он же. Дра­ма­тур­гия Эс­хи­ла и не­ко­то­рые про­бле­мы древ­не­гре­че­ской тра­ге­дии. М., 1978; Ro­mil­ly J. de. La сrainte et l’angoisse dans le théâtre d’Eschyle. P., 1971; Thomson G. Aeschylus and Athens: A study in the social origin of drama. 4th ed. L., 1973; Murray G. Aeschylus: The creator of tragedy. Oxf., 1978; Rosenmeyer T. The art of Aeschylus. Berk., 1982; Spatz L. Aeschylus. Boston, 1982; Herington C. J. Aes­chylus. New Haven, 1986; Sommerstein A. H. Aeschylean tragedy. L., 2010; Deforge B. Une vie avec Eschyle. P., 2010; Мус­ба­хо­ва В. Т. «Про­ме­тей при­ко­ван­ный»: Про­бле­ма ав­тор­ст­ва и да­ти­ров­ки тра­ге­дии. СПб., 2013.

Вернуться к началу