Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРИШ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 629

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков

ФРИШ (Frisch) Макс (15.5.1911, Цю­рих – 4.4.1991, там же), швейц. пи­са­тель, дра­ма­тург. Пи­сал на нем. яз. Сын ар­хи­тек­то­ра. Учил­ся на фи­ло­ло­гич. ф-те Цю­рих­ско­го ун-та (1930–32), из-за смер­ти от­ца был вы­ну­ж­ден пре­рвать учё­бу; ра­бо­тал кор­рес­пон­ден­том в га­зе­тах Цю­ри­ха и Ба­зе­ля. В 1933 Ф. пу­те­ше­ст­во­вал по Вост. Ев­ро­пе, его впе­чат­ле­ния от­ра­зи­лись в де­бют­ном ро­ма­не «Юрг Рейн­харт» («Jürg Reinhart», 1934), ко­то­рый позд­нее сам Ф. оце­ни­вал как не­удач­ный. В 1940 окон­чил ар­хит. от­де­ле­ние Цю­рих­ско­го тех­нич. ин-та. Ру­ко­во­дил собств. ар­хит. бю­ро. В 1951 уехал в США. В кон. 1950-х гг., вер­нув­шись на ро­ди­ну, по­свя­тил се­бя лит-ре. В 1966 и 1968 по­се­тил СССР. Вы­сту­пал как пра­во­за­щит­ник (в т. ч. за ле­га­ли­за­цию эв­та­на­зии).

Ф. – круп­ней­ший швейц. пи­са­тель 20 в.; на его твор­че­ст­во зна­чит. влия­ние ока­зал те­атр Б. Брех­та, а так­же опыт мо­дер­ни­ст­ской про­зы. В цен­тре про­ни­зан­но­го пси­хо­ло­гиз­мом твор­че­ст­ва Ф. – про­бле­ма нравств. вы­бо­ра в ус­ло­ви­ях бур­жу­аз­но­го праг­ма­тиз­ма и тор­же­ст­ва стан­дар­ти­за­ции. Ро­ман «Штил­лер» («Sti­l­ler», 1954, рус. пер. 1972) по­свя­щён ду­шев­ным по­ис­кам швейц. скульп­то­ра, стре­мя­ще­го­ся «быть дру­гим» и ищу­ще­го под­лин­ную жизнь, но в ито­ге ка­пи­ту­ли­рую­ще­го. Гл. ге­рой ро­ма­на «Homo Фа­бер» («Homo Faber», 1957, рус. пер. 1967), от­вер­гая ис­по­ве­дуе­мые из­на­чаль­но прин­ци­пы мер­кан­ти­лиз­ма и праг­ма­тиз­ма, це­ной стра­да­ний от­кры­ва­ет свою ис­тин­ную, глу­бин­ную сущ­ность. Ши­ро­кую из­вест­ность сни­скал ро­ман «На­зо­ву се­бя Ган­тен­байн» («Mein Name sei Gantenbein», 1964, рус. пер. 1975), от­ме­чен­ный сме­лы­ми фор­маль­ны­ми экс­пе­ри­мен­та­ми: по­ве­ст­во­ва­ние пред­ста­ёт как со­во­куп­ность аль­тер­на­тив­ных био­гра­фий ге­ро­ев, ни од­на из ко­то­рых не яв­ля­ет­ся окон­ча­тель­ной и при­ори­тет­ной по от­но­ше­нию к дру­гим. Эк­зи­стен­ци­аль­ная и со­ци­аль­ная про­бле­ма­ти­ка – в цен­тре пьес Ф. «Опять они по­ют» («Nun singen sie wieder», 1946, рус. пер. 1970), «Би­дер­ман и под­жи­га­те­ли» («Herr Bie­dermann und die Brandstifter», пост. 1958, рус. пер. 1965), «Ан­дор­ра» («Andorra», 1961), «Ко­гда окон­чи­лась вой­на» («Als der Krieg zu Ende war», 1949), «Дон Жу­ан, или Лю­бовь к гео­мет­рии» («Don Juan oder Die Liebe zur Geo­metrie», 1953, рус. пер. 1970) и др. Ав­тор пуб­ли­ци­стич. ста­тей, ре­чей, в т. ч. «Куль­ту­ра как али­би» («Kultur als Ali­bi», изд. в 1949, рус. пер. 1987), «На ис­хо­де Про­све­ще­ния – зо­ло­той те­лец» («Am Ende der Aufklärung steht das Gol­dene Kalb», 1986), в ко­то­рых вы­сту­пил с кри­ти­кой амер. и швейц. об­ще­ст­ва, ос­но­ван­но­го на куль­те по­треб­ле­ния. Сре­ди др. со­чи­не­ний: во мно­гом ав­то­био­гра­фич. по­вес­ти «Обо­жаю то, что ме­ня сжи­га­ет, или Труд­ные лю­ди» («J’adore ce qui me brûle oder Die Schwierigen», 1944), «Че­ло­век по­яв­ля­ет­ся в эпо­ху Голо­це­на» («Der Mensch erscheint im Holozän», 1979, рус. пер. 1982), ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ская по­весть «Швей­ца­рия без ар­мии?» («Schweiz ohne Armee?», 1989); мно­го­числ. днев­ни­ки, в т. ч. «Ли­ст­ки из ве­ще­во­го меш­ка» («Blätter aus dem Brotsack», 1940) и др.

Соч.: Stücke. Fr./M., 1962. Bd 1–2; Пье­сы. М., 1970; Gesammelte Werke. Fr./M., 1976–1986. Bd 1–7; Ли­ст­ки из ве­ще­во­го меш­ка. М., 1987; Избр. про­из­ве­де­ния: В 3 т. М., 1991; Romane, Erzählungen, Tagebücher. Fr./M., 2008.

Лит.: Heinz L. A. M. Frisch: Leben und Werk. Münch., 2001; Weidermann V. M. Frisch: sein Leben, seine Bücher. Köln, 2010; Hage V. M. Frisch: sein Leben in Bildern und Texten. B., 2011; Schütt J. M. Frisch. Biographie eines Aufstiegs. B., 2011.

Вернуться к началу